Участие местных сил
Участие местного
населения и представляющих его организаций можно охарактеризовать как наделение людей возможностью мобилизовать
свои силы, лично участвовать, принимать решения и контролировать их исполнение в управлении ресурсами и видами деятельности, оказывающими
влияние на существование экосистем и качество жизни населения. Проекты могут классифицироваться на основе принятых
в них подходах и связях с предполагаемыми бенефициарами, то есть:
- "бенефициарный"
подход, который сводит участие местного населения к пассивному наблюдению.
Такой подход к развитию нацелен на извлечение осязаемых экономических выгод от его реализации,
хотя сами выгодоприобретатели играют весьма ограниченную роль в создании тех или иных выгод;
- "соучастие"
– подход, который вовлекает людей в процесс своего собственного развития,
восприятия проекта как своего собственного детища.
Существуют пять
основных областей, в которых местное население может принимать участие в проектах:
1) сбор информации;
2) консультирование;
3) принятие решений;
4) инициирование деятельности;
5) оценка результатов.
Можно выделить
два принципиально разных подхода к организации и поддержанию участия общественности
в проектах:
- Найм специалистов
(исследователей, консультантов, организаторов). Их задача заключается
в том, чтобы способствовать участию населения на самом первом этапе и
созданию местной организационной структуры. Они не являются лидерами и не дают общественности прямых указаний, что ей надо делать.
- Развитие
местной организационной структуры (разработка порядка
принятия демократических решений на местном уровне, вовлечение местного населения
в процесс принятия решений в такой степени, чтобы люди считали такой порядок дел нормальным). Коллективное участие местного
населения через специальные или уже имеющиеся институты или иные организационные структуры будет,
очевидно, более эффективным и стабильным, чем индивидуальные усилия. Местные
и муниципальные структуры могут функционировать как очаг консолидации местного населения и
связующего звена между местным населением и прочими организациями, как государственными,
так и негосударственными.
Конфликты интересов
между способностью сельского населения зарабатывать себе на жизнь и управлением
прилегающими охраняемыми территориями неизбежны. Проекты могут и должны стремиться
смягчать такие конфликты путем оказания помощи в поисках и создании альтернативных источников
доходов, а также путем реализации специальных образовательных программ. Однако не следует ожидать, что в этом случае конфликты интересов
перестанут возникать.