Биоразнообразие прибрежной зоны
Прибрежная зона – исключительно продуктивная среда, богатая
природными ресурсами, характеризующаяся высоким биологическим
разнообразием и имеющая большой потенциал для развития
хозяйственной деятельности.
Значение сохранения биоразнообразия (а в конечном счете
и благополучного состояния прибрежных морских экосистем)
для населения и государств, распложенных в прибрежной
зоне, можно продемонстрировать на примере морского побережья
Европы: 8 из 40 районов, объявленные Европейским
Союзом в качестве приоритетных в отношении охраны дикой фауны
и флоры – это прибрежные участки. Примерно треть всех
болот Евросоюза расположены на морских побережьях,
также как и более 30% ключевых орнитологических территорий и Рамсарских
угодий. Места нереста и нагула молоди и личинок большинства промысловых
видов рыб и моллюсков также приходятся на эти
районы (см. EC, 1997).
Давление на прибрежное разнообразие
Прибрежные районы становятся все более уязвимыми к
неблагоприятным природным и антропогенным воздействиям. Многообразие и сложность хозяйственной
деятельности в природе, многообразие отношений
собственности для эффективного использования прибрежных ресурсов и минимизации
деградации среды требуют комплексной схемы управления этими участками. Необходимо делать
выбор между соображениями сиеминутной выгоды и пределами возможной эксплуатации ресурса.
Таким путем можно уйти от деградации ресурсов.
Отношение общества и экономики к использованию
биологических ресурсов должно измениться от подхода
"получение максимальной прибыли" к позиции
"достижение экологической устойчивости".
Последний подход признает необходимость сохранения биологического
разнообразия и поддержания экологической целостности территорий.
Для достижения устойчивого развития необходима интеграция
режимов управления как внутри отдельных секторов, так и между ними таким образом,
чтобы это удовлетворяло природоохранным, экономическим и
социальным целям.
Комплексный подход
Необходимо развивать комплексную политику управления
прибрежными ресурсами, чтобы
- координировать деятельность внутри каждого административного уровня
и между разными уровнями;
- обеспечить осознание обществом всех социальных и природных
последствий (и издержек) принимаемых решений;
- обеспечить в должной мере учет
интересов общества (то есть реализация политики "совместного
управления")
Комплексный подход призван будет давать людям возможность
брать на себя ответственность за свои действия и
их возможные последствия.
|
Пример: Заповедник «Юнтоловский», Россия
Наиболее ярким примером деятельности, направленной
на охрану биологического разнообразия в прибрежной зоне
на северо-западе России, является создание заказника
«Юнтоловский».
Заповедник расположен в северо-восточной части города
и граничит с Финским заливом на юге, реками Юнтоловка
и Каменка на западе и востоке, и террасой р. Каменка
на севере. В течение ряда лет этот прибрежный район,
входивший в состав Санкт-Петербурга, был ареной столкновения
интересов городских застройщиков, промышленных предприятий,
яхт-клубов и владельцев дачных участков.
Юнтоловский продолжает собой полосу природного побережья
с востока и играет важную роль в охране прибрежных ландшафтов
восточной части Финского залива и акватории Лахтинской
бухты – обиталища редких видов флоры, участка миграционного
маршрута, гнездования и отдыха птиц, и района рыборазведения.
Вся акватория Лахтинской бухты представляет собой уникальное
природное явление: заболоченные топи весной, болота,
покрытые черной ольхой, места произрастания редких видов
флоры, один из которых – воскоцветник – включен в Красную
книгу, места гнездования и отдыха на миграционном пути
редких видов птиц, летящих по Беломоро-Балтийскому миграционному
коридору.
В начале 20-х гг. прошлого столетия ученые и специалисты
города уделяли внимание этой уникальной территории и
проявили инициативу в деле создания природного заповедника.
Однако, по ряду причин эта идея стала возможной лишь
в начале 90-х гг.
В течение 1990-1991 гг. Президиум Ленинградского Совета
народных депутатов принял ряд решений, приведших к созданию
заповедника «Юнтоловский», оформлению его нынешних границ,
приостановлению ряда работ в пределах заповедника и
прилегающих районах; решениями Совета Исполкому также
предписано принять ряд конкретных шагов по ускоренному
решению организационных вопросов, однако это указание
не было выполнено.
В 1996 г. Управление охраны окружающей среды Санкт-Петербургской
областной администрации и Отдел защиты побережья Европейского
Союза заключили соглашение о разработке плана организационной
деятельности заповедника «Юнтоловский» на базе большого
опыта европейских стран в сфере организации и управления
природными территориями, нуждающимися в конкретных природоохранных
мероприятиях.
Разработка и внедрение плана организационной деятельности
является практически шагом на пути устойчивого развития
города, поскольку учитывает ряд очень важных принципов,
содержащихся в различных международных документах по
устойчивому развитию, которые были приняты в Рио-де-Жанейро
в 1992 г.:
- охрана биологического разнообразия – территория
заповедника «Юнтоловский» является частью Балтийского
миграционного коридора, местом отдыха и корма птиц,
и приобрела большое значение в международном масштабе.
Многие виды флоры и фауны внесены в Красную книгу
Балтийского региона и России;
- охрана водно-болотных угодий;
- охрана водных ресурсов – восстановление и охрана
заповедника, непосредственно связанного с Финским
заливом, способствует улучшению экологии акватории
в Балтийском регионе;
- решение социальных вопросов – данная территория
используется в рекреационных целях, что способствует
созданию рабочих мест;
- повышение уровня экологического образования населения
– план организационных мероприятий оговаривает использование
данной территории для проведения научных исследований.
В 2002 г. Здесь, в рамках осуществления программы
экологического образования, был создан информационный
экологический центр, включающий в себя музей природы,
который посещают студенты, школьники и взрослые.
Основной целью плана организационных мероприятий заповедника
«Юнтоловский» является выполнение вышеуказанных задач
и создание оптимальных условий для наиболее благоприятного
сосуществования природной территории и крупного города. Параллельно вышеописанному, был проведен ряд исследований
современного состояния территории, и эти исследования
составили позднее основу для формулирования предложений
и завершения юридической процедуры оформления границ
заповедника при одобрении со стороны губернатора Санкт-Петербурга.
Была создано управление по надзору за природными территориями
города в рамках конкретных направлений их охраны.
В 1997 г. Жители Приморского административного района
Санкт-Петербурга, в пределах которого расположен «Юнтоловский»,
подготовили и одобрили список мероприятий для осуществления
в ХХI веке. В списке мероприятий особое внимание уделено
планам по охране биологического разнообразия в районе
и развитию заповедника. Не слишком полагаясь на помощь
со стороны муниципальных властей, жители района создали
свою собственную общественную организацию «Юнтоловский
экологический центр» и поручили ему решать вопросы улучшения
территории заповедника и прилегающих районов, и содействовать
повышению информированности общественности в экологических
вопросах. Центр подготовил и проводит в настоящее время
учебные курсы по вопросам охраны биоразнообразия адресованные
различным возрастным группам населения, проводит экскурсии
по территории заповедника, организует семинары и обсуждения
проблем, связанных с охраной природы и развитием экологического
туризма.
Жители города принимают активное участие в многочисленных
акциях, направленных на улучшение территории вокруг
заповедника, возрождение растительности в буферной зоне
заповедника, которая была повреждена в результате интенсивной
застройки района.
В 1999 г. На границе заповедника была поставлена орнитологическая
башня, открытая для посещений всеми желающими. Затем,
по периметру территории были установлены информационные
щиты, рассказывающие о границах заповедника, его биологической
ценности и правилах поведения в заповеднике. Заповедник
отделен от жилой зоны экологическим парком, в котором
имеются учебные маршруты и рекреационные заведения,
а также установлены стенды с информационными материалами.
В 2002 г., при помощи Датского агентства по охране
окружающей среды была разработана географическая информационная
система для мониторинга условий в заповеднике, которая
позволяет выявить наиболее критические вопросы развития
заповедника. Таким образом, в результате мониторинга
за последние несколько лет отмечено некоторое снижение
продуктивности имеющихся ресурсов пищи для водоплавающих
птиц на территории Лахтинской бухты, что послужило катализатором
разработки программы восстановления. Такая программа
по восстановлению прибрежных косяков была подготовлена
для северной части Лахтинской бухты, пострадавшей в
результате гидротехнических работ на впадающих в бухту
реках. Помимо того, что местные промышленные предприятия
участвовали в финансировании этих работ, они подверглись
также строгому контролю со стороны экологических организаций
города. Все эти вместе взятые факторы направлены на
охрану этой уникальной территории от возможных негативных
воздействий.
|