Текущая страница: / Практика / Изучение конкретных примеров КУПЗ

Согласованные Действия по Управлению Прибрежной Зоны залива Стримоникос (Греция)
Введение

Заливы Стримоникос и Иерисос принадлежат четырём префектурам (Кавала, Серре, Салоники, Халкидики). Кавала и Серре относятся к региону Восточная Македония - Фракия, а префектуры Салоники и Халкидики - к региону Центральная Македония.

Площадь, на которую распространяется действие проекта составляет 1076 кв.км, из них 262 кв.км суши и 813 кв.км моря. Длина береговой линии 123 км. Численность местного населения составляет 15360 человек, но летом она увеличивается до 150 тыс. человек.

Загрязнение и ущерб окружающей среде в последние годы в этом районе значительно возросли; туризм, как ожидается, будет развиваться. Власти понимают необходимость перспективного планирования. Однако осуществление устойчивого развития сдерживается сложными юридическими коллизиями различных административных образований, включённых в развитие зоны, фрагментированным планированием землепользования и недостаточной осведомлённостью относительно состояния окружающей среды на всех уровнях принятия решений.

Цель проекта - показать преимущества скоординированных действий для сохранения береговой зоны при внедрении согласованного управления зоной Стримоникос.


Вид эстуарной системы Стримона (фото: Koutrakis E.)

Основные задачи
Формы человеческой активности в этом районе включают массовый туризм, бесконтрольное строительство, аквакультуру, лесное хозяйство и добычу минералов. Эта разнообразная деятельность не всегда осуществляется разумно, что ведёт к обострению проблем окружающей среды, таких как загрязнение и ухудшение ландшафтов. Проблемы среды станут гораздо более серьёзными в следующие десятилетия в результате ожидаемого увеличения числа туристов из восточноевропейских стран. Так, горная промышленность в регионе Халкидики меняется, здесь осуществляется золотодобыча, что дополнительно увеличивает угрозы для среды. Сейчас строится автомагистраль Эгнатия, которая должна соединить Ионическое море с Азией. Наконец, надо принять во внимание, что река Стримон может нести загрязняющие вещества с территории Болгарии и Греции в прибрежные воды залива Стримоникас.

Основные проблемы, связанные с окружающей средой, связаны с отсутствием планирования в сферах городского строительства и развития туризма, очисткой сточных вод и утилизацией мусора, ухудшением качества поверхностных и грунтовых вод, а также природных мест обитания, уменьшением рыбных запасов и, наконец, проникновением морской соленой воды в реку Стримон.

Вот какими были главные проблемы в осуществлении КУПЗ в этом районе:

  • 1. отсутствие данных по природной среде, социо-экономике и антропогенному воздействию,
  • 2. сложные и конфликтующие юрисдикции административных органов управления, вовлеченных в развитие системы КУПЗ,
  • 3. недостаточный уровень осведомлённости населения и пользователей о состоянии окружающей среды.

Анализ организаций и природопользователей
Органы государственного управления, вовлеченные в процесс КУПЗ:

Государственный уровень Министерство окружающей среды, планирования и общественных работ
Министерство сельского хозяйства
Региональный (областной) уровень Регион Восточная Македония и Фракия
Регион Центральная Македония
Муниципальный уровень


 
Префектура Кавала
Префектура Серре
Префектура Фессалоники
Префектура Халкидики
Агиос-Георгиос

Проблемы, с которыми пришлось столкнуться
Проблемой стали сложные, а в некоторых случаях, перекрывающиеся и конфликтующие юрисдикции (ответственность и обязанности) управленческих структур

 

 

Пробные выловы в эстуарной системе реки Стримон для определения рыбных запасов в регионе (фото: Koutrakis E.)

Проектирование организационной структуры для планирования и анализа
Помимо Министерства окружающей среды и Министерства территориального планирования и общественных работ, другими органами управления, которые прямо или косвенно влияют на разработку прибрежной политики действий, также являются Министерства морской торговли, сельского хозяйства, развития (промышленность, туризм), национальной экономики, обороны, внутренних дел, финансов и здравоохранения. На национальном уровне не создано достаточной основы для формирования механизма, который бы позволил государству в полной мере выполнять роль координатора или арбитра, что в свою очередь вызывает ряд других проблем. Хотя с точки зрения законодательства потенциал для обеспечения комплексного прибрежного управления имеется, административные структуры не всегда выполняют эту задачу.

Проблемы, с которыми пришлось столкнуться
Низкий уровень кооперации и координации между местными и отраслевыми административными структурами приводит к появлению многочисленных конфликтов межу природопользователями, использующими различные ресурсы : горная промышленность (золотодобыча) - туризм, городская застройка-охрана окружающей среды, туризм- сохранение природы, сельское хозяйство-охрана природы, прибрежное рыболовство- морское рыболовство.

Главные достижения
Создание Главного комитета, образованного указанными органами управления в едином правовом поле, ориентированным на прибрежную зону и используемом, в том числе, отраслевыми органами управления.

Управление конфликтами
Низкий уровень кооперации и координации между местными и отраслевыми административными структурами приводит к появлению многочисленных конфликтов межу природопользователями, использующими различные ресурсы : горная промышленность (золотодобыча) - туризм, городская застройка-охрана окружающей среды, туризм- сохранение природы, сельское хозяйство-охрана природы, прибрежное рыболовство- морское рыболовство.
Для разрешения конфликтов проводились двусторонние встречи с участием лиц, принимающих решения. При необходимости дополнительного исследования проблемы к изучению причин конфликтов привлекались эксперты. Поскольку, после всестороннего исследования (абиотическая /неживая/ и биотическая /живая/ составляющие в наземной и морской среде, социальные, экономические и административные особенности и т.д.).
гораздо легче реагировать на проблемы и предлагать "корректные" решения

Участие
Целью сотрудничества и кооперации являлось вовлечение как можно большего числа людей в процесс КУПЗ.

Представители организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, и участники экономического развития были включены в широкую группу природопользователей, которая собирается на ежегодных встречах.

Главные достижения
Разработана и внедрена Схема Координации, охватывающая структуры, отвечающие за управление на территории, находящейся под воздействием проекта (министерства, региональные власти, префектуры, другие официально включённые агентства), направленная на определение целей и задач охраны окружающей среды и управления, установление приоритетных мер и координацию их выполнение. В состав координационной рабочей группы входит не менее 15 членов, что позволяет добиться хорошей кооперации и сотрудничества между заинтересованными организациями.

Более широкая группа природопользователей собирается ежегодно. Встречи были организованы Координационной группой, которая предложила привлечь к этой деятельности представителей из всех сфер экономической и природоохранной деятельности.

Проект включает разнообразную деятельность, направленную на повышение уровня образования и информированности в области охраны окружающей среды, такие как: публикацию и распространение информационных материалов; организацию конференций по конкретным вопросам устойчивого управления прибрежными зонами; презентации самого проекта и политики Евросоюза в отношении устойчивого использования ресурсов прибрежной зоны; публикации в средствах массовой информации и т. д.

Проблемы, с которыми пришлось столкнуться
Убедить лиц, принимающих решения, в необходимости создания Схемы Координации для развития комплексного управления по прибрежной зоне, попадающей под влияние проекта.

Выводы
Был подготовлен предварительный план развития комплексногоуправления, включающий описание района действия проекта, с упоминанием конкретных точек, видов и их мест обитания. С этим планом были ознакомлены все принимающие участие в проекте группы.

Создан Информационный Центр.

Разработаны конкретные предложения для территории прибрежной зоны залива, которые, как предполагается, должны будут осуществляться на государственном уровне.

Хотя инициативная рабочая группа прекратила встречи из-за отсутствия правовой основы, Информационный Центр для возможности продолжения функционирования после окончания проекта был передан со всем имеющимся оборудованием местным властям. Деятельность Центра была продолжена, а доходы от его использования пополнили местный бюджет.

В настоящее время предпринят ряд мер по усовершенствованию правовых и управленческих механизмов для возможности продолжения проекта. Главный Комитет поддерживает связь со всеми участвующими в программе группами, информирует их о том, что должно произойти в их районе, а также контактирует с КУПЗ в Евросоюзе в поисках средств, необходимых для решения возникающих проблем.

Для продолжения выполнения проекта необходима правовая основа для развития КУПЗ, юридически принятая Схема Управления и завершенный план управления.


Уроки
Хорошее знание характеристик окружающей среды, а также социальных, экономических и административных особенностей района, попадающего под воздействие проекта является первым важным шаг в планировании комплексного управления и устойчивого развития, а постоянный мониторинг необходим для регистрации изменений в окружающей среде.

Координация в форме юридически оформленной управленческой структуры совершенно необходима для выполнения КУПЗ. Партнёрство Главного Комитета со многими агенствами, как это было показано в проекте Стримоникос, является положительным примером осуществления действий по схеме согласованного управления, хотя формально это и не было закреплено.

Просчёты, имеющиеся в правовой базе, создают существенные препятствия для согласованного управления районом.

Только правовое давление, в форме директивы (например, 92/43EU, 79/409/EU), обязательства выполнения конвенций (например, Барселонской конвенции) или распоряжения правительства может обеспечить устойчивое управление и защиту окружающей среды.

Информационный Центр, который был создан в этом районе, показал себя очень полезным инструментом для поддержки действий по улучшению осведомлённости и обучения в отношении окружающей среды, распространения информации, а также для содействия участия общественных организаций и местных властей.

Дополнительная информация:
Dr. Emmanuil KOUTRAKIS
FISHERIES RESEARCH INSTITUTE
National Agricultural Research Foundation
640 07 Nea Peramos, Kavala, Greece
Tel: +30 594 22691-3, Fax: +30 594 22222
Email: fri@otenet.gr, koutrman@otenet.gr

Dr. Thalia Lazaridou
GREEK BIOTOPE/WETLAND CENTRE
Goulandris Natural History Museum
14th Km Thessaloniki - Mihaniona
57001 Thermi, Thessaloniki, Greece
Tel: +30 31 473320, 473432, Fax: +30 31 475694
Email: thalia@ekby.gr



Этот сайт оптимизирован для просмотра с использованием Internet Explorer версии 4.0 и выше