Текущая страница: / Концепции / Управление конфликтами

Управление конфликтами (помощь людям в конфликтной ситуации с целью создания эффективного подхода к нахождению компромиссов) было названо самой сложной задачей в системе комплексного управления прибрежной зоной. Практически всегда одно из направлений развития прибрежной зоны, будь то туризм, портостроение, аквакультура, среда обитания и т.д., вероятно, будет нарушать права других, а значит, приводить к конфликтам.

Первоочередное значение имеют факторы, которые можно обозначить как "владелец проектов" и "участие природопользователей на всех фазах программы". Они являются наиболее типичными для достижения успеха во всех областей комплексного управления ресурсами и окружающей средой.

Польза от управления конфликтами будет зависеть от типа проекта и от типа конфликта. Конфликты могут существовать до начала реализации проекта (и быть, в таком случае, причиной инициации КУПЗ), либо являться результатом спланированного вмешательства и/или быть следствием выполнения проектов в прибрежной зоне. Сооружение большого международного морского порта, наверное, почти всегда нарушает интересы других пользователей - и управление конфликтами не всегда в состоянии существенно смягчить эти противоречия. С другой стороны, благоприятный результат проектов по многостороннему использованию прибрежной зоны, где учтены и соединены интересы рыболовства, туризма и защиты среды, может определяться именно эффективным управлением конфликтами.


ВОПРОС 7

Какое из нижеследующих утверждений верно?
 
Консультация с общественностью не играет важной роли в управлении конфликтами.
Управление конфликтами должно быть ясным элементом подготовки проекта.
Управление конфликтами неэффективно во время выполнения проекта.

Конфликты не обязательно отрицательны по сути. Проблема лежит скорее в том, каким образом они разрешаются. Так, целью управления конфликтами является не избежание конфликта, а концентрация всего умения на том, чтобы помочь людям выразить их различия и попытаться решить их проблемы. Конфликты могут быть как реальными противоречиями, так и столкновениями, происходящими от неверной коммуникации и недостаточной информированности (например, от непонимания друг друга из-за разного восприятия проблемы). Важно знать причину конфликта, чтобы применить подходящую для этого случая технику управления конфликта.

Техника управления конфликтов может быть представлена в масштабе усиления руководящих инициатив, т.е усиления административного фактора. В таком случае изменения представляют последовательность вариантов от крайнего состояния, когда все инициативы и полномочия предоставляются самим участникам, через серию состояний с постепенным усилением включения третьей стороны, вплоть до прямого вмешательства для разрешения конфликта. Этот процесс представлен на иллюстрации 2-4.

 

 



А
В
Б
Создание консенсуса Помощь в построении отношений Процедурная помощь Поддержка по существу Консультативная необязательная помощь Помощь с прямым участием

Рисунок 2-4. Диапазон разных технических приёмов управления конфликтами

Вовлечение содействия третьей стороны возрастает от точки A к точке B. Примерно в точке C сила решения переходит в зону ответственности внешней стороны. Это критический момент, в рамках которого устанавливается другая, чем до того, схема отношений и коммуникаций. Направо от точки С расположены самые важные коммуникации, которые устанавливаются между конфликтующими сторонами и третьей стороной, принимающей решения. Каждая конфликтующая сторона представляет свою позицию в выгодном для себя свете и с ущербом для других сторон. Информация не предоставляется в соответствии с положением закона, насколько это возможно, что не создает благоприятных условий для принятия нового решения, устраивающего все стороны.

Слева от точки С участники общаются друг с другом непосредственно, определяют проблему совместными усилиями, создают альтернативы и собственные соглашения.

ВОПРОС 8

Какой подход (подходы) наиболее пригоден для конфликтов КУПЗ?



Этот сайт оптимизирован для просмотра с использованием Internet Explorer версии 4.0 и выше