Эстуарии и прибрежные зоны могут выполнять различные
функции, как-то: способствовать развитию экономической
деятельности, служить местом отдыха, предохранять от
природных воздействий, в частности, от наводнений. Для
управления этими функциями необходим комплексный подход,
однако, такой подход не применяется автоматически (по
крайней мере, до сих пор). Обычно управление определяется
набором различных, иногда абсолютно не координированных
между собой, инициатив.
Основной задачей, для лица, принимающего решения в
области использования природных ресурсов, будет решение
проблемы такого оптимального пространственного распределения
доступных ресурсов, которое было приемлемо для всех
заинтересованных сторон.
Здесь важно различать два понятия : решение проблемы
и принятие решений, которые можно сформулировать следующим
образом что может быть понято следующим образом:
- Решение проблемы - это процесс, в рамках которого
определяется и ликвидируется разрыв между имеющей
место ситуацией и намеченной целью,
причем на пути к цели могут возникать известные или
неизвестные препятствия.
- Наоборот, принятие решений это процесс выбора, в
котором на основании надёжного анализа проблемы выбирается
одно из двух или более альтернативных решений для
достижения желаемой цели.
В такой динамически социальной среде, движимой множеством
конкурирующих действующих лиц и интересов, проведение
комплексной политики в отношении эстуариев и берегов
является сложным делом, обычно требующим больших затрат
времени. Общее количество доступной информации может
быть весьма большим, но эта информация часто фрагментирована,
неполна, рассеяна между разными властями и отнюдь не
всегда может быть прослежена и организована. Даже если
она собрана и должным образом организована, природопользователи
должны передавать доступную информацию таким образом,
чтобы её использование не провоцировало сопротивления
или конфликта. Это может быть достигнуто путем вовлечения
природопользователей в процесс разработки политики на
ранней стадии. Открытый интерактивный процесс планирования
отвечает этим требованиям, если активно привлекает природопользователей
к процессу принятия решений на начальной стадии
исследования проблемы.
Начало процесса планирования обычно связано с необходимостью
изменений или побуждается какой-то определённой проблемой
по мере её развития. По ходу процесса планирования ситуация
постоянно изменяется. На разных стадиях интерактивного
процесса планирования могут использоваться различные
компьютерные программы, являющиеся полезными инструментами
для прогнозирования изменений и выработки оптимальных
планов.
Дальнейшие детали - смотрите раздел Инструменты
в главе Практика модуля Планирование.
|
Иллюстрация 1-2. @-LVIS - инструмент, специально
разработанный для обмена информацией между природопользователями
в проекте "Устойчивое развитие эстуария Шельды
(Бельгия/Нидерланды)"
|