Текущая страница: / Примеры / Конкретный случай: Участие общественности в Нидерландах

Введение - Побережье Голландии

Нидерланды это густонаселенная низколежащая страна, где около 60 процентов населения проживает в прибрежных районах. Страна омывается Северным морем и граничит с Германией и Бельгией. Южная часть побережья (между бельгийской границей и Хоек-ван-Холланд, возле Роттердама) состоит из эстуариев рек Рейн, Маас и Шельда. Береговая линия между Хоек-ван-Холланд и Ден-Хелдер непрерывная, за исключением устья старой реки Рейн и искусственной берегозащитной конструкции "Хондсбоше Зиивииринг". Между Ден-Хелдер и немецкой границей расположена голландская часть моря Уадден. Побережье Голландии является частью большей береговой системы, простирающейся от северного побережья Франции (мыс Блан Нез) до датского побережья в Ютландии.

Низменное расположение голландской береговой зоны делает ее особенно уязвимой к затоплению и эрозии берегов, связанным со штормами и повышениями уровня моря. Большая часть страны, лежащая ниже уровня моря, защищена от затопления берегозащитными сооружениями, состоящими из естественных и искусственных частей. Веками люди, живущие на низменных территориях, вели постоянную борьбу против угрозы с моря. По этой причине они по необходимости посвящали много внимания мелиорации, строительству польдеров, дамб и контролю уровня воды. (Карел Ван дер Мюллен, 2001). Населению береговой зоны Голландии помогала одна из наиболее экстенсивных берегозащитных систем в мире, которая при помощи плотин и дамб защищает около половины протяженности береговой линии страны, составляющей 451 км (280 миль). С 1990, стратегия защиты берегов состоит в поддержании при помощи насыщения песком, чтобы предотвратить дальнейшие потери земли. До сих пор эта политика была успешной. Однако, в дальнейшем могут возникнуть проблемы, связанные с повышением уровня моря и дальнейшей урбанизацией береговой зоны.

Спутниковый снимок Нидерландов

Фотография: Выпускные шлюзы дамбы Харингвлиет. Эта дамба отгородила Харингвлиет, бывший рукав эстуария Рейна, Мааса и Шельды, от Северного моря. Выпускные шлюзы используются для сброса избытка воды из пресноводного озера в море. В настоящее время правительство решило обеспечить поступление в Харингвлиет небольшого количества соленой воды, как это было раньше, для восстановления оригинальной экосистемы.

Государственное устройство

Государственный строй Нидерландов - конституционная монархия с национальным правительством, которое возглавляет премьер-министр. Премьер-министру помогает кабинет (или совет министров). Законодательный орган правительства двухпалатный, представители в первую палату избираются советами провинций (которые избираются народным голосованием) а во вторую - непосредственно народным голосованием. Правовую систему возглавляет Верховный Суд. В Нидерландах двенадцать провинций и около 500 муниципалитетов.

Долгое время голландцы славились так называемой польдерной моделью менеджмента, которая влечет за собой широкие консультации и активное вовлечение всех соответствующих участников в процесс принятия решений по вопросам окружающей среды и в общий менеджмент.

Что касается берегового менеджмента, мероприятия инициируются на муниципальном уровне и советами по водным ресурсам под наблюдением властей провинций. Национальное правительство надзирает за мероприятиями на постоянной основе. Оно также осуществляет менеджмент крупных рек и национальных вод, таких как Северное море, а также занимается урегулированием конфликтов.

Как началось участие общественности

Вовлечение общественности в береговой менеджмент в Нидерландах исторически не всегда происходило гладко. Как и в большинстве других стран, людям самим приходилось бороться самым решительным образом.

Следует упомянуть два главных события. Первое - это план властей провинции Фрисландия, состоявший в том, чтобы соединить остров Амеланд с материком двумя дамбами. Этот план был важен для министерства водного менеджмента и транспорта Нидерландов, поскольку так называемые "Zuiderzeewerken" (работы на Зюйдер Зее), включающие частичное освоение Зюйдер Зее / Юссельмеер были почти закончены и являлись частью более обширного плана, включавшего морскую территорию к северу от Дамбы Юссельмеер (Афслюитдийк), т.е. море Уадден .

Однако, люди выразили протест против этих планов. Более 50,000 граждан и целый ряд организаций направили письма протеста региональным и национальным властям. Привлечение общественности на национальном уровне стало серьезной проблемой, особенно для министерства.

В начале 1968 Министерство водного менеджмента и транспорта предложило создать многодисциплинарную комиссию для проведения и координации исследований главных преимуществ и недостатков полного и частичного освоения. В ходе исследования, которое длилось четыре года, было собрано большое количество информации и сделан простой вывод: никакого освоения на море Уадден, только защита и сохранение.

Вторым событием, ознаменовавшим поворотный момент в голландской береговой политике, особенно в том, что касается влияния общественности на принятие решений, был план, предложенный правительством, состоявший в строительстве дамбы в провинции Зииланд, которая должна была полностью отделить Западную Шельду от Северного моря. Этот план диктовался соображениями безопасности и страхом перед наводнениями, поскольку в 1953, в результате сильнейшего штормового нагона, большая территория в юго-западной части Голландии была затоплена, многие прибрежные поселения были разрушены, пострадали сельскохозяйственные угодья, погибло около 2000 человек.

По сути, предполагалось, что дамба послужит эффективной преградой наводнениям, однако, она также означала разрушение уязвимой экосистемы, характерной устьевых местообитаний. Общественность выступила против этого плана. Письмами протеста, маршами протеста и забастовками общественность добилась того, что правительство пересмотрело весь проект. Позже от идеи сплошной дамбы отказались, и вместо нее была построена открытая дамба, которая может быть закрыта в случае экстремальных погодных условий в Северном море. Этот проект был принят хорошо, хотя его стоимость в семнадцать раз превышала стоимость выполнения первоначального плана.

Именно случаи, описанные выше, в первую очередь и привели в действие цепь событий, в результате которых правительство пересмотрело весь процесс принятие решений по вопросам окружающей среды в пользу привлечения заинтересованных сторон (стейкхолдеров) на ранней стадии. Уже как правило, а не как исключение, правительство обеспечивает консультацию с жителями, настолько широкую, насколько это возможно, особенно когда речь идет о важных решениях, могущих повлечь за собой массовые протесты. С течением времени политика, стратегия и опыт берегового менеджмента выросли до размеров вопрос, в решении которого должна участвовать общественность.

Территории, затопленные во время шторма в 1953.

 

Перемычки, построенные в ходе Делатворкс.

 

Барьер на восточной Шельде против штормовых нагонов.

"Маесланткеринг" - заключительное защитное сооружение Дельтаворкс. Оно расположено в главном судоходном канале в порту Роттердам и обычно открыто. Спроектировано чтобы выдерживать сильные штормы, случающиеся раз в 50 лет.

Средства привлечения общественности к менеджменту береговой зоны

Политика

Не всегда существуют четкие различия между политикой и стратегией участия общественности в менеджменте береговой зоны. В целях этой статьи, процедуры участия общественности, которые обязаны своим существованием требованиям законодательства, будут считаться политикой, в то время как процедуры, возникшие больше по инициативе разработчиков и исполнителей политики, НПО, местных жителей и т.д., будут считаться стратегией.

Стратегии и механизмы

От консультаций к участию

Движение НПО

Различные механизмы участия общественности в Европе отражены в Демонстрационной Программе Европейского Сообщества по участию общественности в процессе КУПЗ: Необходимые механизмы и процедура, стр.98. В Нидерландах наиболее популярными механизмами являются следующие:

Заключительное замечание

Представленные методы не являются исчерпывающими, но они правдиво показывают, какие стратегии можно использовать для того, чтобы прежнее противостояние превратилось в общее дело. Нелишним будет повторить, что четкой границы между разными стратегиями, используемыми для участия общественности, практически нет. Большинство из них является отражением других или сочетанием нескольких. Иногда наилучший вариант состоит в том, чтобы начать с применения одной из стратегий, а позже использовать и другие механизмы.



Этот сайт оптимизирован для просмотра с использованием Internet Explorer версии 4.0 и выше