Текущая страница: / Примеры / Участие общественности на Украине

Ответственные организации

В Украине береговая зона подчиняется властям четырех уровней: национальным, областным, районным и местным. Специальных государственных организаций, ответственных за комплексное управление прибрежными зонами (КУПЗ), в Украине нет. Главные функции в этом вопросе выполняет Министерство экологии и природных ресурсов Украины. Существует специальная организация, Государственная инспекция по охране Черного и Азовского морей, которая занимается береговой зоной. Кроме того, в каждом административном регионе (области) есть Государственные управления экологии и природных ресурсов. Эти организации отвечают за проведение государственной политики в области окружающей среды в прибрежных районах.

НПО, занимающиеся охраной береговой зоны, в основном сосредоточены в крупных центрах (например, в Одессе, Николаеве, Херсоне, Севастополе, Донецке). Главным образом, они являются филиалами неправительственных организаций Киева. В прибрежных районах также работают некоторые международные организации. У них есть партнеры в Украине (например, Wetlands International, EUCC, WWF, BirdLife International, IUCN, и др.) и они пропагандируют мировой (Европейский) подход к охране природы среди местных органов власти, специалистов и населения в целом.

Общественность, организованная НПО, привлекает внимание к своему мнению только в случае экологически опасной промышленной деятельности в ближайших окрестностях своего населенного пункта, или когда местные, региональные или национальные НПО на практике привлекают население к участию в мероприятиях.

Неорганизованная общественность может оказывать влияние на процесс КУПЗ в основном в ходе различных ОВОС. Это один из наиболее важных инструментов влияния общественности на процесс принятия решений.

Законодательство

Два закона, имеющих прямое отношение к вопросам, связанным с КУПЗ, это Закон об охране окружающей среды (1992) и Закон об экологической экспертизе (1994). Соответственно, промышленные и другие предприятия, которые имеют отношение к природным ресурсам или ландшафтам, должны проводить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) прежде, чем разрабатывать любой проект. Поэтому вопросы КУПЗ являются одними из наиболее важных в ходе процедуры ОВОС, если проект касается береговой зоны. Главные вопросы, которые тщательно исследуются при подготовке документа об ОВОС, следующие:

  • характеристики и качество окружающей среды;
  • районы высокой биологической продуктивности и высокого разнообразия;
  • ценные промысловые виды;
  • виды, занесенные в Красные книги разных уровней
  • сезонные ограничения деятельности, основанные на биологических характеристиках;
  • охраняемые территории;
  • социально-экономические характеристики района;
  • альтернативы освоению береговой зоны.

Практика

За последние 10 лет участие общественности и распространение информации в прибрежных районах Украины стали более эффективными. Это произошло благодаря возрастающей роли неправительственных организаций (НПО) по всей стране и особенно в прибрежных районах Черного и Азовского морей. Кроме того, законодательство об ОВОС требует участия общественности при подготовке документации об ОВОС.

Законодательство требует, чтобы во время исследований по ОВОС проводились встречи с общественностью для информирования местных жителей о рассматривающемся проекте, и для учета мнения общественности о проекте. Если надо, проектное предложение может быть пересмотрено и в таком случае должна быть организована новая встреча с общественностью. Однако, на практике участие общественности ограничено и обычно власти не рассматривают общественное мнение серьезно. НПО Украины сыграли важную и эффективную роль в увеличении информирования общественности и повышению ее участия в прибрежных районах. Тем не менее, НПО все еще недостает знаний об участии общественности и методах его обеспечения.

Дальнейшее развитие

Для усиления участия общественности в процессе КУПЗ в Украине необходимо учесть следующие вопросы:

  • существует общий недостаток знаний о важности и преимуществах участия общественности;
  • экономический кризис в Украине стал причиной недостаточного финансирования практически всех видов деятельности, включая охрану природы;
  • отсутствие учреждений, влияющих на применение законов; отсутствие институтов, бизнесменов и частных лиц, побуждающих принять "экологически приемлемые" методы менеджмента и использования природы;
  • недостаток традиций "экологического" поведения у населения;
  • недостаток экологического образования в школах;
  • недостаток информирования участников КУПЗ о том, что и где происходит в этой области.

16-летний опыт украинской НПО: Фонд природного наследия за сохранение дельты Днестра

Пример: водно-болотные угодья в дельте реки Днестр, Украина

Дельта Днестра со времен греков (2500 лет назад) была известна своей замечательной природой и богатыми природными ресурсами. Дельта представляет собой уникальную экологическую систему Черноморского побережья Украины. Она включает пресноводные водно-болотные угодья (ВБУ) с многочисленными каналами, озерами, пойменными лесами, удивительными флорой и фауной, трудолюбивыми жителями и богатой культурой сельского хозяйства. Днестровские ВБУ представляют собой одну из наиболее естественных водно-болотных экосистем Черноморского региона, где представлены: обширные плавни, пресные озера, прирусловые леса, засоленные луга, поймы, болота, болотно-луговые участки и много редких и находящихся под угрозой видов. Протяженность реки Днестр составляет 1350 км, включая 550 км на территории Молдовы; средний расход составляет 322 м3/с. Река разливается от 3 до 11 раз в год, что является ключевым фактором для функционирования всей экосистемы.

В Азово-Черноморском регионе Украины 19 ВБУ международного значения, охраняемых по Рамсарской Конвенции. Поэтому его можно назвать золотым запасом Европы. Большая часть этих ВБУ находится в Одесской области. Среди них - ВБУ дельты Днестра, имеющие большое экологическое значение.
(Подробнее о реке Днестр, как части Черноморского бассейна).

Экологическое образование и сознание

С 1987 г. ФПН очень активно налаживал хорошую коммуникацию и сотрудничество с местными жителями, природопользователями и местными властями. Вместе с местными жителями и природопользователями были проведены разные акции: посадка деревьев, уборка мусора на территории и организация экологических информационных центров, куда могут приходить дети, работать вместе и обмениваться идеями. ФПН организует ежегодные экологические экспедиции для мониторинга ситуации в дельте и принятию мер по охране биоразнообразия и ВБУ.

ФПН работал с местными жителями и школьниками по разным образовательным программам. Одной из них была программа EUCC "Зеленые острова", направленная на повышение осознания общественностью того, что дельта Днестра должна охраняться как национальный парк. В ходе образовательных программ, мы собирали вместе детей и учителей из местных сел и городов. Учителя также учились в результате этих визитов, и мы помогали им улучшать уроки биологии в школе. Позже, ФПН начал трансграничную работу, включавшую школы и школьников с трех сторон границы - украинской, молдавской и приднестровской, а также из других стран - России и Белоруссии. В этих мероприятиях приняло участие более 1700 школьников, и они обнаружили, как интересна природа. Для Украины это стало началом экологического образования детей, сотрудничества с их родителями и администрациями их сел и городов. Частью образовательной программы являются полевые работы, например, уборка мусора на природных территориях, очистка каналов от ила.

Символ этой активности в Афро-Евразийском регионе – ибис каравайка, ключевой вид в дельте Днестра. Каравайки ежегодно гнездятся в числе 500-1000 пар и мигрируют через Средиземное море в Африку.

Тем временем наладились хорошие связи и сотрудничество с местнным сообществом – между людьми, природопользователями и местными властями. Идёт совместная посадка деревьев, очистка территории от мусора, организация экологических информационных центров, куда могут приходить дети, вместе работать и обмениваться свежими идеями.

Каравайка - индикатор водно-болотного района

Общественное слушание Социально-экологического союза ФПН (2001)

Верхняя часть дельты принадлежит Молдове. Она практически осушена и преобразована с пахотные земли. Что касается нижней, украинской, части, то здесь находится один из крупнейших водно-болотных участков Причерноморья, занимающий более 220 км2. Бесконечные каналы, многочисленные озера, такие как Белое, Тудорово, Путрино, Писарское, Круглое, Драган. Теплый и удобный климат создает уникальные условия для растений и животных. И все это находится всего лишь в 30 км от крупного культурного центра - города Одессы.

Днестровская дельта с её дикой природой в чём-то напоминают величие реки Амазонки, эта дельта радует и очаровывает. Однако, как и другие прекрасные и изящные творения природы, дельта нуждается во внимании и заботе. И не только со стороны правительства, но и от каждого посетителя, который наслаждается её чарующей красотой.

Значение водно-болотных угодий

ВБУ дельты Днестра занимают важное промежуточное положение между сушей и водой. Существующее экологическое взаимодействие между физическими, химическими и биологическими компонентами экосистемы производят товары и услуги, важные для человеческого общества, так называемые "ценности":

Социально-культурные ценности

ВБУ Днестра обладает разными социально-культурными ценностями:

  • Рекреационной: часть ВБУ (не природный заповедник) открыта для общественного доступа и часть визитов организованные: спортивная охота и рыболовство, лодочные прогулки и наблюдение за птицами (бёрдвочинг).
  • образовательной: Днестровские ВБУ используются как пример региональными и местными НПО (Фондом сохранения дикой природы и его отделениями) для экологического образования и повышения осведомленности общественности в вопросах охраны природы.
  • исторической: веками территория Днестра привлекала многих людей разного происхождения и разной национальности, и многие следы их пребывания можно найти в егионе. (Больше об исторической ценности)

Экономические ценности

Этот класс ценностей можно разделить на два разных подкласса:

  • производимые ценности (сельское хозяйство, рыбная ловля на открытой воде, рыборазведение и лесное хозяйство)
  • потребляемые ценности (рыбная ловля, вырубка леса, выпас скота, выкашивание камыша, охота).

Экологические ценности

ВБУ Днестра уникальны по своему разнообразию гидрологических, питательных режимов и режимов солености. ВБУ играют важную роль в предотвращении эрозии и поддержании качества воды. ВБУ обеспечивают разнообразные и чрезвычайно продуктивные местообитания, являясь поэтому убежищем для редких и находящихся под угрозой видов, особенно птиц.

Известно, что дельта Днестра географически расположена в зоне Понтического миграционного пути птиц. Здесь, в ВБУ и береговой зоне, в любое время года регистрируется более 300 видов птиц, что составляет до 90% всех видов орнитофауны Украины. Птицы используют разные водно-болотные местообитания в своем годовом жизненном цикле. Один вид может использовать разные местообитания, в то же время разные виды могут использовать одни и те же местообитания. Это является причиной вертикальных и горизонтальных связей между многими видами птиц в структурных и функциональных элементах водно-болотных экосистем (больше о птицах в дельте Днестра).

Поэтому дельта Днестра имеет исключительное значение для экологической сети Европы. В 2000 г. Парламент Украины принял закон об экологической сети Украины, в соответствии с которым дельта Днестра объявлена ключевым элементом экологического коридора бассейна Днестра и прибрежного Азово-Черноморского эко-коридора.

Опыт Фонда "Природное наследие" в сохранении ВБУ дельты Днестра

Как это начиналось.

В 1982 г. была построена большая плотина Днестровской гидроэлектростанции в 700 выше по течению реки, после чего весенние паводки в дельте прекратились. В результате, исчезли многие виды птиц. В 1986 г. каравайка, являющаяся символом дельты, перестала размножаться в регионе. Эту птицу можно назвать индикатором экологического состояния региона. Ее исчезновение стало последней каплей, побудившей принимать меры: вместе со своими друзьями и коллегами Игорем Щеголевым и Вадимом Гонтаренко, Иван и Тамара Русевы начали распространять информацию о важности биоразнообразия дельты Днестра с целью убедить власти изменить работу электростанции и создать охраняемую территорию. В 1987 г. была основана первая НПО в Украине: Фонд "Природное наследие".

Фонд "Природное наследие" (ФПН) начал протестовать против многих экологических проблем в прибрежном регионе и особенно в бассейне Днестра. Например, в 1989 ФПН пресек нелегальные действия молдавской компании, которая добывала песок и гравий на молдавском участке Днестра, накапливала и хранила этот песок и гравий на украинском берегу реки для продажи. Это был первый случай, когда украинская НПО остановила такие большие работы. В том же году мы предложили включить это ВБУ в список Ключевых орнитологических территорий Европы.

Создание охраняемой территории

Дельта Днестра находится на расстоянии около 30 км от города Одессы, население которого составляет более миллиона человек. Поскольку дельта очень привлекательна для людей, они должны иметь возможность использовать ее для рекреации и устойчивых видов бизнеса, таких как экотуризм. В национальном парке людям будет разрешено использовать территорию на регулируемой основе. Но ядро парка должно быть строго охраняемым.

Первые шаги были очень тяжелы. В соответствии с законодательством бывшего СССР, требовалось предложить выгодную экономическую альтернативу, как основание для выведения земель из севооборота и создания национального парка. Получить статус природного заповедника было легче, но этот статус предусматривал запрет на любые виды деятельности на территории. Из-за богатых природных ресурсов дельты, там промышляло много браконьеров, которые также препятствовали идее национального парка, и у которых были родственные связи с должностными лицами в органах власти, отвечавших за регион. Все это очень осложняло создание охраняемой территории. Тем не менее, ФПН собрал всю документацию и подготовил научные документы, необходимые для основания Национального Парка, поскольку это могло стать первым шагом к будущему парку. ФПН также столкнулся с крепкой оппозицией и протестами со стороны сильного и хорошо организованного общества охотников и рыболовов. В течение этого времени ФПН получил полезную поддержку от "Euronatur". Они напечатали эмблему ВБУ с изображением каравайки и лифлет о дельте Днестра, который был широко распространен среди местных жителей и властей.

Создание национального парка потребовало тяжелой работы, шаг за шагом, в течение восьми лет. В 1993 г. в дельте Днестра была основана охраняемая территория площадью 7620 га. Этот природный заповедник назывался "Днестровские плавни". После этих первых шагов нашей следующей целью было создать национальный парк. В 1994 г. первый Президент Украины, Л. Кравчук, утвердил специальный закон о резервировании важных территорий, которые в будущем должны получить статус охраняемых. Дельта Днестра была включена в список. Мы много лет работали с местными жителями и их детьми через различные образовательные программы (одна из них "Зеленые острова") чтобы убедить их в том, что дельта Днестра должна охраняться как национальный парк.

В 1996 г. Парламент Украины ратифицировал Рамсарскую Конвенцию, и дельта Днестра была включена в список ВБУ международного значения по Рамсарской конвенции.

При поддержке Econet Action Fund (EAF), была организована ознакомительная поездка для мэров сел, расположенных вокруг дельты. Они посетили первый национальный парк Украины - Карпатский, созданный в 1980 г. Поездка была очень важна, так как она помогла мэрам понять важность парка для местных жителей. После этого мэры старались помочь убедить все местные советы, но, к сожалению, эта попытка не была успешной.

С 1997 до 2000 гг. мы сотрудничали с EPCEM (академическим международным экологическим курсом в Нидерландах) в дельте Днестра для исследования мнения местного общества об идее создания национального парка. Этот проект был очень успешным, и результаты помогли нам прийти к реальным решениям.

В 2001 г. был проведен ряд встреч с местными властями для продолжения работы и окончательной организации национального парка. Местные мэры и многие местные парламентарии посетили Дунайский биосферный заповедник, чтобы ознакомиться с функционированием этой охраняемой территории и тем, как местные жители там живут. Частично эти поездки финансировались EAF. Наконец, в 2001 г. Беляевский район последним принял решение о создании национального парка. За несколько месяцев до этого, два других района (Белгород-Днестровский и Овидиопольский) приняли аналогичное решение. 11 января 2002 г. Одесский областной совет принял решение о создании национального парка площадью 21400 га.

В настоящее время Министерство экологии и природных ресурсов Украины готовит все документы для Президента Украины на утверждение закона о национальном парке дельты Днестра. Это результат семнадцати лет усилий по участию общественности в дельте Днестра. Постепенно протест превратился в сотрудничество и развитие!

 

Нелегальная добыча песка и гравия, разрушающая ВБУ

ФПН останавливает нелегальные работы по разрушению ВБУ

Пресс-конференция НПФ с местными властями

 

Восстановление ВБУ

Антропогенное воздействие вызвало радикальные изменения Днестра и его дельты. Эрозия почв привело к накоплению ила в озерах дельты. Это одна из наиболее очевидных трансформаций, изменивших гидрологическую сеть поймы и снизивших экологическую емкость ВБУ. Заиление мешает эффективному водообмену и обмену видами, обитающими в воде между многими частями ВБУ. Это и ряд местных антропогенных воздействий, привело к снижению экологического потенциала этой системы ВБУ. Осушение земель под поля и аквакультуру является важным примером человеческого вмешательства с радикальным местным воздействием на экосистему. Большинство мелиоративных работ проводилось с 50-х до начала 70-х годов. Было осушено и одамбовано более 8000 га дельты Днестра в Молдове и Украине. Основная часть ВБУ была отрезана от естественного цикла водообмена. Практически все ВБУ Днестровской дельты на территории Молдовы были преобразованы в поля и рыборазводные пруды.

Самой главной проблемой дельты Днестра является недостаточное поступление воды из реки в плавни и на луга. Главное шоссе через дельту, построенное параллельно руслу реки, отрезает ВБУ от речной воды. Связь реки с ВБУ нарушена дамбами, построенными в Молдове для нужд сельского хозяйства. Это также увеличивает затопление дороги при паводках и повышает стоимость ее обслуживания. Совместный украинско-молдавский проект по водному менеджменту восстановил связь ВБУ с рекой. Этот проект выполнялся на молдавской части ВБУ, а участок, связь которого с рекой была восстановлена, находится с украинской стороны границы. Другой проект восстановления ВБУ был направлен на улучшение экологического состояния двух частей ВБУ, которые были нарушены в прошлом. Был восстановлен хороший водообмен между рекой и ВБУ. Для этого была сделана прорезь в дамбе, очищены небольшие ручьи и восстановлена естественная связь. EECONET Action Fund финансировал эти восстановительные проекты, которые выполнялись в 1999-2001 гг. под названиями "Экомост", "Живые озера" и "Птичий оазис".

После обводнения возвращённых заболоченных участков их экологическая ёмкость резко возросла. Это произошло за счёт за счёт богатых пойменных мелководных экосистем, где идёт естественное размножение рыб и таким образом поддерживаются десятки видов водяной птицы во время гнездования и во время миграций.

Таким образом, восстановление нарушенных ВБУ является главным механизмом улучшения экологических ценностей, сохранения и восстановления биоразнообразия в нижней части дельты Днестра в Украине. Это первая территория Украины и Молдовы, где природу восстанавливают, и это главная кормовая территория и участок воспроизводства колпицы, каравайки, малого баклана, пеликана и большой цапли. Это также обеспечило экономические преимущества благодаря уменьшению расходов на обслуживание дороги и значительного увеличения площади нерестилищ. После этих работ, общественность стала действительно активно организовывать встречи властей из Одессы, Киева и Молдовы для решения проблем. В результате, последовало официальное предложение от Молдовы создать трансграничный биосферный заповедник. Проект спонсировал EECONET Action Fund (EAF) при официальном участии Одесской областной администрации, Управления экологии и природных ресурсов в Одесской области, местных властей молдавского села Паланка и Министерства охраны природы Молдовы.

Недавно возникла новая угроза, связанная со строительством новой дороги через природный заповедник. На этот раз ФПН организовал протест, работая вместе с политической партией. В результате акций протеста, была достигнута договоренность между Президентами Украины и Молдовы о прекращении строительства и поиске лучшей альтернативы.

Эта информация даёт несколько практических примеров общественного участия и действий украинских неправительственных организаций в защиту дикой природы, а также в поддержку, помощь и вовлечение местного сообщества во все апекты устойчивого развития.

Дополнительная информация:
Иван Русев или Тамара Русева
Фонд "Природное наследие", Украина
wildlife@paco.net



Этот сайт оптимизирован для просмотра с использованием Internet Explorer версии 4.0 и выше