Кларк (1994) полагает, что участие общественности в ОВОС играет критическую роль, помогая объединить экономические, социальные и экологические задачи, т.е. двигаться в направлении более устойчивого развития, выполняя роль средства для повышения и усиления осведомленности общественности о хрупком равновесии в компромиссах между экономикой и окружающей средой. Участие общественности также является защитой от неверных или политически мотивированных решений. Участие общественности необходимо для того, чтобы свести к минимуму или избежать общественных разногласий, конфронтации и задержек; общественность может внести положительный вклад в процесс ОВОС. Главные цели привлечения общественности на разных стадиях процесса ОВОС были рассмотрены в ходе недавно проведенного исследовательского проекта Европейской Комиссии (EC, 1999) и приводятся в таблице.
Цели участия общественности на разных стадиях процесса ОВОС
Официальные возможности участия общественности в ОВОС определяются законодательством. Хотя права на участие вомногих странах ограничиваются возможностями рассмотрения и комментирования законченного отчета, в принципе, общественные консультации и участие общественности могут иметь место на любой стадии процесса ОВОС. Главные цели привлечения общественности на каждой из стадий процесса ОВОС, включая детальное описание этих целей, приведены в таблице (EC, 1999).
В литературе демонстрируется, что привлечение общественности на ранней стадии процесса ОВОС дает ряд преимуществ. Для того, чтобы увидеть все преимущества, участие общественности должно начинаться на раннем этапе и взаимодействие между общественностью, разработчиком и органом, принимающим решение, должно продолжаться в течение всего процесса ОВОС. |
Таблица: Краткое изложение целей привлечения общественности к ОВОС
Стадия процесса ОВОС |
Цели привлечения общественности |
Отбор |
Идентификация значительных воздействий |
Определение |
- Идентификация интересов и ценностей общественности
- Идентификация приоритетов для оценки
- Способствование пониманию общественностью предлагаемого проекта
|
Оценка |
- Общественность может внести местные знания и ценности при прогнозировании, оценке и смягчении воздействий
- Повышение качества и приемлемости отчета об ОВОС
|
Рассмотрение отчета об ОВОС |
Общественность вносит вклад в оценку качества и повышение приемлемости отчета |
Легализация проекта |
Замечания общественности о приемлемости воздействий в результате проекта |
Мониторинг |
Общественность оценивает воздействия, происходящие в результате проекта, и поддерживает процесс менеджмента окружающей среды по проекту |
|
Законодательство
Практически во всех национальных системах ОВОС есть обязательные требования, которые предусматривают:
- Публикацию отчета об ОВОС и обеспечение доступности такого отчета для общественности в общественном месте;
- Предложение общественности ознакомиться с документацией и дать комментарии;
- Сбор комментариев и замечаний общественности;
- Учет мнения общественности при принятии решения.
Такие требования обеспечивают “необходимый минимум” требований по участию общественности в процессе ОВОС.
В некоторых странах инициатор проекта публикует отчет об ОВОС, а собранные замечания общественности включает в окончательный вариант этого документа (США). В других странах за публикацию отчета об ОВОС и сбор замечаний отвечают государственные органы (Великобритания).
Во многих случаях “необходимого минимума” оказывается недостаточно для эффективного учета суждения общественности о проекте. Поэтому расширение возможностей для участия общественности является важной тенденцией процедуры ОВОС. В ряде стран нормы обязательного участия общественности распределены по разным стадиям процесса. Например, в Нидерландах участие общественности является обязательным не только когда готов заключительный отчет об ОВОС, но также и на стадии формулирования этого отчета. |
|