Текущая страница: / Зачем нужно участие общественности? / Риски, связанные с участием общественности

Главные риски

Участие общественности может внести некоторые риски в процесс принятия решений или выявить недостатки социальной организации, такие как;

  • поляризация интересов;
  • преобладание узких секторальных интересов;
  • неправильный подход к решению конфликтов;
  • слабая культура участия.

Причины

Традиционное участие общественности (привлечение общественности) часто организуется как внутреннее/внешнее, мы-против-них, отношение при конфликтах "выигрываешь в одном - проигрываешь в другом". В таких условиях учреждения и общественность скорее начнут конкурировать, чем сотрудничать, когда речь идет о распределении строго определенного набора ресурсов. В этой ситуации очень тяжело развивать стимулы для инновационного решения проблем, который может включить и объединить интересы сторон (Wondolleck, 1988). Поэтому любое спонтанное творчество в вопросе участия общественности возникает не благодаря структуре, а вопреки ей.

Кроме того, участие общественности имеет весьма жесткие рамки. Поскольку участие общественности в работе учреждений в основном является результатом внешних полномочий, существует значительное количество законов, подзаконных актов и случаев прецедентного права, которые все вместе определяют адекватность таких усилий общественности (U.S. Congress, Office of Technology Assessment, 1992). Требования, предъявляемые к общественному участию, обычно составляются специально, период, в течение которого общественность должна дать замечания, сводится к минимальному количеству дней, и указывается минимальное количество местных газет, в которых должны быть опубликованы обязательные по закону уведомления и т.д. Это совершенно понятно, обычно учреждения стремятся справиться с этим минимумом, а не организовывать дополнительные или другие виды участия общественности, связанные с риском дополнительных задержек или непредвиденных процессуальных ошибок. Выходить за пределы буквы закона не запрещается, но мало кто это делает. Таким образом, практика привлечения общественности не настолько отвечает конкретной ситуации, насколько это рекомендуют и называют полезным многие литературные источники.

Застройщики, инвесторы и руководители проекта часто рассматривают общественное участие как некоторый риск: ведь если приглашать людей к участию, то в проекте нужно учесть их ожидания и желания. Другими словами, общественное участие предполагает идти на компромиссы в каких-то аспектах, особенно в проектах с нисходящим подходом. В этом последнем случае общественное участие видится как путь принятия проекта людьми, а также, возможно, как путь изменения проекта для его лучшего соответствия нуждам местного населения.

Снижение риска

Для того, чтобы снизить риск, возникающий при участии общественности, вся общественность, включая основных стейкхолдеров, должна привлекаться с самого начала и на всех стадиях проектов. Более того, общественность должна быть хорошо информирована о деталях проекта, и связанные с проектом важные технические аспекты необходимо хорошо разъяснить. Интересы общественности должны быть соблюдены, это должно быть ясно и прозрачно показано, а должностные лица должны быть откровенными для того, чтобы общественность им доверяла.

Пример

Битумный терминал в г. Ломоносов, Россия

Строительство битумного терминала в г. Ломоносов на берегу Финского залива (Балтийское море) нанесет ущерб историческому ландшафту побережья, в то время как генеральный план г. Ломоносов предусматривает пляжи и рекреационные зоны. Кроме того, современный бизнес план выглядит нецелесообразным в отношении периода окупаемости. Депутаты считают, что муниципалитет (который также является районом Санкт-Петербурга) не получит никакой выгоды от планируемых работ, и что обещания инвестиций в район не будут выполнены.

Процесс участия общественности начался в 1999 г. после того, как НПО г. Ломоносов просмотрели и обсудили видеофильм об этой проблеме. Было принято решение направить требование о слушаниях по вопросу строительства терминала депутатам, представляющим все уровни власти (советы, собрания и т. д.) на территории, о которой идет речь. После слушаний, депутаты Ломоносовского городского совета отказались утвердить проект. Слушание в городском совете было проведено повторно в мае 2001 г. В то время не все заинтересованные стороны (стейкхолдеры) были представлены. Обсуждения оказались неэффективными.

Главными проблемами в процессе участия общественности в проекте были:

  • Пассивное отношение инициатора проекта и подрядчика к предоставлению информации и вовлечению общественности в обсуждение.
  • Администрация города держалась в стороне от общественных слушаний по проекту.
  • Инвестор весьма формально следовал процедуре общественных слушаний, установленной обязательным заявлением о воздействии на окружающую среду.
  • Процесс участия общественности не имел целевого финансирования, он получал поддержку от городского бюджета от неправительственных организаций.

Более подробно по этому вопросу :

www.polit.spb.ru/index.php3?rub=146

ВОПРОС

Выберите правильный ответ: 
a) Участие общественности на ранних стадиях КУПЗ приводит к экономическим убыткам, так как оно всегда задерживает проекты;
б) Участие общественности на ранних стадиях КУПЗ дает экономические преимущества, поскольку позволяет избегать внесения дорогостоящих изменений в проекты, хотя и может на короткое время задержать выполнение проектов;
в) Общественное участие должно охватывать все этапы КУПЗ, включая учреждение (проекта), планирование, выполнение, мониторинг и оценку.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

a) Включение всех землепользователей в проекты уменьшает риски общественного участия;
б) Позднее вовлечение землепользователей уменьшает риски общественного участия;
в) Прозрачность управления уменьшает риск общественного участия.
г) Удовлетворение интересов землепользователей уменьшает общественного участия.



Этот сайт оптимизирован для просмотра с использованием Internet Explorer версии 4.0 и выше