Текущая страница: / Показательные примеры / Арктический туризм

Описание

Ключевые слова: проблемы и конфликты высокоширотного туризма.

В последнее время Европейский высокоширотный туризм становится все более и более популярным. Вследствие экономических проблем в России, даже самый большой в мире ледокол был вовлечен в арктические туристические круизы с целью получения дохода. Высокоширотные прибрежные зоны, привлекающие туристов в европейской части России, могут быть разделены на две группы:

  • Побережье Баренцева моря и Белого моря. Это более-менее заселенная земля. Тем не менее, основные дороги, охотничьи домики или заброшенные поселения со старых времен присутствуют здесь.
  • Высокоширотные архипелаги: Путешествия к Земле Франца-Иосифа и к островам Новой Земли могут включать в себя даже посещение Северного Полюса на ядерных ледоколах (например "Ямал") или вертолетах (иногда потом еще несколько километров на лыжах). На этой территории нет постоянных жителей. Здесь практически отсутствует или неразвита инфраструктура.

 

Главные проблемы

Конфликты, связанные с высокоширотным туризмом, следующие:

Недостаток инфраструктуры

При посещении так называемых Арктических пустынь туристы иногда не могут вести себя приемлемо, даже если хотят. Так, например, отсутствие специально сконструированных мостков на некоторых арктических островах приводит к уничтожению тонкого растительного покрова. Это беспокоит туристов, но они не могут избежать этого или изменить ситуацию. Более того, развития инфраструктуры и не предвидится, из-за того, что несколько тур операторов, занимающихся арктическим туризмом, не заинтересованы в крупном инвестировании. И никто не может заставить их, так как нет ни одного контролирующего исполнительного органа в регионе. Так, например, Земля Франца-Иосифа является официальной охраняемой природной территорией, но постоянный орган управления здесь отсутствует. Формально, специальные наблюдатели, представляющие региональное общество по охране природных территорий, включены в состав персонала, обслуживающего арктические круизы. Тем не менее эти люди не подготовлены к этой работе (это не является их главной специальностью), и они зависят от туроператоров, так как фирма предоставляет им бесплатно все услуги на том же уровне, как и туристам (включая еду в ресторане высокого класса).

Пренебрежение природными процессами

В высокоширотных зонах жизнь сконцентрирована на маленьких по площади территориях (растительность, колонии птиц, лежбища тюленей и моржей). Эти места являются как наиболее привлекательными для туристов, так и наиболее экологически уязвимыми. Тем не менее проводники часто посещают их во время пеших прогулок или лодочных экскурсий. Более того, эти места специально посещают во время экскурсий на вертолетах с туристических ледоколов.

Развитие туризма плохо спланировано

Деятельность планируется только на короткий период.

Недостаточные экологические знания организаторов экскурси

Экскурсии на ледоколах к колониям птиц, живущих на прибрежных клифах, безвредны, в отличие от экскурсий на вертолетах, которые чрезвычайно опасны для гнездования и молодых птиц. Погоня за моржами или белыми медведями на мотолодках с туристами в стремлении увидеть их поближе и лучше сфотографировать вызывает у животных стресс. Тем не менее, это остается тем развлечением, за которое туристы платят хорошие деньги. Так что, это только частично "недостаточные экологические знания организаторов экскурсий", а в большей мере, это их стремление удовлетворить желания туристов.

Низкий уровень образования

Экологических знаний туроператоров и проводников, работающих в Арктике, не всегда достаточно. Обычно они не проходили специального обучения и, следовательно, не имеют свидетельства. Специальный Кодекс поведения для Арктического побережья (как для организаторов экскурсий, так и для туристов) отсутствует. Так же организаторы экскурсий не имеют всех необходимых документов, никто их не контролирует.

Пренебрежение несущей емкостью

Арктическая растительность очень уязвимая и очень восстанавливается очень медленно. Посещение высокоширотных районов большим количеством туристов негативно влияет на растительность (например, приблизительно тысяча туристов в течении лета посетила некоторые острова архипелага Земля Франца-Иосифа).

Ухудшение природных ресурсов.

Ухудшение арктической окружающей среды может быть вызвано использованием неадекватных транспортных средств (группы охотников-туристов доставляются до места охоты на гусеничных тракторах). Во многих случаях это приводит к повреждению и даже разрушению слоя вечной мерзлоты, который распространен в Арктике, в дальнейшем, к разрушению ландшафта и в конце концов к формированию оврагов.

 

Участники, местоположение, время

Организация VICAAR ("Победа в исследовании Арктики и Антарктики") была создана в 1991 г. в Санкт-Петербурге. Директором организации является доктор Виктор Боярский, знаменитый полярник, член международной Трансантарктической экспедиции, Международной арктической экспедиции, пересек Северный Ледовитый океан от Русской Арктики через Северный полюс до Канады. Личный взнос профессионального ученого и полярника - логистический руководитель, главный проводник и организатор программ.

В туризме VICAAR обращает внимание на образование и сохранение красоты природы. Она дает клиентам время и возможность насладится, понять и изучить уникальную и очаровательную дикую природу региона. Ее программы планируются так, чтобы обеспечить максимальную безопасность всем участникам при минимальном воздействии на окружающую среду. VICAAR планирует развивать такую форму туризма более "устойчивым" путем.

Подход

Деятельность в области развития устойчивого арктического туризма не имеет специального финансирования. В большей мере это менталитет команды, который движет VICAAR в направлении экологического способа поведения.

 

Выводы

Для того, чтобы сделать арктический туризм более "устойчивым", необходимо развитие следующих видов деятельности:

  • повышение экологческого образования во время путешествий и круизов;
  • применение "лучших методов";
  • повышение сознания местного населения в области проблем охраны природы;
  • создание соответствующей инфраструктуры, где это возможно.

Дополнительная информация

On line: http://www.vicaar.spb.ru/company.htm
E-mail: vicaar@mail.wplus.net

 



Этот сайт оптимизирован для просмотра с использованием Internet Explorer версии 4.0 и выше