Текущая страница: / Показательные примеры / Кингисеппский район, Финский залив, Балтийское море, Россия

Вдоль всей береговой линии России туризм (если таковой имелся) развивался случайным и незапланированным образом и стал причиной многих экологических и социальных проблем. Туристическая деятельность Запада и России существенно отличается уровнем развития инфраструктуры.

До последнего времени, российский туризм, как вид активного отдыха, был главным образом внутренним и неорганизованным. Только за последние несколько лет осуществление туристической деятельности в России и на Западе стало постепенно уравниваться, несмотря на то, что установленные российские стереотипы все еще сохранились. Как о туристах из Западных стран - они едут в страну для приятного проведения времени на природе. В современной России такая поездка имеет совершенно другую цель.

Экскурсии на природу в России часто включают в себя приятное времяпрепровождение на пляже, собирание ягод и грибов на зиму, любительскую рыбалку (в последнее время недорогими и эффективными сетями из моноволокна), менее часто - охоту (включая и охоту во время запрещенного сезона). Приоритеты в перечисленных видах деятельности зависят от состава группы (часто она состоит из нескольких семей с детьми), времени года и длительности поездки. Должно быть замечено, что перечисленные виды деятельности обусловлены не только продолжительным экономическим кризисом, но также они установлены историческими традициями, или, как это принято сейчас говорить в России, менталитетом.

Оценка берегового кодекса

Оценка основного подхода Берегового Кодекса на северо-западе России (включая устойчивый туризм) была проведена во время пилотного проекта по комплексному развитию прибрежной зоны в Кингисеппском районе, Ленинградский регион. Соответственный проект под рабочим названием "Балтийское побережье России -99" (зарегистрирован, 1999) был реализован в соответствии с соглашением между EUCC и Балтийским Фондом Природы (BFN). Спонсором проекта была программа "1998 Pin-Matra" Гголландского Министерства сельского хозяйства, управления природными ресурсами и рыболовства.

Как

Было решено использовать Береговой Кодекс для определения того, включены ли главные принципы, предложенные Кодексом, в существующие стратегические планы и планы по развитию региона в стадии разработки.

Цели

Главные цели проекта:

  • характеристика природных условий прибрежной зоны;
  • анализ сложившейся практики управления, перспектив и тенденций развития прибрежных территорий района;
  • оценка экологического состояния биотопов и биологических сообществ прибрежной зоны и выявление антропогенных факторов, представляющих наибольшую угрозу для природы;
  • отбор подходов, изложенных в Береговом кодексе, внедрение которых в управление прибрежьем Кингисеппского района позволило бы наилучшим образом решать природоохранные задачи;
  • выработка рекомендаций по совершенствованию Берегового кодекса с учетом российской специфики.

Выводы

Анализ обстановки в Кингисеппском районе за период исследований показал, что организованный туризм здесь плохо развит.

Сравнение основных положений Берегового кодекса с существующей российской практикой показало, что лишь 50% из них реализованы в Кингисеппском районе.

Наиболее важные из нереализованных положений включают в себя:

  • интегрированное секторальное управление прибрежной зоной;
  • создание "нетронутых зон";
  • защиту прибрежных ландшафтов;
  • реализацию принципа "загрязнитель платит" на практике.

Наиболее подходящими районами для развития туризма в регионе является те, которые расположены у морского залива. Учитывая это, администрация района приняла решение о строительстве туристического комплекса на берегу бухты Нарва. Проектируемая территория составляет 4,500 га. Ее рекреационная емкость составляет 50 тысяч человек в день. Проект нуждается в больших инвестициях.

Трудности

Главные трудности, связанные с реализацией на практике принципов, изложенных в Береговом Кодексе:

  • системный экономический кризис в России;
  • отсутствие действенных рычагов и механизмов воздействия на ведомства, организации, предпринимателей и частных лиц, вынуждающих их ориентироваться на "экологичную" систему хозяйствования;
  • отсутствие традиций "экологичного" поведения у населения.

Дополнительная информация

(Внедрение (1999) принципов и рекомендаций Берегового Кодекса и Европейской Сети Охраны Побережий (ECMEN) в программу комплексного управления прибрежной зоной Кингисеппского района, Россия. Санкт-Петербург, БФН

Contacts: Alan Pickaver - pickaver@eucc.nl;
Доктор Владимир Погребов- baltic@teia.org



Этот сайт оптимизирован для просмотра с использованием Internet Explorer версии 4.0 и выше