Eng

  На главную страницу

| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНА

3.2. Особенности природопользования и управления природными ресурсами в районе проживания коренного населения

3.2.1. Ранняя история природопользования

Присваивающее хозяйство. Территория Кольского полуострова была заселена человеком еще в глубокой древности. Первые следы жизнедеятельности человеческих коллективов на Кольском полуострове датируются концом VIII т.л. до н.э. и типологически относятся к мезолиту. По данным археологии заселение проходило со стороны северо-запада. Позднее в VII-VI тыс. до н.э. происходит расселение населения на юго-восток и юго-запад. К концу V тыс. до н.э. осваивается практически весь регион. Археологические памятники Кольского полуострова эпохи неолита (начало IV- конец III т.л. до н.э.) составляют кольский локальный вариант лапландской археологической культуры, объединяющей одновременные объекты на территории Северной Фенноскандии и современной Мурманской области.

Анализ хозяйственной деятельности древнего человека на Кольском полуострове показывает, что все изменения, происходившие в его среде от начала мезолита, до эпохи раннего металла, подчинены задаче наиболее полного приспособления к природным условиям. Первые переселенцы были охотниками. Последовательные изменение климата позволили им достичь высокого уровня культуры в морском и зверобойном промысле. На рубеже II - I т.л. до н.э. на территории Северо-Восточной Европы с Урала и из Западной Сибири расселились фино-угорские племена, которые смешивались с местным населением. В I тыс. до н.э. в природной среде Северной Европы произошли значительные изменения, приведшие к исчезновению поселений морских охотников. Уцелевшие остатки некогда многочисленных оседлых сообществ стали дробиться и переходить к подвижной охоте в лесных и горных районах.

Природные условия Кольского полуострова чрезвычайно благоприятствовали развитию рыболовства и морского промысла. Археологические раскопки в разных частях региона, и в том числе в районе озера Ловозера донесли до нас множество предметов, связанных с этим видом хозяйственной деятельности древнего человека.

Уже самые первые письменные источники, упоминающие ловозерских саамов (XVI в.) упоминают об использовании ими Сейдозера как рыбного угодья. В писцовой книге Кольского уезда, составленной в 1608-1611 годах, сказано, что Ловозерский погост "... владеет… тремя озерами Ловозером, Сейдозером и Си озером и половиной речки Рынды. Для своей нужды ловят они в озерах белую рыбу …" (рис. 19).

Рис. 19. Летняя стоянка ловозерских саамов у северо-восточных отрогов Ловозерских тундр. 1926 год. Фото из альбома Б.М. Куплетского

Об Екостровском погосте, территория которого распространяется и на Хибинские тундры, в писцовой книге говорится, что его угодьями были Мунозеро с речкой, Чунаозеро, Вочеламбина и другие губы и заливы озера Имандра (рис. 20). "А ловят они в тех речках и по озерам и по губам белую рыбу про свою нужду, да в лесу зверя бьют и птицу ловят, тем себя и кормят" (Харузин, 1890). В писцовой книге практически не упомянуты олени и выпасные угодья, а только рыболовецкие промысловые озера и пушнина.

Рис. 20. Рыбацкое становище екостровских саамов на Сейдозере в юго-восточных предгорьях Хибинских тундр. Конец 19 века. Фото W. Ramsay

До середины ХХ столетия охота в жизни коренного населения - саамов продолжала занимать значительную часть в системе жизнеобеспечения. Предметом охоты являлись дикий олень, лось, песец, лиса, куница, белка, горностай, медведь, росомаха. Из боровой дичи промысловое значение имели: куропатка, глухарь, рябчик, из водоплавающей - гусь, лебедь, гага и различные породы уток.

На оленей охотились в разное время года. Самый древний способ охоты - ловчие ямы. Они в изобилии встречаются в Ловозерских и Хибинских тундрах. Сезон охоты на пушнину начинался в первых числах ноября. Охотились в лесных и горных районах своих погостов.

Объединившись по 2-3 человека, брали собак, продовольствие и уезжали на оленях на 2-3 месяца в районы охоты. Поселившись в специально для этого выстроенной избушке, отправлялись поодиночке в разные стороны. Израсходовав провизию, через день, два или три возвращались на базу, отдыхали, снимали шкуры и снова отправлялись на промысел. (Волков, 1995). В народных легендах отражены бесчисленные споры различных групп саамов из-за Хибинских охотничьих угодий. В работе А.Н. Казакова приводятся примеры Хибинских топонимов связанных с охотой. Название горного массива в восточной части Хибинских тундр "Эвеслогчоорр" происходит от саамского эвес - пища, запасаемая охотниками в местах промысла (Казаков, 1952). В западной части Хибинского массива расположены географические объекты - гора, долина, река - в основе названий которых саамское слов - "поадз", что значит олень. Например, Поачвумъек в переводе с саамского - "река Оленьей долины. (Географический словарь…, 1939).

Оленеводство. Среди ученых есть мнение, что саамы первыми в истории приручили дикого оленя. Вопрос о происхождении лопарского (саамском) оленеводства стоит на особом месте. Тем не менее, по мнению ученых, к середине I тыс. н.э. отдельные коллективы усваивают навыки оленеводства (Шумкин, 1991).

В начале XVII века у саамов еще не было больших стад оленей. У каждого хозяина необходимый минимум домашних животных - 15-20 голов, т.е. количество естественное для оленя. Эти олени использовались в основном как транспортное средство и как приманка во время охоты. Такая оленеводческая норма держалась у саамов долго, пока не произошли в экономическом быту народа серьезные перемены - оленеводство из транспортного превратилось в мясное. В XVI-XVII вв. для большинства саамских общин Кольского полуострова оленеводство становится одним из основных источников пропитания. Это привело к увеличению численности стад и переориентации хозяйства саамов.

Олень в быту саама стал всем: и пищей, и средством передвижения. Как писал В.В. Чарнолуский: "... весь бюджет лопаря среднего достатка обеспечен оленем. Он же является живым запасом меховой одежды и обуви; иногда части его организма являются лечебным средством. Он же служит материалом для изделий из рога и кости, наконец, средством для умилостивленя божества и хранителем человеческого счастья. Лопарь у которого нет оленя - бесталанный человек" (Чарнолуский, 1930). К началу ХХ века отдельные хозяева имели до 5000 оленей в хозяйстве.

Подобный поворот сказался не только на материальной культуре, но и на социальной организации кольских аборигенов. Необходимость сезонных пастбищ для оленей, оленеемкость этих пастбищ, а также сезонные миграции оленей продиктовали пересмотр маршрутов кочевок, перераспределение угодий и дробление общин. Закрепление угодий у кольских саамов происходило по-разному. На востоке Кольского полуострова, где плотность населения была меньше, угодья закреплялись за частями общин, что сопровождалось их дроблением. На западе же угодья закреплялись за конкретными людьми, что приводило к появлению частной собственности на них. Новая хозяйственная деятельность повысила роль мужчин в саамском обществе. (Кучинский М.Г., 1999 а, б)

Каждая семья передвигалась по территории самостоятельно и имела различное количество стоянок. Практически на каждой стоянке было стационарное жилье в виде тупы или вежи. Во время кочевания пользовались переносной конструкцией называемой куваксой. Изначально кочевание определялось охотничьим и рыболовным циклами. По мере возрастания роли домашнего оленеводства - в зависимости от оленеводческого хозяйственного цикла. Некоторые семьи за сезон переезжали до четырех раз. Вместе все селение собиралась в зимние погосты к ноябрю-декабрю.

Пастухи окарауливали в зимний - период оленей, отгоняя оленей на зимние пастбища, которыми часто служили тунтури (тундры) - безлесные горы. Весной пастухи занимались отелом, и охотились. На лето олени отпускались на вольный выпас, а мужчины перекочевывали вместе с семьями к местам летних рыбалок. В зависимости от географического положения погоста кочевали к внутренним водоемам или к морю. В этот же период шили лодки, мастерили сани. Женщины вместе с мужчинами на равных занимались рыбной ловлей, выделывали шкуры, шили одежду, занимались приготовлением пищи, воспитанием детей. Из дикоросов саамы заготовляли на зиму морошку и воронику, в сезон употребляли дикий лук, щавель и в небольших количествах бруснику, чернику.

До начала ХХ века саамы практически сохранили в укладе жизни основные черты традиционного природопользования, сложившиеся у них к середине XVII в. В ХIХ веке, за исключением южных районов нынешней Мурманской области, вся территория Кольского полуострова была разделена между саамскими общинами. (рис. 21). Община у саамов была "соседской". Каждый погост (саамское название "Сейт") включала в себя обширную территорию, которая, в свою очередь, была разделена между семьями для ведения хозяйственной деятельности. Территория Ловозерских и Хибинских тундр еще в ХIХ веке принадлежала Ловозерскому и Екостровскому погостам. Являясь внутренней территорией полуострова, она в наименьшей степени была подвержена колонизации и, практически до прихода коми-ижемцев, была чисто саамской территорией. До конца прошлого века коренное население сохраняло основные черты традиционного природопользования в своей жизнедеятельности.

Рис. 21. Границы саамских погостов на Кольском полуострове в XIX веке

Природопользование в духовной культуре саамов. На одном из камней, через призму фантастических представлений, рассказана древняя легенда о происхождении саамов. В устном народном творчестве она представлена следующим образом. Народ спускается на землю из космоса, женщины выходят замуж за оленей, живут вместе в гармонии с природой. Но человек нарушает требование оленей - соблюдение особой чистоты, и они уходят от человека. На камне выбита женщина, ждущая ребенка, перед ней - коленопреклоненный олень. Женщина держит на руках олененка, а олени стремительно удаляются.

В распределении хозяйственных функций рыбная ловля бывшая уделом женщин также играла немаловажную роль. В.В. Чарнолуский писал, что саамы прекрасно сознавали пользу, которую им приносили заповедные озера, они берегли их для сохранения породности рыб, умножения рыбного богатства. Одна из легенд повествует о хозяйке пастбищ, которая так не разумно вела хозяйство, что на земле стало тесно от оленьих стад, и они выгрызли ягель вплоть до голого камня. Тогда верховное божество создало волка, что бы восстановить равновесие.

Особое отношение было у коренного населения к земле и лесопользованию. Саамы землю не обрабатывали, более того, запрет касался любых нарушений растительного покрова. У земли просили прощения, если олени копытами нарушали растительный покров и обнажали почву. Костры во время сезонного кочевания разводились строго на месте старых кострищ, которые были выложены камнями. В своем лесопользовании саамами использовался только сухостой. Погост менял свое местоположение после того, как в доступной близости сухостой выбирался.

Навыки природопользования коренного населения Мурманской области должны быть учтены и применены при охране экосистем полуострова.

 

<<предыдущий раздел | оглавление | далее>>


| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены