Eng |
| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" | 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНА3.2. Особенности природопользования и управления природными ресурсами в районе проживания коренного населения3.2.6. Права саамов на сохранение Ловозерских тундр и ведение там традиционного образа жизни, хозяйствования и промысловПрава коренных малочисленных народов на защиту исконной среды обитания подчеркивалась неоднократно. Поскольку ст. 69. Конституции РФ гласит, что "Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации", необходимо принять во внимание международные правовые акты, гарантирующие права коренных народов. Приведем фрагменты ратифицированных Россией международных актов. Уже в Преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии (1992 г.): указано что все страны, подписывающие этот документ признают "большую и традиционную зависимость многих местных общин и коренного населения, являющихся хранителями традиционного образа жизни, от биологических ресурсов и желательность совместного пользования на справедливой основе выгодами, связанными с использованием традиционных знаний, нововведений и практики, имеющих отношение к сохранению биологического разнообразия и устойчивому использованию его компонентов". В ст. 8 этой конвенции указано, что необходимо обеспечивать "уважение, сохранение и поддержание знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, отражающих традиционный образ жизни, которые имеют значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, способствует их более широкому применению с одобрения и при участии носителей таких знаний, нововведений и практики, а также поощряет совместное пользование на справедливой основе выгодами, вытекающими из применения таких знаний, нововведений и практики."
В статье 10 подтверждается, что каждая из подписавших Конвенцию стран:
22 принцип подписанной Россией Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992) указывает: "Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды с учетом их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития". В Повестке дня на 21 век, принятой на той же конференции в Рио-де-Жанейро 26 глава специально посвящена Признанию и укреплению роли коренных и местных общин: "26.2. …К сожалению, под воздействием факторов экономического, социального и исторического характера складывается тенденция к ограничению возможностей их полноценного участия в деятельности по обеспечению устойчивого развития на собственных землях. Принимая во внимание взаимосвязь между состоянием природной среды и устойчивым развитием и культурным, социальным, экономическим и физическим благополучием коренных народов, в рамках национальных и международных усилий по обеспечению экологически безопасного и устойчивого развития необходимо уделять должное внимание и содействовать повышению роли коренных народов и местных общин, а также признавать и укреплять эту роль. 26.3. Правительствам при всестороннем сотрудничестве с коренными народами… следует направлять свои усилия на достижение следующих целей:… с. Вовлекать коренные народы и местные общины на национальном и местном уровнях в процесс осуществления стратегии в области рационального использования и сохранения природных ресурсов… 26.5 Правительствам на основе всестороннего сотрудничества с коренными и местными общинами, по мере необходимости следует: а. создавать или укреплять национальные механизмы консультаций с коренными народами и местными общинами в целях учета их потребностей, а также их ценностей и традиционных и других знаний и практики в национальной политике и программах в области рационального использования и охраны природных ресурсов…". Вопрос об участии в управлении природными ресурсами коренного населения еще более ясно проработан в подписанной Россией Севильской стратегии (1995). В Стратегии речь идет о биосферных резерватах, и этот международный статус, в соответствии с документами ЮНЕСКО, может быть присвоен любой категории ООПТ, включая природные заповедники, национальные парки и т.д. Одной из основных целей этой стратегии является использование биосферных резерватов в качестве моделей управления территориями и экспериментальной базы устойчивого развития. Для этого основной задачей провозглашается обеспечение поддержки и участия местного населения. В этих целях государствам рекомендуется "создавать, укреплять и расширять биосферные резерваты с тем, чтобы включить в них территории, в которых сохраняется традиционный образ жизни и использования коренным населением биологического разнообразия (включая священные места)". Таким образом, создание охранного режима для экосистем в Ловозерских тундрах должно предполагать защиту не просто уникальных экосистем, но часть исконной среды обитания коренного населения Кольского Севера - саамов. Это в свою очередь должно предполагать участие коренного население в управлении В Программе действий для коренных народов на 1999-2000 гг. Баренц секретариата в Части 2 "Принципиальные основы" указано: "… Необходимы местное руководство и контроль за обеспечением собственных прав населения, проживающего в регионе, на использование существующих ресурсов". В федеральном российском законодательстве есть конкретная возможность для обеспечения участия коренного населения в управлении. В Ст. 72. 1. Конституции РФ указывается, что: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей" Ст.8 Закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" определяет права малочисленных народов, их объединений и лиц, к ним относящимся на защиту их исконной среды обитания и ведение там традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. В частности исходя из этой статьи саамы и саамские организации имеют право: "1) безвозмездно владеть и пользоваться в местах [своего] традиционного проживания и хозяйственной деятельности... землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами…". Эта статья подтверждает право саамов безвозмездно пасти оленей, охотиться ловить рыбу и справлять свои обряды на территории Ловозерских тундр и Сейдозера. "2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами … в местах [своего] традиционного проживания и [своей] хозяйственной деятельности...". Согласно этой статьи саамы могут сами осуществлять контроль над природопользованием в Ловозерских тундрах. Как явствует из пятой части этой статьи саамы могут через своих уполномоченных представителей участвовать в подготовке и принятии органами власти всех уровней решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Разумеется, это касается и проектируемой ООПТ. По шестой части той же статьи саамы имеют право "участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды" в Ловозерских тундрах. Таким образом, видно, что по существующему российскому законодательству коренное население Кольского Севера - саамы - имеет полное право не только осуществлять традиционное природопользование на территории проектируемой ООПТ, но и осуществлять контроль за природопользованием на этой территории вообще. Это напрямую вытекает и из Ст.48. Закона РФ о животном мире. По нему кольские саамы "чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, включая охоту, рыболовство и собирательство, имеют право на применение традиционных методов добывания объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают среду и не представляют опасности для человека". Как явствует из предыдущих законодательных актов, следить за тем, чтобы рыбалка саамов на Сейдозере не вела к снижению биоразнообразия и не нарушала среду их обитания имеют право сами же "представители коренного населения", т.е. саамы.
<<предыдущий раздел | оглавление | далее>> | Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" | | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |