Eng

  На главную страницу

| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

5. ГРАНИЦЫ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМЫХ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

5.1. Участки, подлежащие выделению в качестве особо охраняемых природных территорий

Выбор типа особо охраняемой природной территории диктуется задачами сбережения ценных природных и культурных объектов и социально-экономическими условиями обследуемой местности. Причем, если культурные объекты определяют в основном распределене рекреационных потоков и зон обслуживания посетителей, то ценные природные объекты определяют участки, подлежащие заповеданию.

Как было показано в разделе 2 и явствует из карт 5-12, ценные природные объекты расположены на рассматриваемой территории крайне неравномерно и разделены значительными малоценными площадями. К наиболее ценным с точки зрения охраны природы участкам можно отнести следующие:

  • верховья реки Кутса с выходящими к реке ущельями и ущелье Пюхякюру,
  • массив малонарушенных лесов к югу от реки Кутса,
  • массив малонарушенных лесов к югу от озера Вуоснаярви,
  • болота по реке Онтонйоки (в том числе болото Кутсансуо),
  • территории, прилегающие к озерам Нилуттиярви и Юрхямяярви.

Для большинства данных объектов имеются правовые основания для охраны вне зависимости от того, расположены они на территории существующего заказника "Кутса" или нет, будут они включены в проектируемые особо охраняемые природные территории или нет. Для разных участков эти основания следующие.

  1. В районе верховьев реки Кутса с выходящими к реке ущельями и в районе ущелья Пюхякюру представлены "критические местообитания для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации" (Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 259). Уничтожение данных критических местообитаний может повлечь за собой гибель популяций этих организмов. Сказанное касается прежде всего занесенных в Красную книгу Российской Федерции растений, отдельные популяции которых полностью размещены на отдельных частях данного ценного природного участка. Отметим, что критические местообитания растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, полностью перекрывают данный участок.
  2. Массив малонарушенных лесов к югу от реки Кутса является "естественной экологической системой" (Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", статья 84), за истощение и разрушение которых предусматривается административная ответственность. Кроме того, он является местом обитания ряда видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Необходимо отметить, что если животных он является прсто местом обитания, и за его нарушение предусмотрена только административная ответственность, то для редких растений здесь можно выделить "критические местообитания", уничтожение которых приведет к гибели популяций этих организмов и соответственно к уголовной ответственности.
  3. Массив малонарушенных лесов к югу от озера Вуоснаярви также является "естественной экологической системой". В настоящее время здесь не выявлено "критических местообитаний" видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, однако представлены обычные места их обитания. В целом данный участок можно охарактеризовать как "среду обитания" редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Согласно статье 65 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" "запрещается деятельность, ведущая к сокращеню численности этих растений и животных, ухудшающая среду их обитания".
  4. Болота по реке Онтонйоки являются участком, необходмиым для осуществления жизненного цикла лебедя-кликуна. Согласно статье 22 Федерального Закона РФ "О животном мире": "Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира".
  5. Территории, прилегающие к озерам Нилуттиярви и Юрхямяярви, в перечисленном ряду занимает особое место. Здесь отсутствуют "естественные экологические системы", а из редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений представлены только занесенные в Красную книгу Мурманской области. Правовым основанием для сохранения данной территории является Федеральный Закон "О животном мире", согласно статье 24 которого не допускаются действия, ведущие к нарушению среды обитания видов животных, занесенных в красные книги субъектов Российской Федерации. Однако охраны требует больший по площади участок, ценность которого на такой площади определяется наличием растений, занесенных в Красную книгу Мурманской области. Таким образом для взятия под охрану данного участка ведущую роль играт научное, а не правове основание.

Отметим, что при приведении обоснований мы выбирали обоснования наиболее высокого уровня, не приводя обоснований более низкого правового уровня, хотя для первых трех участков в перечне они присутствуют.

Необходимость охраны и требуемый природоохранный режим для данных объектов определяется следующими факторами.

  1. Верховья реки Кутса с выходящими к реке ущельями и ущелье Пюхякюру входят в комплексный заказник "Кутса", хотя и не полностью. Для них основным угрожающим фактором является нерегулируемый туризм на данной территории, объем которого ежегодно растет. Все другие виды хозяйственной деятельности отрегулированы режимом заказника, и для данной территории достаточно строгое выполнение требований этого режима.
  2. Массив малонарушенных лесов к югу от реки Кутса полностью входит в комплексный заказник "Кутса". Режим заказника почти полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к охране подоных объектов. Для полного сохранения естественного хода процессов в малонарушенных северотаежных экосистемах целесообразно придать данному участку заповедный статус - то есть полностью прекратить посещение данной территории людьми на общих основаниях. Отметим также, что для площадь данного участка недостаточна для сохранения естественного хода природных процессов.
  3. Массив малонарушенных лесов к югу от озера Вуоснаярви не является частью какой либо особо охраняемой природной территории. Поэтому для него реальной является угроза любой природопреобразующей хозяйственной деятельности, в первую очередь рубок леса. А по своим характеристикам он близок к массиву малонарушенных лесов к югу от реки Кутса. Следоватльно, для него также желателен заповедный режим, или как минимум - режим существующего комплексного заказника "Кутса". Как и у предыдущего участка, площадь данного массива недостаточна для сохранения естественного хода природных процессов в северой тайге. Однако необходимо отметить, что и данный, и предыдущий рассматриваемые участки являются частью крупного ненарушенного массива таежных лесов в северо-западной Карелии, на территории которого естественный ход природных процессов может сохраниться.
  4. Болота по реке Онтонйоки также не входят в какую-либо особо охраняемую природную территорию. Для них существует угроза крупных хозяйственных преобразований, существенную опасность для лебедей-кликунов, линяющих на этом болте, представляет браконьерство, а также бспокойство от людей, осуществляющих общие природопользования на данной территории в июле-августе месяцах. Для данной территории целесообразен режим, соответствующий режиму комплексного заказника "Кутса", однако с ограничением посещения участка людьми в определенный период. Необходимость запрета любой природопреобразующей деятельности определяется также большой водоохранной ролью данных болот для реки Кутса (собственно фины считают реку Онтонйоки рекой Кутса, на это указывает название болота, из которого берет начало Онтонйоки - болото Кутсансуо).
  5. Территории, прилегающие к озерам Нилуттиярви и Юрхямяярви, частично входят в комплексный заказник "Кутса". Режим заказника предотвращает рубки леса, разраьотку полезных ископаемых и другие природопреобразующие воздействия. Если расширить данный режим на всю территорию участка, то он будет вполне достаточным. Рекриация может негативно сказаться на данном участке только при неудачном размещении мест стоянок в непосредственной близости от мест произрастания и обитания редких видов. Желательным является регулирование рекреации именно путем определения мест для стоянки.

Таким образом, желательным является следующий режим для ценных природных участков на рассматриваемой территории:

  • заповедный - для двух лесных массивов, располагающихся южнее реки Кутса и южнее озера Вуоснаярви,
  • заказной с полным запретом хозяйственного преобразования территории и жесткой регламентацией туристического посещения - для верховьев реки Кутса с выходящими к реке ущельями и для ущелья Пюхякюру,
  • заказной с полным запретом хозяйственного преобразования территории и жесткой регламентацией посещения и общего природопользования в определенный период года - для болот по реке Онтонйоки,
  • заказной с полным запретом хозяйственного преобразования территории и мягким регулированием рекреации и общего природопользования (регулируется размещение стоянок и проезд механизированного транспорта) - для территорий, прилегающих к озерам Нилуттиярви и Юрхямяярви.

Изложенные соображения обобщены в таблице 25.

Таблица 25. Участки, подлежащие особой охране на территории проектируемого национального парка

Участок
Основания к охране
Антропогенные угрозы
Требования к режиму
верховья реки Кутса с выходящими к реке ущельями и ущелье Пюхякюру "критические местообитания для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации"; места обитания организмов, занесенные в красные книги разных рангов нерегулируемая рекреация, нерегулируемое посещение территории заказной с полным запретом хозяйственного преобразования территории и жесткой регламентацией туристического посещения
массив малонарушенных лесов к югу от реки Кутса "естественные экологические системы", "критические местообитания для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации"; места обитания организмов, занесенные в красные книги разных рангов нерегулируемое посещение территории и общее природопользование заповедый
массив малонарушенных лесов к югу от озера Вуоснаярви "естественные экологические системы"; места обитания организмов, занесенные в красные книги разных рангов все виды природопреобразующей деятельности, нерегулируемое посещение территории и общее природопользование заповедный
болота по реке Онтонйоки "участки территорий …, необходимые для осуществления … жизненных циклов" животных, места обитания организмов, занесенные в Красную книгу Мурманской области все виды природопреобразующей деятельности, нерегулируемое посещение территории заказной с полным запретом хозяйственного преобразования территории и жесткой регламентацией посещения и общего природопользования в определенный период года
территории, прилегающие к озерам Нилуттиярви и Юрхямяярви места обитания организмов, занесенные в красные книги разных рангов все виды природопреобразующей деятельности, нерегулируемое размещение стоянок и перемещение механизированных транспортных средств заказной с полным запретом хозяйственного преобразования территории и мягким регулированием рекриации и общего природопользования

Отметим, что нами перечислены не все участки, заслуживающие особой охраны, в исследуемом районе. Не рассматривался ряд территорий, которые могут быть отнесены к "естественным экологическим системам" или являются местами обитания видов, занесенных в красные книги разных рангов (смотри карты 5 и 9). Не указанные участки меньше по площади и антропогенные угрозы для них являются менее реальными. Например, мы не рассмотрели участок старовозрастных лесов на горе Ристанвара, в котором произрастают бриория фремонти и лобария легочная. Природные объекты в таких участках являются достаточным основанием для создания отдельных особо охраняемых природных территорий в ранге государственного памятника природы, а на территории национального парка их охрана может обеспечиваться через регулирование доступности и привлекательности для рекреантов. Ниже, при рассмотрении проектных предложений такие участки будут служить нам для обоснования границ особо охраняемых природных территорий.

Итак, участки с ценными природными объектами имеют довольно сложное раположение на рассматриваемой территории. Они предоставляют разный интерес для рекреантов и подвергаются антропогенным угрозам в разной степени. Именно поэтому на рассматриваемой территории возможны различные варианты территориальной охраны, обеспечивающие выполнение природоохранных задач и оптимизацию рекреационной деятельности.

 

<<предыдущий раздел | оглавление | далее>>


| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены