Итак, нами определено, что наиболее целесообразной формой охраны рассматриваемой
территории является расширение национального парка "Паанаярви" на
север с созданием его филиала "Кутса" в Мурманской области. Однако
подобное решение сложно для согласования и требует дополнительных оценочных
и проектных работ со стороны республики Карелия. А угрозы для существования
ценных природных объектов существуют уже сейчас и проявляют тенденцию к росту.
Поэтому представляется целесообразной следующая последовательность действий.
Обращение со стороны администрации Мурманской области и Государственного
комитета по охране окружающей среды Мурманской области в соответствующие административные
органы республики Карелия с предложением о расширении национального парка
"Паанаярви" на север и организации филиала данного национального
парка в Мурманской области. В случае согласия со стороны республики Карелия
организается выбора территории для создания национального парка и согласование
данной территории на местном уровне. По результатам согласования готовятся
акты выбора территории и на их основе принимается совместное решение правительств
двух субъектов Федерации с ходатайстом к правительству Российской Федерации
о созданиии национального парка и о начале проектных работ по расширению национального
парка "Паанаярви". Желательно, чтобы в данном решении были указаны
возможные источники средств для проектных работ. После принятия решения правительства
Российской Федерации об организации национального парка для составления проекта
развития национального парка (проекта национального парка, проекта внутрихозяйственного
устройства национального парка) приглашается проектная организация, имеющая
лицензию на проекирование национальных парков (напрмер, подразделения Леспроекта).
Одновременно с выполнением предыдущего пункта на основании данного эколого-экономического
обоснования готовятся проекты областных актов о реорганизации заказника "Кутса",
повторном создании заказника "Ориярви" и организации трех памятников
природы. Подготовленные документы по поручению Государственного комитета по
охране окружающей среды Мурманской области согласуются на местном уровне,
затем сам Государственный комитет по охране окружающей среды Мурманской области
согласует их на областном уровне. По результатам согласования администрацией
области принимается решение об организации сети особо охраняемых природных
территорий. Данное особо охраняемые природные территории функционируют до
принятия совместного решения правительств Мурманской области и республики
Карелия о резервировании территорий для расширения национального парка "Паанаярви",
а в случае отсутствия решения о резервировании - до составления проекта внутрихозяйственного
устройства упомянутого национального парка (комплекный охотничий заказник
"Ориярви" продолжает функционировать вне зависимости от этого решения).
В случае, если правительство республики Карелия не оглашается на расширение
национального парка "Паанаярви", сеть заказников и памятников природы
остается окончательным вариантом территориальной охраны природы в рассматриваемом
районе. В данном случае необходимы меры по внутрихозяйственному устройству
заказника "Кутса", о выполнении которых принимается решение Государственного
комитета по охране окружающей среды Мурманской области с определением источника
финансирования. Вопросами охраны данных особо охраняемых природных территорий
и оперативного управления ими ведают администрации заказников (возможна одна
объединенная администрация для двух и более заказников).