Eng |
| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" | ЗАКЛЮЧЕНИЕВодосборный бассейн реки Кутса в Мурманской области является одним из наиболее ценных с точки зрения территориальной охраны природы участков. Его ценность определяется как естественными причинами (своеборазие экотопов, обусловившее высокую концентрацию редких видов растений и животных; наличие значительных массивов малонарушенных лесов), так и историческим фактором (история охраны природы в данноми районе насчитывает почти вековую историю). Подготовка эколого-экономического обоснования национального парка "Кутса" позволила прийти к следующим выводам в отношении природоохранных действий на его территории. 1. Территориальная охрана природы в данном районе является целесообразной. Целесообразность определяется наличием здесь малонарушенных экосистем; участков с высокой концентрацией редких видов растений; наличием мест проирастания растений и мест обитания животных, заесенных в Красные книги разных рангов - с одной стороны, и антропогенными угрозами перечисленным природным ценностям: развитые лесозаготовительные мощности в районе, усиливающаяся рекреация, неблагоприятное социально-экономическое положение в Алакуртти - с другой стороны. 2. Основными задачами территориальной охраны природы в данном районе являются следующие:
3. На основании указанных задач предлагаются два варианта форм территориальной охраны природы.
4. Границы зонирование и режим особо охраняемых прирдных территорий предполагалось на основе оценки экологического и социально экономического эффекта от их организации. Эффективность обоих предложенных форм территориальной охраны природы станет сравнимо высокой, если при организации национального парка в него будет включена прилегающая со стороны Республики Карелия площадь малонарушенных лесных экосистем. Исходя из этого, площадь предлагаемого к организации национального парка определена 197698 га, в том числе по Мурманской области 106607 га. Предложено разделение национального парка на три зоны: заповедные ядра, зона ограниченной рекреации, рекреационная зона, возможно выделение зоны традиционного хозяйственного использования. Режим зон предложен в соответствии с их функциями на территории национального парка, с учетом особенностей охраняемых на их территории объектов. Для случая организации заказников и памятников природы границы предложены только в пределах Мурманской области. Предлагаемые площади: заказника "Кутса" - 65845 га, заказника "Ориярви" - 53328 га, государственных памятников природы в общем - 21040 га. Зонирование их предложено на основе выделения в заказниках особо защитных лесных участков, государственные памятники природы на зоны не делятся. Такая дробная организация особо охраняемых природных территорий и их зонирования позволяет создать даже более дмфференцированный режим, чем в случае организации национального парка. 5. Предложения по проектированию сделаны с учетом предложенных форм территориальной охраны природы с учетом социально-экономических реалий. Поскольку организация национального парка целесообразно только с включением в него значительной площади Республики Карелия, предлагается одновременно начать согласование данного вопроса с административными структурами последней и осуществить организацию сети особо охраняемых природных территорий более низкого ранга: реорганизовать заказники "Кутса" и "Ориярви", организовать от трех до пяти памятников природы. В случае отказа со стороны Республики Карелия от создания части национального парка на своей территории, описанная сеть особо охраняемых природных территорий будет являться окончательной. В случае согласия со стороны Республики Карелия на организацию совместного национального парка возможны два варианта его организации: как расширения национального парка "Паанаярви" и как отдельный национальный парк. Первый из этих вариантов является предпочтительным, поскольку сокращает социально-экономические затраты на организацию и функционирование национального парка. На территории Мурманской области в этой ситуации будет организован филиал национального парка "Паанаярви" с самостоятельной администрацией. Одновременно с его организацией будет ликвидирован заказник "Кутса" и некоторые из предложенных памятников природы. Отметим, что только последний вариант позволит решить все задачи территориальной охраны природы в рассматриваемом районе в полном объеме.
<<предыдущий раздел | оглавление | далее>> | Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" | | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |