Приложение 11. Лоция реки Кутса, выложенная в сети Internet
ВВЕДЕНИЕ
Река Кутсайоки (или ее приток) вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину около
84 километров, расход воды в истоке около 8 куб. м/с, при впадении в Тумчу -
25 куб. м/с.
Реку можно условно разделить на три участка - "Карельский башкаус",
средний и нижний. Заехать можно на любой.
Карельский Башкаус. От "чертова моста" до оз. Пюхяярви. Уклон
до 10 м/км (в каньонах - до 20 м/км). Маловодный и каменистый, с ОЧЕНЬ большим
(для Карелии) падением. СОВЕРШЕННО НЕПРИГОДНЫ каркасные суда. Полностью проходим
на катамаранах-2, полиэтиленовых каяках и (при не совсем малой воде) - на
кат-4. Почти полностью - на "Егерях"("Скаутах"). Остальные
суда тащить туда нет смысла - обносы длинны и утомительны.
средний участок. От оз Пюхяярви до остатков моста в получасе после "Тесного".
Уклон до 5 м/км, основное падение приходится на пороги и водопады "Оба-на"
и "Маманя". Препятствия разделены короткими плесами. Можно начинать
маршрут с него, заехав на мост через лесной ручей, впадающий в Пюхяярви. От
моста около 3 часов сплава по длинным живописным озерам. Пригодны все суда
(отличие - в количестве обносимых препятствий). Пороги локальны и обносы относительно
удобны. На большинстве судов проходимо ВСЕ КРОМЕ ВОДОПАДОВ.
нижний участок имеет уклон 2-3 м/км и состоит из отдельных порогов, разделенных
многокилометровыми плесами. Заезжают туда через Вуориярви, обычно - по ошибке,
лишаясь удовольствия посмотреть на водопады.
Оставшийся участок маршрута, проходящий в нижнем течении Тумчи, имеет уклон
и распределение перепадов, аналогичные нижнему участку Кутсайоки.
Расход Тумчи в устье 50-40 куб. м, длина участка от впадения Кутсайоки до Тумча-озера
- 35 км, длина маршрута по озеру около 50 км.
ЗАБРОСКА
Любым поездом до станции Кандалакша. Далее два варианта - сразу на Кутсайоки
грузовиком (легковушка там по лесу не проедет) или легковушками в Алакуртти,
а там искать местный грузовик.
Я пробовал оба, и принципиальной разницы нет. Для большой группы дешевле сразу
грузовиком (1200 рублей с группы в 1999 до "чертова моста"). Зато
легковушками приятней - дорога красивая. Хорошо идет под Queen в автомагнитоле,
захватите кассетку - рекомендую.
Итак,
грузовиком. Звоните (81533)-3-21-82 Рыбалову Валерию и он вас встретит к
поезду, на привокзальной площади. У него ЗИЛ-131 с кунгом. Человек до пятнадцати
с вещами точно войдет. Ехать 4-5 часов.
легковыми. Находите прямо на привокзальной площади - у них там тусовка.
Или заранее звоните (81533)-3-49-50 Зубареву Евгению и заказываете нужное
число машин С ВЕРХНИМ БАГАЖНИКОМ. В одну машину лезет 3-4 человека с вещами.
Некоторые водители знают кого искать в Алакуртти (у них там кооперация) -
посоветуйтесь.
Примечание: я уже слышал много разных противоречивых версий откуда начинается
Кутсайоки и что такое Голубые озера, в том числе и от местных. Они сами путают.
Если хотите оказаться там где нужно - суйте шоферу СХЕМУ. Чтобы далее>> не путаться
я НЕ БУДУ называть Кутсайокой НИ ОДИН из притоков ДО озера Пюхяярви. Факты таковы:
в озеро Пюхяярви впадает ДВА притока - один бурный ("Карельский Башкаус",
он же - Красный ручей, он же Красненькая) вытекающий из оз. Юрхямярви, а другой
спокойно-озерный (Онтонйоки). Мост через Онтонйоки находится РАНЬШЕ по дороге
чем мост через "Башкаус". Слова "Голубые озера", "Кутсайоки",
"чертов мост" понимаются всеми по разному и их лучше, как выяснилось,
НЕ ПРОИЗНОСИТЬ.
Оба моста отмечены на схеме сиреневыми стрелками. Первый мост - над относительно
спокойным ЛЕСНЫМ РУЧЬЕМ (Онтонйоки), который вскоре (но от моста не видно) впадает
в ДЛИННОЕ озеро. Второй ("чертов мост") - над ПЕРЕКАТИСТОЙ КОРОТКОЙ
ПРОТОКОЙ МЕЖДУ НЕБОЛЬШИМИ ОЗЕРАМИ, ОБА ОЗЕРА ВИДНО С МОСТА.
ЛОЦИЯ
Обозначения
УВ - "условное время". Скорость прохождения сложных порогов ( в отличие
от плесов) у разных групп сильно отличается и зависит от многих причин (число
видеокамер и фотоаппаратов, желание и возможность ставить страховку, организованность
и пр...).
УВ прох. - условное время осмотра и прохождения (абстрактной достаточно организованной
группой с видеофотосъемкой и страховкой). В каньоне "Крутой" включено
и время на обнос груза.
УВ от нач. - суммарное время от начала похода, включающее время сплава МЕЖДУ
препятствиями и УВ прох. Удобно для планирования дневных переходов и стоянок.
Время от пред. - время от КОНЦА предыдущего препятствия.
КС - категория сложности, моя субъективная, "Егерная". Нечто среднее
между катамаранной и байдарочной, возможно ближе к катамаранной.
УВ от нач.
Название
Время от пред.
УВ прох.
КС
Ориентир
Просмотр
Описание
Примечание
0-00
перекатик
0-00
0-00
0
виден с моста
-
-
-
0-05
порожек
0-05
0-00
1
на выходе из озерка
-
-
по струе
0-10
перекат
0-05
0-00
1
-
-
-
по струе
0-15
Каньон "Короткий"
0-05
3-00
4
Сужение русла, скальные берега
Обязателен, ПБ
2 ступени по три слива в каждой, между ступенями мелкая шивера. На ней
возможны и чалка и страховка.
Ia - мелкий слив под ЛБ, заход вдоль ЛБ.
Ib - узкий высокий слив. Катамараны влезают впритык.
Ic - небольшой прижим к скале ПБ.
IIa - широкий водопадный слив неправильной формы, "лапы". Проход
по правой "лапе" или между ними.
IIb,c - сливы-языки с прижимом вправо под скалы. Стараться идти по левому
их краю.
Очень эффективна страховка морковкой сразу за "лапами", перед
входом в слив IIb. В конце каньона есть стоянка на две-три палатки. За каньоном
- разлив.
3-30
порожек
0-15
0
1
на выходе из разлива
-
Остров, чистый проход по струе в правой протоке. Слева криво и мелко -
лучше не ходить.
выход из разлива - по правому берегу, малозаметен, на мысу - стоянка
3-45
порог "Каменистый"
0-15
0-45
3
заметное падение с подковообразной гряды
Желателен, ЛБ. Для НЕкатамаранов - обязателен
Подковообразный слив с гряды в чашу, набитую камнями. Все криво и каменисто...
между этим и предыдущим - несложные шиверки
4-50
порог "Островной"
0-20
0-30
1
Шиверка уходит вправо за угол, конца сразу не видно, справа - каменистая
отмель
Желателен, ПБ
За углом оказывается камень-остров. Справа - чистый проход. Слева - крутое
падение с острых камней, опасное даже для катамарана (рвет шкуру). Задача
- вовремя уйти в правую протоку.
После просмотра уходится без проблем. Между этим и предыдущим - простые
шиверки.
5-25
две шиверы
0-05
0-15
1
сразу за "Островным"
-
первая - с поворотом влево и сужением русла, вторая - просто шивера.
Начинается каньон "Крутой"
5-45
порог "Прыжок"
0-05
1-00
3
Видно падение, высокий скальный ЛБ, на выступе ПБ два бревна скреплены
крестом "Х"
Обязателен, ПБ
Высокий каменистый слив водопадного типа, около 1,5 метров. Проходим,
но неприятен. Торчат камни
Удобный обнос-проводка по канализации у ПБ. За порогом - плес.
6-50
порог "Щечки"
0-05
1-30
3
Входная шивера видна от "Прыжка"
Обязателен, ПБ
Длинная входная шивера, сужение русла между скал до нескольких метров,
небольшой слив со слабым прижимом к ЛБ, затем резкий поворот в узкую щель
(2 м) - основной слив. Идется всеми судами.
Чалка между шиверой и основной частью ювелирна, а обнос шиверы длинен
и опасен (скалы) - разумно сразу идти весь порог гружеными. Он не так страшен,
как кажется, а плес за ним достаточен для любых спасработ
8-25
порог "Кавказский"
0-05
4-00
5
Сразу за Щечками, после небольшого плеса.
Строго обязателен, ПБ
Длинная (более 200 м) непрерывная цепочка порогов (сливов, бочек, прижимов),
заканчивающаяся сливом, бьющим в зуб.
Успешно проходился разгруженными катамаранами. Через короткий плес между
"Кавказским" и "Горкой" удобно перекинуть косую веревку
над водой для уверенного зачаливания в аварийном случае. Вещи можно носить
сразу вниз, за "Горку"
12-25
порог "Горка"
0-00
2-00
4
Сразу за "Кавказским"
Обязателен, ПБ
Мощный трехметровый слив-водоскат с прижимом (после небольшой бочки) к
скале правого берега. На выходе мощная каменистая выходная шивера
Катамарану нужно начинать уходить от прижима заранее. Есть возможность
частично провести "слабые" суда под ЛБ мимо основного слива и
затем идти только шиверу
14-25
озеро Пюхяярви
0-00
0-05
-
-
-
Конец "Карельского Башкауса". Сюда же можно приплыть по красивым
озерам если высадиться на мосту через ручей не доезжая где-то полчаса до
"чертова моста" (около 3 часов сплава)
Справа сразу у впадения "Карельского Башкауса" - стоянка, куда
удобно при необходимости снести вещи с "Кавказского" и "Горки"
14-45
порог "Сомнительный"
0-15
1-30
4
На выходе из озера - шивера, через 5 мин - еще одна, через 10 мин от нее
- "каменные ворота", затем сужение, на дереве слева автомобильный
знак "Прочие опасности"("!"). Самого порога от места
чалки не видно - он за углом!
Обязателен, ЛБ
Два последовательных мощных слива около метра каждый, затем поворот и
более мелкий и отлогий третий слив
После первого слива немного прижимает вправо к скале, а на входе в третий
очень сильно тащит влево - лучше отдохнуть и развернуться в улове перед
третьим сливом, а затем траверсировать струю под максимально острым углом
16-25
порог "Муравей"
0-10
1-00
3
На резком повороте влево лесистый островок
Желателен, ЛБ
Горка, проход ближе к ЛБ, затем слив в сужении - проход по центру
Небольшие суда (КНБ,КНК), расслабившиеся после первого слива, легко кладет
косым валом во втором
17-35
порог "БСТ"
0-10
1-00
2
Русло перегораживает гряда камней
Обязателен, ПБ
Вход слева в слив, затем уход под ПБ - мелкая шивера. Под ЛБ - второй
слив, затем третий очень косой и навал на камень "убийца". Катамараны
успевают уходить вправо после второго слива (после первого справа мелко),
более мелкие суда могут уходить и после первого. НЕ НУЖНО идти в третий!
Плохо там... (см памятник на ЛБ)
В большую воду открывается вход у ПБ и можно легко идти хоть на надувном
матрасе - шивера полуторной КС
18-40
Водопад "ОбаНа"
0-05
1-00
6
Сразу за углом после "БСТ"
Обнос - ПБ. В правой части - маловодный водопад ~6-7 м, слева - мощный
но мелкий водоскат под углом около 35 градусов. Известны случаи прохождений
кат-2 и каяков. При выходе из улова после обноса соблюдать осторожность
- у берега сильно наваливает на камни, а ближе к сливу есть места, где подсасывает
в бочку...
Чалиться осторожно! УВ указано для обноса. Прохождение требует обработки
и страховки. При аварии в верхней половине до низу одни уши доедут...
19-45
Водопад "Маманя"
0-05
2-00
-
Сразу за "Оба-На"
Обнос ЛБ. Водоскат ~15 м высотой. Непроходим. Внизу есть стоянка для трех
палаток, влажно (водяная пыль)
Чалиться осторожно! Суда можно спускать на веревках по камням, в узком
месте внизу навешивать перила. В дождливую погоду или при маленьких судах
можно использовать верхнюю тропу обноса
22-20
порог "Тесный"
0-35
1-30
3
Река "кончается"
Обязателен, ПБ
Два узких слива с небольшим прижимом, затем уход от камней и "мышеловки".
Лучше СПРАВА. Налево успеть практически не получается (хотя с берега кажется
очевидным)
За 15 мин ДО - перекат. Есть тропа обноса и комариная стоянка. ДАЖЕ В
МАЛУЮ ВОДУ КАТ-2 ПРОЛЕЗАЕТ в сливы!
24-00
три шиверки
0-10
0-20
1
-
-
первые две - мелкие, между ними журчит левый приток, третья - длинная,
с поворотом
24-55
четыре шиверки
0-25
0-20
1
после длинного прямого плеса
-
первые две - короткие мелкие, затем - в двух протоках (справа глубже),
затем - в трех (слева глубже) последняя заканчивается у остатков моста и
дороги
Слева от третьей и четвертой шиверки неплохие места для стоянок
25-15
мощная шивера
0-25
0-10
2
На выходе из озерка, сужение, падение
Возможен для "слабых" судов по ПБ, но малоэффективен
Первая часть - мощная (валы, бочки, камни). Вторая - мелкая, с островом.
Мы шли слева. После шиверы еще несколько мелей и перекатиков, затем начинаются
длинные спокойные плесы
С берега мощность недооценивается, да и валов так много, что траекторию
расчитывать бессмысленно. Рекомендую даже Ласточкам идти сходу, позаботившись
только о взаимостраховке с воды
27-00
локальный порог
1-35
0-10
2
Перед правым поворотом, видно падение
Желателен для байдарок и т.п., ПБ. Остальные - сходу.
Слив сложной формы через всю реку
-
27-15
порог "Ступенька"
0-05
1-00
4
За углом после предыдущего. Видны каменные плиты у ПБ
Обязателен, ПБ. Чалка сначала заранее, после краткого осмотра - перечалка
поближе, к плитам
Шивера на входе, затем сложной формы система сливов с плиты, перегородившей
реку ("ступеньки"). Выходы основных сливов перегорожены ниже камнями.
Затем мощная длинная выходная шивера
Катамараны шли разными путями, и все - успешно. Имеет смысл не разгружать
- шивера очень длинная. Напротив главного слива - стоянка на ПБ
28-20
три шиверы
0-05
0-05
1-2
-
-
Три шиверы подряд. Две из них - мощные с солидным падением
-
28-55
порог "Струя" или "Малый Каньонный"
0-20
0-30
2
На левом повороте. Ускорение течения, сужение
Желателен, ЛБ
Три гряды в каньончике с мощной струей, чистые проходы первых двух - под
ЛБ. Мощные валы
После порога, за поворотом, есть стоянка на ЛБ
31-05
перекат у моста
1-40
0-00
1
разрушенный мост
-
-
От "Струи" плес с меандрами почти без течения
31-15
шиверка
0-10
0-00
1
-
-
-
-
31-30
локальный порог
0-15
0-00
1-2
-
-
-
-
31-35
локальный порог
0-05
0-00
2
сразу за предыдущим, видно падение
Для байдарок и т.п. желателен. Кат. и "Егерь" - можно сходу.
Остров. Высокий кривой слив
Правые протоки, кажется, получше
31-40
порог "Водопадный"
0-05
3-00
5
правый поворот, река упирается в скалу ЛБ
Строго обязателен, ПБ, чалка ДО поворота
4 ступени. 1ая - высокая длинная горка (h~4м, L>10м) пересеченная валами
и бочками. Очень мощная вода. 2ая - мощная бочка в сужении. 3,4 - локальные
высокие кривые мелкие сливы с плит, "за углом" относительно 1
и 2 ступеней. 3 ступень идется справа налево, 4 - ближе к ЛБ
Есть стоянки: перед порогом, у 2 и у 3 ступеней. 2-ая ступень ходится
отдельно, можно кататься - обнос вверх короткий
35-10
порог "Лесенка"
0-30
0-00
2
перекат, за ним - островок и поворот налево
Только для очень "слабых" или сломанных судов - по ЛБ, чалка
лучше ДО переката
Кривой слив, косой вал/бочка
За порогом на ПБ - лесенка к воде
35-40
порог "3 протоки"
0-30
0-00
2-3
Остров, шум
Для байдарок и т.п. желателен. Кат. и "Егерь" - можно сходу
Несколько проток. Совсем правая - канализация для проводки (или в большую
воду - для байдарок). В левой - слив хитрой формы, косая бочка и раздвоение
опять на две протоки. В центре - опять все кривое, но воды побольше. Слева
- попроще, помельче, но туда еще можно и не попасть.
На "Егере" сходу (без просмотра) слева, затем в центр - кайф!
Удовольствия и воды полные штаны