Eng

  На главную страницу

| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

2. ЭКОЛОГО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И РЕКРЕАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ

2.1. Культурно-историческое наследие территории

2.1.1. Краткий исторический очерк

В прошлом на рассматриваемой территории жили здесь саамы-скольты, которых можно отнести к группе лесных саамов. Здесь располагались южная часть земель Сонгельского и западная часть Нотозерского погостов. Территории, которыми владели Сонгельские и Нотозерские лопари, обозначены в писцовых книгах Василия Агалина (1574 г.) и Алая Михалкова (1608-1611 гг.).

По Василию Агалину: "Погост Сонгела стоит над летним озерком, а в нем живут Лопари крещеные в вежах, всего восемь веж, людей в них 21 человек. а угодья у них лешие речки и озера, Шуло-озеро, речка Павия, Черво-озеро, речка Черья, Мавно-озеро, Ворнакъ-озеро, Мочасцо-озеро, Ловно-озеро, речка Ловно, Енгосъ-озеро, речка Енгосъ, Куной озеро, речка Куня; а ловят они на тех, на всех речках бобры, а в озерах ловят белую рыбу, да они ж владеют с Нотозерскими Лопарями на реке на Туломе, а ловят красную рыбу семгу во всех промыслах оприч верхнего забору, да и Нотозеро, да с ним ж за одно ведают, а ведают они те рыбные ловли, угодья, речки и озера, лешие и реку Тулому и Нотозеро, бобровы ловли и всякие ухожья промеж себя исстари, а межа им с монастырскими угодьи Печенгского монастыря по Бабъ-озеро, по Кордовараку, а по другую сторону от Нотозерских Лопарей, Нотозеро по Глубокий ручей.

Погост Нотозеро стоит над рекою над Конею, а в нем Лопари живут крещеные тяглые, а не пашенные, в вежах, всего 19 веж, а людей в них 28 человек, а угодья у них Совно-озеро, Керсо-озеро, Чесмонно-озеро, речка Улита, Печъ-озеро, речка Печъ, да Космо-озеро, Косморучеек, речка Руднав, речка Писта, речка Водонга, Мела-озеро, Пара-озеро, речка-Вуя и с ручейки, Суда-озеро, Гирвас-озеро, речка Гирвас и с ручейки, Товад-озеро, речка Товад и с ручейки, Кочкомо-озеро, речка Кочмога, Речька Рявья (Явр) и всего 12 озер да 10 речек да 2 ручейка, и по тем озерам ловят белую рыбу, а в речках и ручейках бобры бьют и красную рыбу семгу ловят, да того же погоста Нотозерского Лопарей на реке на Туломе по выше падуна забор, а ловят в нем красную рыбу семгу сетями от кольския межи от Кальи. Буки вверх по реке по Туломе до верхнего падуна да их ж угодье Нотозеро, а ловят в нем белую рыбу, а те они свои угодья речки и озера и ручьи владеют промеж себя исстари по своим крепостям, а в реке Туломе оприч верхнего забора и в Нотозере Сонгельского погоста жильцы ведают с ними вместе исстари по своему Лумвому угодью" (Ефименко, 1878).

Это были одни из самых крупных погостов и по территории и по количеству населения, расположенные в благоприятной климатической зоне Кольского полуострова. Вся территория погостов располагалась в хвойных и смешанных лесах, а тундра занимала только вершины здешних горных массивов. Население погостов увеличивалось практически ежегодно (табл. 13).

Таблица 13. Изменение численности населения в конце XVI - начале XVIII вв. на рассматриваемой территории

Погост
1574 г.
1608 г.
1716 г.
Число веж
Муж.
Число веж
Муж.
Число веж
Муж.
Сонгельский
8
21
6
27
6
48
Нотозерский
19
28
10
34
6
58

По данным переписи Российской империи в 1861 году в Сонгельском погосте лиц обоих полов было 137, а в 1886 году - 165. В Нотозерском соответственно 221 и 213 человек (Харузин, 1890).

Во владениях погостов в изобилии водилась дичь, пушной зверь, в реках было обилие бобров, в чистых речках и ручьях добывали жемчуг. В реке Туломе в изобилии водилась семга. Оба погоста имели на ней совместные владения. На южных окраинах Сонгельский погост владел совместно с Нотозерским грядой сопок Саариселькя, на которых были охотничьи угодья на дикого оленя. Топонимы и легенды указывают на обилие диких оленей на территории обеих погостов (например, "Сальные тундры").

С основанием преподобным Трифоном в 1550 году Печенгского монастыря жители обоих погостов попадают под его экономический гнет. В 1556 году Трифон от Московского Царя Ивана Грозного получил ратификационную и дарственную грамоту, согласно которой монастырь получал обширные земельные угодья и рыбные водоемы. Эту грамоту монахи хранили как бесценное сокровище, оспаривая у лопарей их исконные владения. В 1920 году Русским исследователем Андреевым было доказано, что грамота поддельная. Видно прошлое Трифона, а он каялся в греховной жизни и разбое, никуда не делось. Монастырь процветал, занимаясь торговлей рыбой, моржовым жиром вплоть до Нидерландов.

Взаимоотношения монастыря с саамами обеих погостов отражены в документах, которые сохранили саамы Сонгельского погоста. Старейший из документов датирован 1601 годом, самый поздний 1775. Частично документы были опубликованы в 1890 году Н. Харузиным в его книге "Русские Лопари". Он получил возможность использовать документы через русского чиновника, которому лопари оказывали доверие. Уникальный архив саамов-скольтов, хранившийся в сосновом ларце, в 1931 году был ими передан заместителю министра внутренних дел Финляндии Ниило Солья. Документы эти были переведены на финский и изданы в Хельсинки в 1941 году . Историческое значение этих документов велико. По ним видна картина хозяйственной деятельности саамов скольтов за два столетия. Из документов видно, что монахи стремились любыми средствами завладеть территорией скольтов. Саамы отстаивали свои права. Во многих указах московских царем монахам запрещалось угнетать саамов и отбирать их владения. Петр Великий в самом начале своего правления изучил все предшествующие документы по тяжбам между саамами и монахами. Все ложные притязания монахов были отброшены и счастливые саамы были восстановлены в своих правах. Это время отражено в легендах устного творчества саамского народа. Правда, период правовых отношений длился всего 70 лет. Наступивший затем беспредел продолжался до правления Николая I.

Надо отметить, что по сравнению с остальной Лапландией, этот район в глубине материка долгое время оставался вне сферы колониальной политики европейских стран. Это объясняется тем, что экономические интересы России распространялись в основном на побережье Баренцева моря, где были богатые морские и звероловные промыслы, а финскому и скандинавскому влиянию на эту территорию препятствовала государственная граница. История определения границы между Россией, Швецией, Норвегией и Финляндией имеет длинную историю. Фактически, естественная граница существовала многие века, разделяя саамов (лопарей) различных культур -скандинавской и русской, которые отличались друг от друга не только по языку, но и по образу жизни (Харузин, 1890). Первая попытка провести границу была предпринята еще Екатериной II в 1784 году. Но только после присоединения Финляндии к России в 1809 году этот вопрос был частично решен. Окончательно граница была проведена в 1826 году. До этого времени российские лопари платили дань двум государствам, а приграничные трем (двоеданцы, троеданцы). В писцовых книгах Алая Михалкова упоминается, что помимо лукового налога в Российскую казну лопари платят дань Датскому Королю по 10 алтын с человека.

В 1921 году была установлена новая граница, по которой большая часть Сонгельского и западная Нотозерского отошли к Финляндии. Таким образом, западная часть рассматриваемой территории оказалась на долгое время закрытой для советской экономической политики. С другой стороны, принятый в Финляндии закон о населении Петсамо в 1925 году не распространялся на бывшую российскую территорию. Все это способствовало сохранению традиционного образа жизни саамов практически до 1939 года, пока данная территория не стала ареной военных действий .

По окончанию Великой Отечественной Войны граница вновь изменилась и данная территория отошла к СССР. Однако саамское население, зная о мерах принятых к пограничным саамам в Советском Союзе в начале 30-х годов и репрессиях в отношении коренного населения в 1937-1939 гг., приняло предложение финского правительства и добровольно переселилось в Финляндию (рис. 5).

Рис. 5. Старшее поколение саамов-скольтов, проживающих в Северной Лапландии, по сей день сохраняют свои традиции (Luhta, 1998)

Население Нотозерского погоста практически не изменило своего традиционного расселения. Волей судьбы все "переселения" происходили в пределах территории погоста. В первую очередь они были вызваны организацией границы между Россией и Финляндией, затем созданием колхозов, а с началом ВОВ население выселялось с территорий воинских частей, мест подверженных авионалетам (Ристикент). В дальнейшем вынужденное переселение было вызвано строительством каскада Туломских ГЭС и затоплением территории нижним и верхним водохранилищами. Географически были изменены места зимних поселений саамов. Но они оставались в пределах досягаемости своих промысловых угодий. Проводимые в данном районе совместные российско-норвежские исследования по картографированию памятников саамской культуры Нотозерского и Сонгельского погостов показали, что саамы Нотозерского погоста продолжали заниматься промыслами на своих родовых угодьях до массовой вырубки лесов в районе в 1957-1970 гг. В семидесятые годы в районе было уничтожено оленеводство.

Саамы в основном работали на заготовке леса, в нетрадиционных областях развивающегося в районе сельского хозяйства.

 

<<предыдущий раздел | оглавление | далее>>


| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены