Eng |
| Начало | "Кутса" | "Терский берег" | "Хибины" | "Лапландский лес" | 3. ЭКОЛОГО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И РЕКРЕАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА3.1. История освоения и заселенияПервые люди появились на Терском Береге на рубеже 3-2 тысячелетий до н. э. Археологи предполагают, что впервые начали осваивать его охотники за морским зверем. Они селились в основном в устьях рек на террасах. Занимались охотой на тюленя, моржа, кита, белуху. Также ловили морскую рыбу и семгу в реках. Эта культура запечатлела себя в каменных рисунках петроглифах, сохранившихся на Нижнекаменском погосте на Поное и на Канозере (по другим версиям, петроглифы являются наследием древних саамов). Примерно в 16 в до н.э. внутреннюю территорию осваивают протосаамы. Тюлени, моржи, киты постепенно исчезают или сокращаются в числе, т.к. мелеет горло Белого моря, и охотники покидают берег. На побережье выходят протосаамы. Они селятся летом в устьях рек, где ловят рыбу. Оленеводство существует как транспортное или имеет форму хождения за оленями в зимний период и охоту на них. Зимой ловят рыбу на озерах. К этой эпохе относят появление на Терском каменных лабиринтов. В 14-м веке до н.э. карелы выходят на архангельский берег и постепенно продвигаются по направлению к Терскому Берегу. Карельские племена дошли до Варзуги в 15 в. н.э. и в 1419 основали там свое поселение. Помимо охоты и рыбной ловли карелы занимались земледелием, сеяли рожь и овес. Но основным населением Терского берега до 14-15 веков оставались терские саамы. Известно, что Терскими называли большую часть саамов полуостровной части Мурманской области. По предположению историков, Терским (или, в другой форме, Турьим) назывался когда-то весь Кольский полуостров. "Тре", "тер" - "лес", отсюда - "Терский берег" - "лесной берег". На Терском берегу найдено 29 захоронений, по предположению, саамских. Тело умершего было завернуто в несколько слоев бересты в положении сидя и обложено камнями. Помимо оленеводства саамы занимались охотой и рыбной ловлей: весной и летом - у морских берегов, в малых заливах и в устьях рек, осенью -на озерах. Роды на время ловли делились на семьи и расходились на разные угодья. Там жили в шалашах. Зимой весь род поселялся в одном месте - погосте. Примерно с 7-го столетия Терский берег начинают осваивать русские. Заселение славян происходило в три этапа: сначала шли новгородцы, затем ростово-суздальские переселенцы. На Терский берег бежали стрельцы - о них напоминает деревня Стрельна (по другой версии, название связано с одним из видов зверобойного промысла). По дороге на Варзугу есть место, которое называется "Московские ворота" - это тоже память о стрельцах, московских переселенцах. С 7 по 12 век переселенцы приходят на сезон в самые уловистые места. Их также привлекает охота на морского и пушного зверя. Они основывают сезонные поселения, которые к 12-13 векам превращаются в постоянные. Рядом с Кузоменью обнаружено два славянских погребения 12-го века. С начала 12 века люди, живущие на побережье всего Белого моря, называли себя поморами. В 1486 году Кольский п-ов официально включен в состав государства Российского. Территория Терского берега попадает под владение Соловецкого монастыря (позже он делит ее с Кирилло-Белозерским монастырем). С деятельностью монастырей связано появление на берегу солевого промысла. Соловецкий монастырь распространял здесь тони и солеварни, некоторые из них впоследствии превратились в деревни. Выпаривание соли требовало много топлива. Этот промысел просуществовал до конца 18 века, потом добыча соли прекратилась, так как была открыта более качественная пермская каменная соль. В середине 17 в. из тонь и солеварен начинают образовываться деревни. В 1667 возникает д. Кузомень, в которой стали селиться монастырские бобыли. В конце 17 века в Кашкаранцах был двор Соловецкого монастыря. Появляются первые дворы в Оленице. 1660 - год основания Тетрино, где поселились патриаршие крестьяне из Варзуги. В 18 веке возникла Чаваньга, и только в середине 19 века Антониево-Сийский и Воскресенский монастыри выкупают тони и основывают слободы Пялицу и Тетрино. Промысловыми участками - тонями владели общины. В 19 веке они распределялись по жребию между семьями на сезон. Позже самые уловистые тони на сезон выкупались на аукционе. Население сел Терского берега на 1915 год было таким: Варзуга - 897 человек; Тетрино - 491 человек; Кузомень - 413 человек; Чапома - 400 человек; Пялица - 310 человек; Чаваньга - 278 человек; Кашкаранцы -260 человек. Таким образом, Варзуга - не только самое старое, но и традиционно самое многочисленное село Терского берега. До середины 20-х годов природопользование на Терском береге оставалось традиционным: практически натуральное хозяйство, основанное на речном и прибрежном семужном лове в летний сезон, озерном лове весной и осенью, охоте зимой. На продажу били морского и пушного зверя. Оленей использовали в основном как средство передвижения, держали в хозяйстве вместо лошадей. В 1925 г. в селах, начиная с Кузомени и Тетрино, образовались коммуны. Коммуны просуществовали недолго: скоро их переоформили в рыболовецкие артели, из которых к середине 30-х годов сформировались колхозы, в каждой деревне свой. Более поздняя история Терского берега отражена в главах, посвященных современному природопользованию и культуре.
<<предыдущий раздел | оглавление | далее>> | Начало | "Кутса" | "Терский берег" | "Хибины" | "Лапландский лес" | | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |