Eng

  На главную страницу
| главная | цель кампании | о проблеме | новости | законы | присоединяйтесь! | форум |

РЫБАК РЫБАКА № 37 (сентябрь 2005 г.)

Как покончить со «свободной» продажей сетей
Законы и механизмы их реализации

Павел Скороходов

Павел СКОРОХОДОВ - заместитель начальника отдела управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка УВД Калужской области, капитан милиции. Имеет высшее юридическое образование. В органах внутренних дел служит 10 лет, из них последние 2 года является старшим группы по борьбе с экологическими правонарушениями. Неоднократно лично задерживал нарушителей природоохранного законодательства. По собственным словам, "рыбалкой болен с детства".

Павел Владимирович, помимо прочих своих должностных обязанностей, занимается проблемой, которая давно волнует рыболовов - ограничением свободной продажи рыболовных сетей. Не будем в очередной раз ужасаться засилью браконьерских сетей, прежде всего, дешевых "китаек", в водоемах и их обилию на прилавках магазинов и рынков. Лучше предоставим слово профессионалу, который знает, как побороть это зло.

В последнее время рыболовная общественность, как в специализированных периодических изданиях, так и в Интернете, широко обсуждает вопрос о необходимости запрещения свободной продажи сетей. Предлагаются различные меры, которые могли бы, будучи принятыми, дать эффект, обсуждаются письма и предложения, направленные в органы государственной власти России по этому вопросу.

Я хочу изложить, как мне видится эта проблема, с точки зрения человека, имеющего к ней прямое отношение в качестве представителя правоохранительных органов. В своих рассуждениях я опираюсь на ситуацию в Калужской области не только потому, что я там проживаю и работаю, но и по той причине, что у местных органов милиции и рыбнадзора есть определенные успехи в искоренении свободной продажи браконьерских орудий ловли.

Прежде всего, необходимо знать: существует не отмененное по сей день Постановление Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 года № 1045 "О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР", пункт восьмой которого ЗАПРЕЩАЕТ торгующим организациям производить продажу орудий лова рыбы и сетематериалов, применение которых в данной местности запрещено правилами рыболовства.

Вот он, законодательный запрет, который рыбаки так хотят получить от власти, не подозревая, что он уже имеется в наличии. Причем, запрет это четко сформулирован и вполне однозначный. Установлено в Правилах рыболовства, что нельзя ловить сетью - значит, нельзя ей и торговать. Пропишут, что нельзя ловить удочкой - придется и удочки из продажи убирать.

Согласен - постановление старое. Но так как оно существует, значит, должно и исполняться. Но здесь начинаются проблемы: кто должен исполнять, каким образом, кто контролирует соблюдение запрета, и что надо делать для его соблюдения? Да и возможна ли, в принципе, в нынешней ситуации борьба с этим злом?

С первым вопросом вроде все ясно: исполнять должны торгующие организации, исключив из своего ассортимента определенные орудия лова рыбы. Но именно здесь и лежит первый "камень преткновения". Как вы думаете, многие ли из предпринимателей незамедлительно и добровольно откажутся от хорошей статьи дохода своих магазинов? Правильно: не опасаясь соответствующего наказания, очень немногие.

Калужскими правилами спортивного и любительского рыболовства запрещены к применению сети, бредни, мережи, неводы, волокушы, электроловильные устройства, тралы, верши, вентери, морды, наметки, накидки, круги, косынки, пауки, телевизоры, экраны - всего 17 наименований снастей, которые можно продать за какие-то деньги. И, судя по количеству этих орудий, изымаемых из воды, приносят они продавцам очень большие деньги! Скорость продажи этих снастей в магазинах в десятки, а то и в сотни раз превышает скорость продажи удочек и спиннингов - купил сеть за сто рублей, половил два дня, выкинул и купил новую. А это значит, что магазины имеют ощутимый доход, и не каждый от него откажется. Хотя есть и честные предприниматели. Как правило, они сами рыболовы и не терпят браконьерства.

Есть и другая сторона дела: а во всех ли регионах приняты правила спортивного и любительского рыболовства? В связи с происходящей в текущем году реструктуризацией местных органов исполнительной власти, в том числе и природоохранных, сомневаюсь. В нашей области они были приняты только в декабре 2004 года, а до этого времени никто не мог изымать из торгующих организаций сети, так как легитимного основания для этого не было.

Таким образом, для того, чтобы механизм, ограничивающий свободную торговлю сетями заработал, необходимо: во-первых, принять правила рыболовства региона; во-вторых, обучать правовой культуре продавцов и хозяев рыболовных магазинов, палаток, лотков. Этот вывод целиком и полностью согласуется со словами начальника ФГУ "Мосрыбвод" М.М. Конькова в его "Ответе на отрытое письмо рыболовов" (РР № 8/2005): "Несколько лет назад ФГУ "Мосрыбвод" вручило под расписку торговым предприятиям уведомление о запрещении продажи сетных и иных противозаконных орудий лова, и такая торговля резко сократилась".

Бесспорна эффективность, но непродолжительно время, когда продавцы выполняли это предписание. Вот мы и подходим ко второму нашему вопросу: кто контролирует соблюдение запрета?

Ответственность за реализацию запрещенных орудий лова рыбы установлена статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ее полное название "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена". Наказание - административный штраф в размере: для граждан - от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей, для юридических лиц - от 30 до 40 тысяч рублей. Для всех категорий, наряду с административным штрафом, предусматривается конфискация предметов административного правонарушения, то есть предназначенных для продажи орудий незаконного лова рыбы.

При всей простоте самой статьи, ее реализация - настоящий "бермудский треугольник". Органы рыбоохраны, упомянутые в КоАП РФ именно в такой форме, во-первых, не обладают полномочиями по государственному контролю в сфере торговли, во-вторых, попросту не имеют права составлять протоколы об административных правонарушениях по данной статье. Это значит, что даже если инспектор рыбнадзора лично выявил правонарушение, связанное с незаконной продажей сетей, то сам он ничего сделать не может. Не имеет права!!!

С одной стороны, решение законодателя, в данном случае, правильное, так как для контроля и выявления правонарушений в сфере торговли существуют специально уполномоченные на это органы, с другой стороны, рыбнадзор оказывается начисто лишенным необходимых ему полномочий в части, непосредственно его касающейся.

На первый взгляд, единственный выход из этой тупиковой ситуации - пересмотр огромного количества законодательных актов. Понятно, что этот пересмотр просто невозможен.

Но, в действительности, ситуация не так безнадежна. В КоАП РФ упомянуты четыре субъекта, которые имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях по рассматриваемой статье. Это: судьи, должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (в настоящее время Роспотребнадзор), должностные лица федеральных органов налоговой полиции и должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Все перечисленные органы имеют массу обязанностей, среди которых борьба с незаконной продажей сетей не то, чтобы отодвигается на второй план, а вообще напрочь теряется. Тем не менее работа в рассматриваемом направлении ведется и есть примеры, когда это делается достаточно успешно.

В апреле 2005 года органами государственной власти Калужской области было принято решение о проведении в течение нерестового двухмесячника комплекса мероприятий, направленных на выявление и пресечение незаконной добычи водных животных и растений на водоемах области. Организация работы и координация деятельности заинтересованных органов была возложена на управление внутренних дел. Мероприятия природоохранной направленности такого масштаба на территории области проводились впервые. Их результат: выявлено более 260 правонарушений различного характера, в том числе - 25 административных правонарушений со стороны торговых предприятий, а также частных лиц, по той самой статье 14.2 КоАП РФ о незаконной продаже товаров "свободная реализация которых запрещена или ограничена". При этом из незаконного оборота изъято 439 запрещенных орудий лова рыбы - сети, телевизоры, косынки, мережи, пауки, верши. Работа проводилась сотрудниками милиции в тесном взаимодействии с работниками рыбнадзора и природоохранной прокуратуры.

В настоящее время протоколы по всем 25 случаям нарушений рассмотрены мировыми судьями Калужской области. Все правонарушители признаны виновными в совершении административного правонарушения и понесли наказание. Изъятые орудия лова рыбы решениями судей конфискованы и уничтожены.

Да, 25 протоколов - это не много, но все же они есть, а уничтожение орудий лова предотвратило неисчислимый ущерб окружающей природной среде. Это значит, что в наших - реальных - условиях борьба с этим злом возможна и без принятия глобальных мер законодательного характера, без обращений и жалоб в высшие органы государственной власти России.

Уверен, что положение во многих других субъектах Российской Федерации ничуть не хуже, чем в Калужской области, а в некоторых областях, где созданы и успешно действуют специализированные подразделения милиции по борьбе с экологическими правонарушениями, - значительно лучше.

Исходя из приведенных фактов, анализа действующего законодательства и развития органов внутренних дел на сегодняшнем этапе, наиболее простым и эффективным решением вопроса об активизации работы по пресечению незаконной торговли сетями мне представляется следующий вариант действий.

Министерству внутренних дел России необходимо создать в каждом регионе экологическую милицию, как структурное подразделение милиции общественной безопасности. Необходимость этой службы подкрепляется хотя бы тем фактом, что в действующем уголовном законодательстве предусмотрено 17 составов экологических преступлений (гл. 26 УК РФ) и 40 составов административных правонарушений (гл. 8 КоАП РФ). Для сравнения, глава "преступления против жизни и здоровья" представлена в УК РФ двадцатью одним составом преступления, глава "преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" - четырнадцатью, глава "преступления против собственности" - одиннадцатью.

Конечно, не стоит думать, что в том случае, если такая служба будет создана, то усилиями сотрудников милиции и взаимодействующих с ними общественных объединений и организаций правопорядок в области экологии и природопользования будет наведен полностью. Но это позволит надеяться, что он, по крайней мере, значительно укрепится.

Если кратко подытожить все изложенное, то можно сказать, что вся необходимая нормативная база для эффективной борьбы с распространением на рынке незаконных орудий лова существует. Вопрос только в создании механизма реализации закона. В основе такого механизма должно лежать тесное взаимодействие органов рыбоохраны и специализированных подразделений милиции по борьбе с экологическими правонарушениями. В ряде регионов такие подразделения уже созданы. Необходимо также активное участие общественных организаций и объединений и, в первую очередь, рыболовов-любителей, как наиболее заинтересованных в сохранении рыбных запасов.

Если после прочтения статьи у вас появились вопросы или возникло желание высказаться, напишите в редакцию "Рыбак Рыбака" или посетите интернет-сайты www.rybak-rybaka.ru и "Калужская рыбалка", либо пишите лично автору по электронной почте spv-13@yandex.ru

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены