Программе по охране Байкала нужна доработка
6 сентября 2010 г., Москва. Сегодня Коалиция «За Байкал!» передала Правительству РФ экспертную оценку проекта концепции федеральной целевой программы по охране озера Байкал.
Эксперты Коалиции проанализировали проект концепции ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» и указали на ряд существенных недоработок. По мнению экологов, они могут свести на нет все положительное, что содержится в этом, несомненно, важном документе.
Концепция чрезмерно схематично говорит о главной задаче - охране Байкала. Из ее текста следует, что такая деятельность ограничится научными исследованиями, оставляя без должного внимания конкретную природоохранную работу.
Практически ничего не говорится в концепции о главной болевой точке – Байкальском ЦБК. В то же время российские власти уже обещали мировому сообществу ликвидировать БЦБК максимум в течение 30 месяцев, так что отсутствие в концепции мероприятий, вытекающих из этих обязательств, выглядит, по меньшей мере, странным.
«Мы считаем, что этот документ крайне важен. Он описывает многолетнюю стратегию страны по охране уникальнейшего природного объекта. Мы не имеем права оставить в ней неточности или «пустоты». Программа комплексная, так что в ней должны быть прописаны самые разные нюансы проблемы: снижение загрязнения Селенги; поддержка экологически ориентированного малого и среднего бизнеса; устранение угрозы от существующих и планируемых проектов, к примеру – освоения Холоднинского месторождения» , заявил руководитель Байкальской программы Гринпис России Роман Важенков.
«Природные объекты такой высокой ценности, имеющие общенациональное стратегическое значение, не могут зависеть от чьих-либо сиюминутных интересов, будь они частными или государственными. Поэтому любая программа по развитию в Байкальском регионе должна, прежде всего, давать четкие и исчерпывающие ответы на ключевые вопросы сохранения его природного потенциала. В предложенном проекте ФЦП таких ответов нет. Значит проект должен быть переработан» , - считает Алексей Зименко, генеральный директор Центра охраны дикой природы.
Экологи считают важным отразить в концепции контролирующую роль Центра всемирного наследия ЮНЕСКО, а также широкие возможности сотрудничества с Центром на благо Байкала.
Отдельный и очень важный вопрос – финансирование, которое не должно вестись кое-как. Речь идет о немалых суммах, о многих десятках миллиардов рублей. Нынешняя схематичность ФЦП не дает уверенности в том, что заложенные в ней суммы обоснованы.
Таким образом, комплексную программу по сохранению озера Байкал необходимо доработать в самые краткие сроки. При этом все ее содержание должно быть подчинено главной цели - реализации мер, позволяющих свести к нулю сбросы сточных вод в Байкал, пылегазовые выбросы в атмосферу и складирование токсичных отходов на берегах озера.
За дополнительной информацией обращаться:
Гринпис России, СПб – Евгений Усов 8 903 739 49 65, Роман Важенков - (495) 988-74-60
Центр охраны дикой природы – Алексей Зименко, (499) 124-71-78, 124-50-22
«Грязная история» БЦБК - http://www.greenpeace.org/ russia/ru/campaigns/193600/ 1014681
Мнение ученых - http://savebaikal.ru/ scientists-opinion
Вопросы и ответы по БЦБК - http://savebaikal.ru
Заявление Коалиции НКО «За Байкал!»
по проекту ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории»
6 сентября 2010 г.
Правительству Российской Федерации
Признавая основополагающую роль концепции федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» (далее ФЦП) и предваряя ее обсуждение на VI Байкальском Международном экономическом форуме, Коалиция НКО «За Байкал!» считает необходимым обратить внимание на существенные недоработки проекта ФЦП.
Концепция выделяет четыре направления работы в рамках ФЦП: охрану экосистемы озера Байкал, социально-экономическое развитие Байкальской природной территории (БПТ), инфраструктурное развитие БПТ и защита БПТ от чрезвычайных ситуаций.
Однако выделены эти направления схематично, что не позволяет сделать вывод о том, насколько подробно проработаны меры по снижению негативного воздействия на уникальную экосистему озера Байкал с одновременным созданием здесь особых экономических зон туристско-рекреационной направленности.
Главное направление работы - охрана озера Байкал, в рамках ФЦП, судя по проекту концепции, ограничивается научными исследованиями, оставляя без должного внимания конкретные мероприятия по предотвращению негативного воздействия на уникальную экологическую систему Байкала и ликвидации уже накопленного ущерба. А именно:
1. Согласно официальной статистической отчетности (Доклады о состоянии озера Байкал и мерах по его охране МПР РФ и пр.), Байкальский ЦБК является ведущим загрязнителем водной среды оз. Байкал (до 80% от объема общих загрязнений). На прошедшей в конце июля – начале августа в Бразилии сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО российская делегация официально заявила, что БЦБК будет закрыт в течение 30 месяцев, а производство беленой целлюлозы будет выведено за пределы водосборного бассейна озера. В то же время в проекте концепции ФЦП Байкальский ЦБК упоминается лишь единожды и вскользь.
Безусловно, концепция ФЦП должна уделять проблеме БЦБК принципиально больше внимания. В частности, в документе должно быть отражено намерение Российской Федерации закрыть БЦБК в самые кратчайшие сроки, и указаны конкретные мероприятия по подготовке закрытия комбината, по последующей переработке накопленных им отходов и решению других проблем, вызванных деятельностью комбината.
2. Существенное внимание в концепции ФЦП должно быть уделено поддержке малого и среднего бизнеса на БПТ в целом и в г.Байкальске, в частности.
3. В концепции ФЦП необходимо отметить, что существенная часть загрязнений, поступающих в бассейн Селенги, связана с трансграничным переносом. Последовательное решение этой важной проблемы невозможно без разработки и реализации системы конкретных мер по сокращению объема загрязнения, поступающего в озеро со стоком Селенги.
4. Неверными являются предлагаемые меры по устранению негативного воздействия на Байкал, вызванного колебаниями уровня воды в озере, так как берегоукрепление — это попытка борьбы с последствиями таких колебаний. Решением данной проблемы может быть только четкий механизм, не позволяющий гидроэнергетической промышленности Иркутской области выходить за рамки согласованных нормативов колебания уровня Байкала.
5. В проекте концепции ФЦП нет упоминания о намечающихся и уже существующих проектах, несущих потенциальную угрозу экосистеме озера Байкал. В частности, концепция ФЦП должна содержать четкое намерение Российской Федерации не допустить реализации опасных промышленных проектов, таких как разработка Холоднинского полиметаллического месторождения.
6. Хотя данный проект концепции ФЦП чрезмерно схематичен и содержит очевидные пробелы, в нем приведены конкретные объемы необходимого финансирования и ожидаемые показатели эффективности. В связи с отсутствием должного обоснования, эти финансовые расчеты не могут не вызывать сомнений.
7. Концепция ФЦП должна отражать контролирующую роль Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и имеющиеся финансово-организационные возможности сотрудничества с Центром с целью продвижения идей устойчивого развития на БПТ.
ФЦП, в первую очередь, должна быть направлена на реализацию мер, позволяющих свести к нулю сбросы сточных вод в озеро Байкал, пылегазовые выбросы в атмосферу и складирование токсичных отходов на берегах озера.
Чрезвычайная важность этой задачи подчеркивается принятием Правительством Российской Федерации социально и экологически необоснованного Постановления №1 от 13 января 2010 г., которое позволяет возобновить загрязнение озера со стороны БЦБК без ограничений по срокам, объему и содержанию, а также складировать отходы всех классов опасности и сжигать мусор на его берегах. Основными направлениями ФЦП должны стать:
— мероприятия по закрытию БЦБК;
— мероприятия, направленные на уменьшение загрязнения, поступающего со стоком р. Селенга;
— мероприятия, направленные на уменьшение загрязнения, поступающего от водного транспорта и стоков населенных пунктов, включая реконструкцию муниципальных очистных сооружений населенных пунктов, расположенных на побережье;
— создание механизмов жесткого контроля за колебаниями уровня воды в озере Байкал;
— разработка жестких нормативов, регламентирующих любые проекты, которые могут быть осуществлены в пределах Центральной экологической зоны, и создание механизмов, не допускающих появления в центральной зоне озера Байкал экологически опасных проектов (таких как разработка Холоднинского полиметаллического месторождения);
— обязательная экологическая экспертиза любых промышленных и иных проектов, планируемых на Байкальской природной территории;
— мероприятия, направленные на восстановление экосистемы Байкала – ликвидация и переработка накопленных отходов, рекультивация прилежащих территорий и пр.;
— создание особых экономических зон туристско-рекреационной направленности на всей БПТ (и, в первую очередь, в г. Байкальск) с предъявлением к ним повышенных экологических требований.
Члены Коалиции «За Байкал!»