Eng |
05.09.2006 Обращение российских природоохранных НПО к депутатам Госдумы в связи с угрозой ликвидации в стране основных природоохранных институтов Депутату Москва, 5 сентября 2006 г. Российские общественные природоохранные организации обращаются к Вам в связи с появившейся недавно угрозой ликвидации основных природоохранных институтов - государственной экологической экспертизы и государственного экологического контроля. В середине этого года рядом депутатов Государственной Думы внесен проект Федерального
закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации
и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее -
Законопроект). 20 сентября данный законопроект принят в первом чтении. В пояснительной записке указано, что данный законопроект направлен на устранение
административных барьеров в целях увеличения объемов жилищного строительства,
а также на совершенствование механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных
участков для жилищного строительства. Однако, этот законопроект предполагает внесение существенных изменений (не
имеющих отношения к жилищному строительству) в значительное число Федеральных
законов, в том числе: "Об экологической экспертизе", "Об охране
окружающей среды", "Об исключительной экономической зоне", "О
континентальном шельфе", "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера" (в части - проектная документация
объектов использования атомной энергии), и в ряд других. Законопроект исключает проведение всех целевых экспертиз по проектной документации,
в том числе санитарно-эпидемиологическую экспертизу; экспертизу пожарной безопасности,
государственную экспертизу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, экспертизу безопасности ядерных установок, государственную экологическую
экспертизу (ГЭЭ). Из объектов ГЭЭ полностью исключается документация, обосновывающая градостроительную
деятельность, а именно документы территориального планирования и практически
все объекты строительства. Одновременно с этим, проектом Федерального закона
"О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предполагается
также внести изменения в Федеральный закон "Об экологической экспертизе",
исключив из объектов ГЭЭ лесоустроительную документацию и материалы по переводу
лесных земель в нелесные. Реализация этих объектов наиболее экологически значима,
и именно для таких проектов в первую очередь предназначена процедура оценки
воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ГЭЭ. Процедура ОВОС сопровождает разработку документации по намечаемой деятельности
с этапа градостроительного и экологического обоснования, разработки технического
задания на проведение ОВОС до экспертизы проектной документации. Данная процедура,
прежде всего, ориентированна именно на объекты градостроительной деятельности,
включающие и объекты строительства. Предлагаемые законопроектом изменения на практике означают, что в отношении
объектов планирования производственной и градостроительной деятельности процедура
ОВОС проводиться не будет. Указанная в законопроекте экспертиза (определенная в Градостроительном кодексе
Российской Федерации) имеет ограниченную задачу - оценку соответствия проектной
документации требованиям технических регламентов. Вместе с тем, Федеральным
законом "О техническом регулировании" не предполагается охватывать
техническими регламентами все объекты хозяйственной деятельности и направления
государственного управления, включая контроль в области охраны окружающей среды.
При этом ни одного технического регламента по обеспечению экологической безопасности
на сегодняшний день не существует (по планам Правительства РФ, такой регламент
может быть разработан не ранее 2008 года). Фактически, этот законопроект направлен на ликвидацию проведения экологической
оценки предполагаемой хозяйственной деятельности на предмет ее экологической
безопасности. Помимо объектов градостроительной деятельности из объектов экологической экспертизы
предлагается исключить "документацию на изменение функционального статуса,
вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе
материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные". Данные изменения могут привести к массовой застройке и деградации не только
лесов первой группы (наиболее экологически ценных лесов), но и земель особо
охраняемых территорий (в частности земель государственных природных заповедников,
курортов, объектов Всемирного природного наследия). ОВОС и государственная экологическая экспертиза одни из немногих эффективных
механизмов в сфере охраны окружающей среды, реализующие конституционное право
граждан на благоприятную окружающую среду, на получение достоверной информации
о ее состоянии, а также права граждан и общественных объединений на участие
в принятии экологически значимых решений. Этот механизм был признан мировым сообществом как реально действующий и эффективный.
В случае принятия вышеуказанного законопроекта, граждане и общественные объединения
будут лишены возможности реализации конституционного права на благоприятную
окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также законодательно
закрепленного права на участие в принятии экологически значимых решений. Это
означает, что предложенный законопроект напрямую противоречит положениям Конституции
Российской Федерации. В случае принятия рассматриваемого законопроекта, при разработке документации
по строительству велика вероятность того, что экологические оценки по принимаемым
решениям по территориальному планированию и строительству проводится не будут,
что приведет к снижению проведения природоохранных мероприятий и к ухудшению
экологической обстановки во многих регионах страны. В настоящее время именно требования обязательности и гласности ГЭЭ являются
основным побуждением для инициаторов деятельности в подготовке материалов экологического
обоснования намечаемой деятельности и действующим механизмом для последующего
контроля над ее реализацией. Нельзя не отметить международный аспект возможных негативных последствий принятия
предложенного законопроекта. Природоохранные законодательства большинства стран
мира (в первую очередь - стран - членов Евросоюза) совершенствуются путем модернизации
норм, касающихся оценки воздействия на окружающую среду, расширения перечня
объектов, для которых ее проведение обязательно. Предусмотренный в законопроекте
фактический отказ от данного механизма в российском законодательстве является
отказом от общепринятых мировых норм в этой сфере. В мировой практике в деятельности международных кредитных организаций в обязательном
порядке применяется методология экологических процедур и оценок. При принятии
решения об инвестировании международные кредитные организации в обязательном
порядке рассматривают и оценивают возможное влияние реализации намечаемой деятельности
на окружающую среду, элементы социальной и экономической сферы, а демонстрация
политики экологической и социальной ответственности инициатора деятельности
является неотъемлемой частью инвестиционных проектов. В связи с отказом в рамках
предложенной концепции законопроекта от обязательного выполнения экологических
оценок и требований в документации территориального планирования и инвестиционной
деятельности можно ожидать снижение и отток иностранных инвестиций. Учитывая изложенное, просим Вас не допустить исключения из российского законодательства
институтов государственной экологической экспертизы и государственного экологического
контроля для объектов строительства, территориального планирования и землеустройства. Со своей стороны готовы предоставить любые дополнительные материалы, информацию
и предложения. С уважением, Председатель президиума Центрального Совета Директор по программам Гринпис России Председатель правления Российского экологического союза (РЭС) Директор IFAW - Россия Со-председатель Совета Социально-экологического Союза (СоЭС) Генеральный директор Благотворительного фонда Директор по природоохранной политике ВВФ-России Пресс-служба ЦОДП | архив новостей | вверх | | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |