Накануне открытия III Всероссийского съезда по охране природы экологическая
общественность, категорически не согласная с недемократической и неконструктивной
подготовкой к съезду, обратилась к делегатам и участникам съезда с заявлением:
Обращение
к Третьему Всероссийскому Съезду по охране природы
(Москва, 18-21 ноября 2003 г.)
З-й Всероссийский съезд по охране природы собирается в трудное для решения
многочисленных российских экологических проблем время: мы с тревогой наблюдаем
всеобщую де-экологизацию государственного управления, образования, экономики,
законодательства.
Мы с сожалением отмечаем недемократический, забюрократизированный характер
подготовки к Съезду - торопливый, без достаточно глубокого анализа общероссийских
и региональных экологических проблем, с подбором делегатов, которые не представляют
пропорционально все сектора общества и органы государственного управления,
связанные с проблемами охраны природы.
Опасаясь, что в этих условиях Съезд будет превращен в формальное мероприятие,
на котором голос экологической общественности не будет услышан или будет
искажен, мы заявляем:
Главным требованием экологической общественности России является воссоздание
в структуре исполнительной власти самостоятельного федерального органа по
охране окружающей среды.
Среди других требований граждан к органам федеральной власти:
усиление государственного экологического контроля, восстановление в
полном объеме механизмов экспертизы и мониторинга;
создание при Президенте России Совета по экологии и устойчивому развитию;
восстановление обязательного курса экологии в средней школе;
законодательное увеличение расходов на охрану окружающей среды в федеральном
бюджете с существующих 0,4 до 2-3% в течение ближайших лет;
возобновление развития национальной сети особо охраняемых природных
территорий;
ратификация Киотского протокола и присоединение к Орхусской конвенции;
запрет на продление сроков эксплуатации АЭС, выработавших проектный
ресурс;
запрет ввоза из других государств на территорию России радиоактивных
материалов на хранение, захоронение или переработку;
обеспечение всем заинтересованным лицам и организациям законного доступа
к обосновывающей документации по проектам, затрагивающим экологические
вопросы, начиная с принятия решения об их разработке (включая материалы,
представленные на государственную экологическую экспертизу);
обязательная маркировка всех продуктов питания, содержащих геномодифицированные
компоненты;
запрет проектирования и строительства без положительного решения населения,
принятого на региональных референдумах: АЭС, плотин и каналов, портов
и терминалов по перегрузке нефтепродуктов и токсических веществ, объектов
уничтожения химического оружия, нефте- и газопроводов и других объектов
федерального значения, угрожающих состоянию окружающей среды.
От того, насколько полно эти вопросы будут отражены в резолюции, будет
зависеть отношение общества к итогам Съезда, который в противном случае
станет лишь пропагандистским мероприятием Министерства природных ресурсов.
А.В. Яблоков, Центр экологической политики России
И.Е. Честин, Всемирный Фонд охраны дикой природы
С.И. Барановский, “Зеленый Крест”
Г. М. Пасько, журнал “Экология и право” (Санкт-Петербург)
Э.И. Черный, Коалиция “Экология и права человека” (Москва)
М.А. Пискунов, Центр содействия гражданским инициативам(Димитровград)