Eng

  На главную страницу

Всероссийская конференция
«Зеленое движение и гражданское общество»

Москва, 26-27 октября 2003 г.


Декларация «Зеленое движение и гражданское общество»

Мы, представители 112 общественных экологических организаций из 42 субъектов Российской Федерации – участники Всероссийской конференции «Зеленое движение и гражданское общество» (Москва, 26-27 октября 2003 г.), - обсудив место и роль зеленого движения в строительстве гражданского общества в России, пути и способы решения экологических проблем в условиях современной социально-экономической и политической ситуации в стране, а также стратегические направления развития российского зеленого движения, отмечаем:

1. Неудачи государственной экологической политики

Массовое общественное экологическое движение в конце 80-х гг. 20 в. было одной из ведущих общественно-политических сил, и сыграло выдающуюся роль в становлении и развитии в России гражданского общества. Под влиянием зеленого движения в начале - середине 90-х гг. была создана системы экологического законодательства, получила развитие система особо охраняемых природных территорий, произошло становление системы государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, и экологизация системы высшего и среднего образования. В стране возникли и окрепли профессиональные общественные экологические организации.

В то же время, в условиях экономического хаоса и политической нестабильности, порожденными процессами первоначального накопления капитала в России, произошло ослабление внимания общества и государства к экологическим проблемам, а развитие теневого сектора экономики и сопутствующая криминализация общества осложнило решение экологических проблем страны. Главной экологической проблемой России стал крен в сырьевую экономику с искусственным занижением реальной стоимости природных ресурсов. В результате от использования общенациональных природных ресурсов сверхприбыли получает небольшая группа лиц и корпораций, а у государства не хватает средств на охрану среды и здоровья населения. Развитие сырьевой экономики, распространение идеология деэкологизации (в соответствии с которой надо снять экологические ограничения чтобы всемерно облегчить использование природных ресурсов) привело к упразднению в 2000 г. самостоятельных государственных органов по охране окружающей среды и резкому ослаблению государственного экологического управления и контроля.

Утвержденные в 2002 г. Правительством России в составе «Экологической доктрины Российской Федерации» принципы экологической политики остаются пустыми декларациями, не подкрепленными конкретными делами и финансированием.

Очевидным свидетельством кризиса экологической политики России является не улучшение, а (после некоторой стабилизации) ухудшение экологической ситуации в стране (были две строчки от Виноградовой!). Это подтверждается и многими другими фактам и, в том числе:

  • Осуществлением экономического роста без учета экологических последствий (в т.ч. ценой роста выбросов и сбросов на единицу продукции; увеличения числа экологических грязных и опасных производств; распространения экологически несовершенных технологии в промышленности, энергетике, транспорте, сельском, лесном и промысловом хозяйствах; превращения России в свалку радиоактивных и других опасных отходов и полигон для апробации экологически опасных технологий);
  • Минимизацией расходов на охрану окружающей среды (около 0, 4 % расходной части федерального бюджета и тенденцией их сокращения;
  • Ослаблением природоохранного законодательства;
  • Низкой эффективностью использования (порой контр-продуктивностью) международных программ помощи, направленных на решение российских экологических проблем;
  • Ослаблением внимания к обще-экологическому и биологическому образованию;
  • Широким нарушением экологических прав граждан (права на благоприятную окружающую среду, на информацию о состоянии среды, на компенсацию ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, на участие в принятии решений, затрагивающих состояние среды);
  • Масштабными нарушениями прав коренных малочисленных народов на традиционное природопользование;
  • Резким сокращением доходов значительной части населения и развитием в этой связи широкомасшатбного браконьерства, наносящего значительный ущерб сохранению биоразнообразия.
Экологическое неблагополучие отражается и в росте экологически-зависимых заболеваний и преждевременной смертности, связанной с загрязнением окружающей среды; и масштабным разрушением жизнеобеспечивающих функций экосистем, и деградацией природных ресурсов (составляющих основу жизни и деятельности народов России).

2. Направления развития Российского зеленого движения

Главной стратегической целью экологического движения России в настоящее время является усиление его эффективности в решении экологических проблем России. Для достижения этой цели необходимы действия в трех основных направлениях, среди которых:

2.1. Расширение и укрепление массовой и активной поддержки населением зеленого движения. Только при наличии такой широкой поддержки экологических требований зеленое движение сможет эффективно взаимодействовать с властью и добиваться решения актуальных экологических проблем. Среди возможных и перспективных путей действий по такому расширению социальной базы зеленого движения:

Защита здоровья населения. Человек как биологическое существо не может оставаться здоровым в загрязненной среде. Без здоровой среды не может быть здорового общества. Сбор и широкое распространение информации об опасных и негативных последствиях загрязнения среды для здоровья населения – одно из перспективных направлений наших действий по привлечению внимания общества к экологическим проблемам;

Защита экологических прав граждан. Помощь гражданам в защите их конституционных права на благоприятную среду, на экологическую информацию, на компенсацию ущербов, причиненных экологическими правонарушениями, на непосредственное участие в принятии решений, касающихся состояния окружающей среды (как помощью в организации соответствующих судебных процессов, так и развитием эколого-правозащитного движения) – важный путь завоевания широкой гражданской поддержки зеленого движения.


2.2. Расширение и укрепление взаимодействия зеленого движения с властными структурами и муниципальными органами. В этом направлении необходимо:

  • Организация помощи муниципальным и местным органам власти в выполнении социально значимых проектов по оздоровлению среды обитания, участия в выполнении системы социального заказа. Мы должны постоянно доказывать власти, что критикуя их анти-экологическое поведение, мы готовы и способны помочь решению самого широкого круга ежедневных проблем селитебных территорий, обеспечения чистоты воздуха и воды, рекреации.
  • Обеспечение эффективного партнерства государственных и общественных структур в решении проблем охраны окружающей среды, в том числе посредством экспертных разработок для государственных органов и участия в работе консультативных и других общественных советов при министерствах, ведомствах, региональных администрациях. Потенциал зеленого движения позволяет обеспечить глубокие и качественные законотворческие, аналитические и проектные разработки для государственных структур (что, укрепляя авторитет гражданского общества, облегчает его взаимодействие с органами власти).
  • Помощь органам управления в осуществлении экологического контроля и мониторинга. Масштабы страны таковы, что даже при существенном усилении, системы государственной экологического контроля и мониторинга не смогут быть достаточно полными и оперативными без активного участия общества. Расширение такого участия в форме различных общественных инспекций и постов наблюдения – перспективная форма вовлечения граждан (в том числе – молодежи и растущего числа пожилых людей) в экологическую деятельность.

2.3. Расширение и укрепление взаимодействия зеленого движения с экологически ориентированным и социально-ответственным бизнесом.

2.4. Укрепление самого зеленого движения. Среди возможных путей здесь мы видим:

  • Усиление взаимодействия зеленого движения с профсоюзным, правозащитным, молодежным, женским движением, движениям по защите прав потребителей, избирателей, территориальными органами общественного самоуправления, другими общедемократическими силами;
  • Усиление взаимодействия внутри самого зеленого движения. Несмотря на разнообразие форм действия разных НПО и разнообразие решаемых ими проблем, и на региональном, и на федеральном уровнях желательно установление постоянно действующих механизмов консультаций и информации (например, в форме «круглых столов»);
  • Активизация сотрудничества российского зеленого движения с НПО других стран для решения российских экологических проблем, имеющих общеевропейский и глобальный масштабы.

* * *

Без внимания к решению экологических проблем Россия не станет сильной и процветающей страной. В больной, отравленной среде нельзя быть здоровым ни человеку, ни обществу. Решение экологических проблем России невозможно без развития гражданского общества.

Принято на пленарном заседании Всероссийской конференции "Зеленое движение и гражданское общество"

Со – председатели: В.М. Захаров А.В. Яблоков
27 октября 2003 г., Конференц-зал Центрального Дома туриста, Москва

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены