Eng

  На главную страницу

Всероссийская конференция
"Хищническая эксплуатация диких животных России: проблемы и решения"

г. Королев, Московская обл., 3-4 июня 2005 г.


О необходимости улучшения государственного управления
особо охраняемыми природными территориями

Мы, участники Всероссийской конференции "Хищническая эксплуатация диких животных России: проблемы и решения" (г. Королев, Московская обл., 3-4 июня 2005 г.), организованной Центром экологической политики России, Центром охраны дикой природы и Московским представительством Международного фонда защиты животных (IFAW), представляющие 24 региона России, обращаем внимание на необходимость принятия неотложных мер для улучшения государственного управления особо охраняемыми природными территориями России.

Система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) - национальное природное достояние и наследие России - включают 100 государственных природных заповедников, 35 национальных парков, 69 федеральных заказников, а также почти 12 тыс. региональных заказников, памятников природы и природных парков (всего около 7% территории страны).

В последние годы участились попытки незаконного изъятия части территорий заповедников, национальных парков и других ООПТ, а также незаконного хозяйственного освоения их ресурсов. После 2000 г. в стране на протяжении пяти лет не было создано ни одного нового заповедника и национального парка (последний раз такой перерыв был 50 лет назад). Финансирование федеральной системы ООПТ ведется по остаточному принципу и имеет очевидную тенденцию к ухудшению. В процессе беспрерывной реорганизации природоохранных органов федеральная заповедная система потеряла значительную часть высококвалифицированных кадров. Региональные ООПТ за счёт своей многочисленности играют ключевую роль в поддержании экологического равновесия во многих регионах, а уделяемое им внимание совершенно не соответствует их фактической роли в сохранении естественных экологических систем.

Вопрос об адекватной структуре государственного управления федеральной системой ООПТ длительное время не решается, а само управление этой системой осуществляется крайне неудовлетворительно. Фактически заповедники и национальные парки оказались бесхозными. Региональные ООПТ в большинстве случаев не имеют специального штата охраны и управления, предусмотренное законодательством создание объединённых администраций региональных ООПТ не получило широкого распространения.

Бедственное состояние российских ООПТ серьезно беспокоит научную и природоохранную общественность, подрывает международный престиж России.

Участники Конференции считают, что для сохранения и дальнейшего развития системы особо охраняемых природных территорий России необходимо:

1. Президенту Российской Федерации:

  • создать Федеральное агентство по особо охраняемым природным территориям при Правительстве Российской Федерации.

2. Президенту России и Совету Федерации РФ:

  • обратить внимание Генеральной прокуратуры РФ на необходимость жестко пресекать противоправные попытки отчуждения и нецелевого использования земельных и водных участков особо охраняемых природных территорий.

3. Правительству Российской Федерации:

  • разработать государственную стратегию развития системы ООПТ, как приоритетного направления экологической политики;
  • передать федеральные заказники, входящие в систему Минсельхоза России, в Минприроды России.

4. Министерству природных ресурсов РФ:

  • безотлагательно приступить к созданию новых ООПТ, предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2001 г. № 725-р;
  • обеспечить устойчивое и полноценное бюджетное финансирование и материально-техническое обеспечение существующих федеральных ООПТ;
  • организовать систему профессиональной подготовки и повышения квалификации работников ООПТ;
  • уделить приоритетное внимание развитию системы морских ООПТ, расширению системы ООПТ в степной зоне, а также, в соответствии с бассейновой концепцией устойчивого развития, созданию ООПТ, включающих пойменные территории и озерно-речные акватории;
  • разработать федеральную программу развития и поддержки региональных ООПТ, предусматривающую, в частности, инвентаризацию, классификацию, паспортизацию региональных ООПТ и создание их общероссийского кадастра;
  • обеспечить разработку правовых основ формирования Экологического каркаса (сети) России;
  • принять меры для включения деятельности по охране и обустройству ООПТ в перечень видов работ, рекомендованных для прохождения альтернативной гражданской службы.

5. Министерству природных ресурсов РФ и субъектам Российской Федерации:

  • обеспечить резервирование территорий, включенных в федеральный и региональные перспективные планы создания ООПТ;
  • вокруг федеральных и региональных ООПТ, не имеющих охранных зон, обеспечить их создание.

6. Субъектам Российской Федерации:

  • принять меры по совершенствованию регионального законодательства по ООПТ;
  • содействовать созданию дирекций по управлению региональными ООПТ, а также их закреплению за ответственными организациями;
  • развивать и поддерживать практику межрегионального сотрудничества дирекций региональных ООПТ;
  • содействовать разработке программ вовлечения населения в природосберегающую деятельность региональных ООПТ, а также развитию практики совместного управления ими.

Принято на пленарном заседании Конференции 4 июня 2005 г.

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены