Eng

  На главную страницу

Всероссийская конференция
"Хищническая эксплуатация диких животных России: проблемы и решения"

г. Королев, Московская обл., 3-4 июня 2005 г.


О федеральной и региональных красных книгах

Мы, участники Всероссийской конференции "Хищническая эксплуатация диких животных России: проблемы и решения" (г. Королев, Московская обл., 3-4 июня 2005 г.), организованной Центром экологической политики России, Центром охраны дикой природы и Московским представительством Международного фонда защиты животных (IFAW), представляющие 24 региона России, обращаем внимание на необходимость принятия неотложных мер по оптимизации ведения Красной книги Российской Федерации и красных книг субъектов Российской Федерации.

Природное многообразие животных и иных организмов определяет стабильность экологических систем. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, как наиболее уязвимые элементы природных экосистем требуют особого внимания. В соответствии с законодательством, ключевым инструментом сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных являются международная, национальная и региональные (субъектов Российской Федерации) красные книги.

В настоящее время во многих субъектах РФ красные книги не учреждены, в ряде случаев название "красная книга" присвоено изданиям, правовой статус которых не определён. Препятствием на пути подготовки, издания и ведения красных книг в субъектах Федерации является неопределенность порядка ведения красных книг, в том числе их финансирования.

Рекомендации по сохранению отдельных видов, содержащиеся в Красной книге РФ и красных книгах субъектов РФ, нередко носят формальный, расплывчатый характер и не могут служить основой разработки природоохранных мер. Известны случаи, когда невозможность предотвращения случайного изъятия из природы отдельных особей исчезающих видов служит основанием для упразднения особого природоохранного статуса вида. По отношению к части видов Красная книга РФ недостаточно использует рекомендации международной Красной книги. При проведении государственной экологической экспертизы зачастую игнорируется воздействие на виды, занесённые в красные книги. Оценка ущерба, наносимого в результате причинения вреда видам, занесённым в красные книги, обычно сводится к оценке ущерба, наносимого уничтожением отдельных особей.

Участники Конференции считают, что для повышения эффективности Красной книги Российской Федерации и красных книг субъектов Российской Федерации как ключевого инструмента сохранения биоразнообразия необходимо:

1. Правительству Российской Федерации:

  • обеспечить полномасштабное присоединение Российской Федерации к Конвенции об охране европейской дикой природы и природных местообитаний (Бернская конвенция) и Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция) на основе обеспечения интересов Российской Федерации в соответствии с процедурами, предусмотренными этими международно-правовыми документами.

2. Правительству Российской Федерации и субъектам РФ:

  • обеспечить для красных книг всех уровней статус юридических документов, обязательных к учету при подготовке любых решений, затрагивающих судьбу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, а также при правовой, в том числе судебной, оценке последствий таких решений, для чего внести изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации", Закон РФ "О животном мире", Закон РФ "О недрах", Гражданский кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс РФ "Об административных правонарушениях", ряд других актов законодательства РФ и соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации;
  • обеспечить бюджетное финансирование ведения красных книг всех уровней с выделением отдельной позиции в федеральном и соответствующих региональных бюджетах;
  • повысить правовую защищённость мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, как основу их сохранения и поддержания природного биоразнообразия в целом;
  • определить, что оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на виды, занесённые в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу соответствующего субъекта РФ, является обязательной составной частью процедуры ОВОС и государственной экологической экспертизы;
  • прекратить практику исключения видов или их популяций из красных книг по основанию трудности контроля изъятия из природы отдельных особей;
  • содействовать межрегиональной координации деятельности по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.

3. Субъектам Российской Федерации:

  • обеспечить подготовку и издание официально утверждённых красных книг во всех регионах, где они отсутствуют, в том числе принимая во внимание различные авторские варианты таких документов.

4. Министерству природных ресурсов РФ:

  • обеспечить ведение красных книг в соответствии с международными требованиями и с учётом международного опыта, для чего, в частности, разработать долгосрочную программу адаптации применяемых принципов и методов, а также технического оснащения рабочих групп.

5. Министерству природных ресурсов РФ и Российской академии наук:

  • сформировать единую общероссийскую систему охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, для чего, в том числе, разработать научно обоснованные критерии занесения видов и их популяций в Красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ, а также систему приоритетов принятия соответствующих природоохранных мер;
  • существенно повысить качество, в том числе конкретность, рекомендаций по сохранению видов, содержащихся в красных книгах всех уровней;
  • разработать методы расчета всех форм прямого и косвенного ущерба, наносимого причинением вреда редким видам живых организмов и нарушением мест их обитания, подготовить и издать нормативно-правовые рекомендации, а также пособия по данному вопросу для органов суда, прокуратуры, руководителей предприятий.

6. Министерству образования и науки РФ:

  • восстановить в числе обязательных предметов курс экологии в средней школе;
  • включить информацию о красных книгах и охраняемых видах живых организмов в обучающие и просветительские программы для учащихся и широких слоев населения;
  • способствовать внедрению активных и адаптивных методов в экологическом образовании и просвещении, развитию факультативных форм экологического образования (кружки, клубы и т.п.).

7. Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ:

  • организовать на регулярной основе пропагандистскую кампанию в СМИ в защиту редких видов живых организмов;
  • способствовать созданию на государственном телевидении, радио, в газетах и журналах программ и рубрик по экологическому воспитанию, просвещению и пропаганде;
  • запретить рекламу природопользования, основанного на незаконном целенаправленном изъятии из природы редких видов живых организмов или причинении им ущерба, а также ужесточить контроль использования их наименований, изображений или описаний в рекламе природопользования.

Принято на пленарном заседании Конференции 4 июня 2005 г.

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены