Eng |
Всероссийская научно-практическая конференция (К 10-летию Федерального закона от 23.11.1995г. № 174-ФЗ Москва, Узкое , 14-15 декабря 2005 г. Резолюция В конференции приняли участие представители федеральных законодательных и исполнительных органов власти, природоохранных служб 73 субъектов Российской Федерации, неправительственных организаций, общественных экологических движений, средств массовой информации, всего 255 участников, многие из которых проработали в различных структурах экологической экспертизы до 10-15 лет. Федеральный закон «Об экологической экспертизе (1995г.), Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы (1996г.), Регламент проведения государственной экологической экспертизы (1997г.), Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (Утверждено приказом Госкомэкологии России и зарегистрировано Минюстом России 7.06.2000 г.) создали основополагающую нормативно-правовую базу государственной экологической экспертизы в Российской Федерации. Указанными документами существующая в настоящее время нормативно-правовая база предопределяет основные критерии оценки в проектах на строительство промышленных и иных объектов инженерных и организационных решений: технологическое совершенство, конструктивная надежность, строительная устойчивость, экологическая допустимость и экономическая целесообразность. Система органов Государственной экологической экспертизы в период перехода Российской Федерации к устойчивому развитию основывается на положениях, согласно которым экспертные оценки должны учитывать последствия принимаемых решений в экономической, социальной и экологической сферах, предусматривая наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков. Прошедшее десятилетие отмечено созданием реального механизма учета экологического фактора при принятии хозяйственных решений. Существенным расширением сферы деятельности уполномоченных контрольных и надзорных органов. Экологическая экспертиза в России, несомненно, представляет собой уникальный институт государственного регулирования , позволяющий ограничивать антропогенное воздействие на окружающую среду еще на стадии принятия решения о намечаемой деятельности с учетом общественного мнения по вопросам оценки экологических последствий планируемого воздействия, что корреспондируется с международным экологическим правом, рассматривающим экологическую экспертизу как воплощение предупредительной политики, оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), активное участие общественности на всех стадиях проведения экспертизы и принятия решения о реализации проекта, публикацию ее результатов. Накопленный опыт экологической экспертизы в России заложил основы для совершенствования нормативно-правового регулирования в данной сфере и высветил ряд проблемных вопросов, от решения которых зависит будущее благополучие и место России в мировом сообществе. Формализм, волокита, излишние бюрократические процедуры, всевозможного рода злоупотребления, обусловленные в значительной степени отсутствием с некоторых пор реальных условий для проведения продуктивной и планомерной работы, дискредитируют прописанную законом независимость и объективность экологической экспертизы. Механизм реализации этих главных принципов экологической оценки изменились настолько, что не позволяют оценить ее истинную эффективность и социально-экономическую значимость. При стремительном росте количества экспертиз отмечается тенденция сокращения отрицательных заключений государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Это может свидетельствовать как о повышении ответственности заказчиков, проектировщиков и органов власти за выполнение требований законодательства в области экологической экспертизы, так и снижении качества работы экспертных комиссий, что в значительной степени объясняется чрезмерной нагрузкой на специалистов экспертных подразделений, неоднократными структурными преобразованиями уполномоченных в области экологической экспертизы государственных органов, отсутствием до настоящего времени ряда необходимых подзаконных нормативных правовых и инструктивно-методических документов. Осознавая презумпцию потенциальной опасности для природы любой антропогенной деятельности, участники конференции отмечают, что механизм реализации данного принципа не вписывается в современную систему управления природопользованием и охраной окружающей среды России. Результатами огромного количества как государственных, так и общественных экологических экспертиз подтверждено, что значительная часть планируемой деятельности не является деятельностью с непредсказуемыми последствиями, что создает необходимость проработки и законодательного закрепления нового порядка установления объектов, подлежащих ГЭЭ. Слабо используется потенциал общественной экологической экспертизы (ОЭЭ), отсутствует регламент утверждения заключений ОЭЭ специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, порядок отражения учета выводов и придания заключению ОЭЭ юридической силы . В период с 2000 года система экологической экспертизы теряет свои позиции, нуждается в соответствующей поддержке, требует совершенствования и развития. Состояние институциональной системы экологической экспертизы участники конференции оценивают как кризисное. Конференция отмечает безусловную значимость Федерального закона « Об экологической экспертизе » для успешной реализации положений Экологической доктрины Российской Федерации, провозгласившей в качестве основы устойчивого развития такие принципы государственной экологической политики, как равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим; совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ; внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду и анализа ее состояния в масштабах страны и регионов. Принимая во внимание заинтересованность участников конференции в укреплении и совершенствовании правового регулирования экологической экспертизы, участники конференции отмечают также, что достижению этих целей также способствует принятие Федерального закона «О техническом регулировании», предусматривающего переход к техническим регламентам во всех сферах деятельности на принципах экологической безопасности. Заслушав доклады и выступления, результаты обсуждения участники конференции рекомендуют Правительству Российской Федерации: Обеспечить контроль за соблюдением министерствами и ведомствами требований Федерального закона « Об экологической экспертизе » как при разработке проектов правовых актов, так и при осуществлении конкретной хозяйственной деятельности. Генеральной прокуратуре Российской Федерации: Активизировать деятельность по надзору за соблюдением законодательства в области экологической экспертизы. Принимать необходимые меры прокурорского реагирования в случаях выявления нарушений законодательства в области экологической экспертизы субъектами хозяйственной и иной деятельности, а также другими сторонами правоотношений в этой сфере правового регулирования. Считать необходимым и рекомендовать МПР России, Ростехнадзору, Росприроднадзору: Продолжить работу по совершенствованию нормативной и инструктивно-методической базы по вопросам ГЭЭ, в том числе:
Для эффективного управления деятельностью системы экологической экспертизы в России следует продолжить практику повышения квалификации сотрудников экспертных подразделений через проведение тематических семинаров, подготовку инструктивных материалов и публикации нормативно-правовых документов, статей ведущих специалистов в области экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, заключений государственной экологической экспертизы по особо важным объектам в журнале «Экологическая экспертиза и ОВОС». Подготовить законопроекты «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и в «Уголовный Кодекс российской Федерации» в части ответственности за:
Разработать и утвердить «Положение об эксперте в области экологической экспертизы». Ввести сертификацию (аккредитацию) экспертов экологической экспертизы, в соответствии с «Положением об эксперте в области экологической экспертизы», закрепить в нормативных правовых документах Правительства Российской Федерации социальный и правовой статус и защищенность экспертов экологической экспертизы. В целях совершенствования работы территориальных органов в области ГЭЭ и повышения ее эффективности считать необходимым возобновить работу Координационного совета ГЭЭ на основе регионального принципа. Предложить создание Общественного экспертного совета экологической экспертизы при Правительстве Российской Федерации, а также Общественных советов экологической экспертизы при уполномоченных в области экологической экспертизы федеральных органах. Ускорить утверждение методики расчета экологического ущерба и эколого-экономической оценки проектов с природоохранных позиций. Признать необходимым принятие Федерального закона «Об экологическом аудите», как продолжение системы государственного управления в области экологической оценки реализуемых хозяйственных решений. Разработать проект нормативного правового (инструктивного) документа, определяющего полномочия, права и обязанности экспертов, делегируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для работы в экспертных комиссиях государственной экологической экспертизы в качестве наблюдателей. Необходимо обеспечить качественно новый уровень экологических оценок хозяйственной и иной деятельности путем внедрения в процесс принятия решений в области государственной экологической экспертизы:
При этом участники конференции считают также необходимым отметить, что:
Отмечая значительное расширение перечня объектов государственной экологической экспертизы, участники конференции, сознавая объективную необходимость повышения эффективности и совершенствования организации и проведения экологической экспертизы в Российской Федерации, считают необходимым продолжить работу по совершенствованию законодательства и разработке необходимых нормативных правовых документов в области экологической экспертизы, направленных на:
Признано целесообразным создать в России Федеральный реестр государственной экологической экспертизы (ФР ГЭЭ) Для повышения эффективности экспертной работы, усилия должны быть сосредоточены на таких моментах организации и проведения государственной экологической экспертизы как:
В ситуациях, когда экологические последствия намечаемой деятельности могут быть оценены как недостаточно изученные (применения генномодифицированных продуктов, растений, животных и т.п.), или заведомо опасные (радиация, диоксины, тяжелые металлы, сложные химические и биохимические процессы и пр.) - экологическая экспертиза должна выполняться по специальным методикам и, в случае необходимости, с экспериментальной проверкой. Необходимо разработать методы оценки эффективности экологической экспертизы, которые позволили бы избавиться от факторов случайности и неопределенности в оценках ее результатов. На новый уровень должна выйти стратегическая оценка воздействия, инициируемая соответствующими государственными органами. Такая оценка должна опережать получение одобрения масштабных проектов, особенно в регионах со сложными экологическими условиями. Конкретные требования к составу, представляемой на экспертизу документации должны быть установлены на законодательном уровне и прописывать особенности детализации процедур экологической экспертизы для различных категорий объектов экологической экспертизы, роли общественности, органов власти и местного самоуправления в обеспечении реального и эффективного действия механизмов реализации норм, установленных законом. Участники конференции выражают общее мнение о снижении эффективности системы экологической экспертизы в связи с разделением объектов экологической экспертизы и отдельных компетенций между федеральными службами Росприроднадзора и Ростехнадзора, подчеркивая необходимость сосредоточения этого вида деятельности в едином федеральном органе. Участники конференции обеспокоены планируемой передачей функций специально уполномоченных федеральных органов в области экологической экспертизы на уровень субъектов Российской Федерации. Принятие соответствующих решений без опережающей подготовки положений о классификации объектов экологической экспертизы может привести к еще большему ухудшению ситуации. С целью повышения результативности системы экологической экспертизы необходимо реализовать в 2006 г. на федеральном, региональном и отраслевом уровне следующие меры:
Признано целесообразным проведение Всероссийских конференций по проблемам экологической экспертизы не реже одного раза в два года. Для координации работы над предложениями, выполнения подготовительных мероприятий между конференциями рекомендовано создать постоянно действующий Секретариат конференции на общественной основе. Конференция прошла в духе конструктивного обсуждения существующих проблем в системе экологической экспертизы, ее участники выразили стремление содействовать решению поставленных задач во взаимодействии с федеральными и территориальными органами власти, с общественными экологическими организациями и движениями.
| |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |