Eng |
Международный экологический форум г. Владивосток, 7-9 июня 2006 г. РЕЗОЛЮЦИЯ
Цели Форума:
В работе Форума наряду с представителями различных научно-исследовательских институтов приняли участие представители органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, природоохранных общественных организаций, предприятий - природопользователей, а также представители ряда зарубежных стран (Японии, Китайской Народной Республики, Соединенных Штатов Америки, Голландии, Великобритании). Общее количество участников форума составило более 600 человек. Программа Форума включала свыше 100 докладов и выступлений, а также обсуждение различных аспектов основной темы форума в рамках секций: «Стратегия сохранения редких и исчезающих видов наземной фауны», «Стратегия сохранения растительных комплексов и объектов. Устойчивое лесопользование», «Стратегия сохранения экосистем прибрежных морских акваторий», «Развитие системы особо охраняемых природных территорий», «Стратегия устойчивого развития охотничьего хозяйства», «Экологический туризм: перспективы развития», «Обеспечение благоприятной окружающей среды и экологическое образование населения», «Проблемы управления устойчивым природопользованием». Поднятые на Форуме вопросы имеют огромное значение не только для жителей Приморского края, но и для мирового сообщества, так как затрагивают проблемы рационального использования и сохранения биоресурсов в наиболее богатом по биологическому разнообразию регионе России.
1.1. В настоящее время возросло отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, и создалась реальная угроза утраты отдельных типов экосистем и некоторых видов фауны и флоры. 1.2. Для трансграничных регионов отсутствуют нормативные документы межгосударственного уровня, регулирующие систему восстановления природных ресурсов, совместную борьбу с браконьерством, соблюдение единых экологических норм и стандартов. 1.3. Наметились опасные тенденции роста незаконного использования биоресурсов в связи с резким снижением государственного контроля в области охраны природы и сохранения биоразнообразия, а также попытки изменения законодательства в области использования и охраны биоресурсов в сторону ослабления контроля. 1.4. Приморский край по многообразию видов фауны и флоры, растительных комплексов не имеет равных среди других регионов России. 1.5. Приморский край и прилегающие районы КНР и КНДР ответственны перед мировым сообществом за сохранение дальневосточного леопарда. 1.6. Приморский край и КНР ответственны за сохранение озера Ханка, крупнейшего в Восточной Азии, и его уникального биоразнообразия. 1.7. Приморский край несет наибольшую ответственность за сохранение популяции амурского тигра, амурского горала, а также популяций трепанга в заливе Петра Великого. 1.8. Природные ресурсы Приморского края трансформированы, как правило, в сторону ухудшения качества и в некоторых местах истощены. 1.9. К настоящему времени добыты (заготовлены) первично доступные ресурсы практически всех видов, которые можно было взять при минимальных затратах, относительно простых технологиях и экстенсивных методах освоения. 1.10. Наступил новый этап в природопользовании, который характеризуется все еще достаточно большими объемами добычи ресурсов, но требует новых методов их освоения: применения новейших природо- и ресурсосберегающих технологий, современной высоко автоматизированной и экологичной техники. 1.11. Сохранение сообществ и экосистем морских акваторий, примыкающих к Приморскому краю, является одной из важнейших задач природоохранной политики Приморского края. 1.12. Район бухты Перевозная является наименее приемлемым с навигационной, гидрологической и экологической точек зрения местом расположения нефтеперегрузочного комплекса ВСТО в сравнении с другими предложенными вариантами. 1.13. Проблемы устойчивого развития территорий могут быть решены только при комплексном подходе с учётом проблем экономики, политики, экологии и социальной сферы . 1.14. В обществе отмечается низкий уровень экологической культуры населения, обусловленный отсутствием должной системы экологического образования. 1.15. Общественность многих стран мира и международные природоохранные организации проводят большую работу по сохранению амурского тигра и дальневосточного леопарда.
2.2.1. Поддержать инициативу Губернатора Приморского края о прекращении на территории края увеличения объемов вырубки леса, добычи полезных ископаемых и биоресурсов, сделав основной упор на внедрение природосберегающих технологий и увеличение глубокой переработки сырьевых ресурсов. 2.2.2. Ускорить разработку и утверждение нормативных правовых актов и документов, касающихся регулирования природопользования, в том числе по значительному ужесточению наказания за хранение, перемещение, торговлю редкими и исчезающими видами и их дериватами, усилению контроля за оборотом и использованием биологических ресурсов. 2.2.3. Принять федеральный закон «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», в котором предусмотреть целевой характер использования собираемых платежей на природоохранные цели. 2.2.4. Ускорить разработку и принятие Федерального закона «Об аквакультуре». 2.2.5. Увеличить расходы на охрану окружающей среды в федеральном бюджете. 2.2.6. Доработать нормативную правовую базу в части возможности использования огнестрельного оружия и спецсредств инспекторами особо охраняемых природных территорий. 2.2.7. Снизить таможенные пошлины на экспорт продукции глубокой переработки сырья с одновременным повышением пошлин на необработанное сырье. 2.2.8. Ускорить реализацию Плана действий по предотвращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины, одобренного федеральными и региональными органами исполнительной власти на совещании 06.09.2005 году в г. Хабаровске. 2.2.9. Содействовать разработке и внедрению национальной системы лесной сертификации и созданию стимулов применения международных систем сертификации. 2.2.10. Завершить затянувшуюся административную реформу органов государственной власти в области управления лесами, контроля и надзора за состоянием, использованием, охраной и восстановлением лесов. 2.2.11. Решить вопрос о создании эффективной системы в области организации сбора, переработки и реализации недревесных продуктов леса, соответствующей государственным принципам лесоуправления. 2.2.12. Восстановить специализированные инспекции по охране редких и исчезающих видов флоры и фауны. 2.2.13. Обеспечить недопущение хранения и перемещения через границу дериватов амурского тигра, дальневосточного леопарда и других редких и исчезающих видов. 2.2.14. Развивать систему мероприятий государственной поддержки, в том числе финансовой, по сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных: дальневосточного леопарда, амурского тигра, амурского горала, дальневосточного аиста, рыбного филина и дальневосточной черепахи. 2.2.15. Оказать организационное и финансовое содействие в создании единого Центра мониторинга амурского тигра и дальневосточного леопарда и обеспечить ведение государственного мониторинга их популяций. 2.2.16. Разработать комплексную программу «Конфликтный тигр» и обеспечить создание высокопрофессиональных групп оперативного реагирования на всем ареале тигра. 2.2.17. Активизировать создание трансграничных особо охраняемых природных территорий вдоль дальневосточных границ России. 2.2.18. Провести переговоры с органами по охране окружающей среды КНР и КНДР о возможности реализации проектного предложения Программы развития ООН (2002-2004) по созданию трехстороннего трансграничного биосферного резервата в нижнем течении реки Туманная (Туманган). 2.2.19. Разработать программу для российских биосферных резерватов, входящих в Восточно-Азиатскую сеть, по укреплению сотрудничества и обмену информацией и сотрудниками с биосферными резерватами ближнего и дальнего зарубежья. 2.2.20. Ускорить создание первых в Дальневосточном федеральном округе национальных парков «Зов Тигра», «Удэгейская Легенда» (Приморский край). «Анюйский» и «Шантарские острова» (Хабаровский край). 2.2.21. Решить вопрос о переподчинении Министерству природных ресурсов России заказников федерального значения, созданных в целях сохранение редких и исчезающих видов флоры и фауны. 2.2.22. Решить вопрос о создании охранных зон вокруг территорий (акваторий) государственных природных заповедников (Кедровая Падь, Уссурийский им. В.Л. Комарова, Дальневосточный морской биосферный), включая морскую охранную зону вдоль побережья Лазовского заповедника и расширении охранной зоны Сихотэ-Алинского заповедника с 1 км до 1 мили. 2.2.23. Принять меры по созданию сети особо охраняемых природных территорий (акваторий) для сохранения водных биологических ресурсов, включая рыбохозяйственные (ихтиологические) заказники, морские рыбохозяйственные охраняемые зоны и зоны для сохранения морских млекопитающих на Дальнем Востоке. 2.2.24. Принять пакет нормативных правовых документов, регламентирующих ведение охотничьего хозяйства, спортивного рыболовства. 2.2.25. Шире давать в СМИ аналитические материалы, касающиеся вопросов состояния окружающей среды и природопользования. 2.2.26. Ввести обязательный курс экологии в средней школе.
2.3.1. Разработать комплекс программных мероприятий по:
2.3.2. Рассмотреть вопрос о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих усиление ответственности за нарушение природоохранного законодательства. 2.3.3. В полном объеме использовать средства, поступающие в виде экологических платежей на мероприятия по охране окружающей среды, в том числе на эколого-образовательные мероприятия.
2.4.1. Создать при Администрации Приморского края постоянно действующий экологический совет из представителей научных и общественных экологических организаций с целью выработки предложений и рекомендаций для принятия управленческих решений, связанных с решением экологических проблем и природопользованием. 2.4.2. Обратиться к Правительствам КНР, КНДР, органам государственной власти Российской Федерации с предложениями по вопросам сохранения биоразнообразия и деятельности международных особо охраняемых территорий, в соответствии с решениями секции №4 Форума. 2.4.3. Совместно с федеральными органами государственной власти активизировать работу по резервированию земельных участков для создания особо охраняемых природных территорий в соответствии с действующими нормативными актами. 2.4.4. Обратиться в МПР РФ и РАН с просьбой об ускорении подписания соглашения о взаимодействии (сотрудничестве) по углублению научных исследований и реализации программ по экологическому мониторингу на базе особо охраняемых природных территорий. 2.4.5. Ускорить издание второго тома Красной книги Приморского края (Растительный мир). 2.4.6. Совместно с федеральными органами государственной власти организовать работу по инвентаризации памятников природы регионального значения и приведению документации по памятникам природы в соответствие с нормами действующего законодательства. 2.4.7. Скоординировать работу Администрации Приморского края и Россельхознадзора по контролю, управлению и ведению охотничьего хозяйства. 2.4.8. Ввести запрет охоты на копытных животных в репродуктивных зонах и в районах, где резко сократилась их численность. 2.4.9. Разработать и утвердить «Правила охоты на территории Приморского края». 2.4.10. Формировать экологический рейтинг компаний – природопользователей. 2.4.11. Завершить создание для обеспечения развития экологического (устойчивого) туризма в Приморском крае специализированных особо охраняемых территорий:
2.4.12. Создать межведомственный координационный совет Приморского края по развитию экологического (устойчивого) туризма из представителей Администрации Приморского края, администраций муниципальных образований края, предпринимателей, представителей научных и общественных организаций края с целью координации и методической поддержки работ по:
2.4.13. Увеличить финансирование совместного проекта по изучению перелетных птиц с расширением его тематической направленности и программы международных экологических обменов между двумя регионами совместно с администрацией префектуры Тояма (Япония). 2.4.14. Ускорить внесение в Законодательное Собрание Приморского края проекта подпрограммы «Охрана и восстановление водных объектов» краевой целевой программы «Отходы» на 2005-2011 годы. 2.4.15. Обеспечить активное внедрение многопрофильных программ экологического образования руководителей и специалистов всех уровней, введение их итоговой аттестации. 2.4.16. Обеспечить общеобразовательные школы края новейшей методической литературой по проведению работы по экологическому образованию, воспитанию и просвещению учащихся.
2.5.1. Осуществлять экологическое образование местных жителей, в первую очередь по грамотному обращению с отходами и сохранению чистоты поверхностных вод. 2.5.2. Бережно относиться к природным достопримечательностям и памятникам природы, находящимся на территориях муниципальных образований. 2.5.3. Способствовать организации экологического (устойчивого) туризма, включая инвентаризацию туристских ресурсов и создание соответствующей инфраструктуры. 2.5.4. При создании систем обращения с отходами производства и потребления расширять внедрение раздельного сбора отходов, стимулировать внедрение малоотходных технологий производства, а также максимальное использование отходов в качестве вторичного сырья.
2.7. Принять резолюции секций: «Стратегия сохранения редких и исчезающих видов наземной фауны», «Стратегия сохранения растительных комплексов и объектов. Устойчивое лесопользование», «Стратегия сохранения экосистем прибрежных морских акваторий», «Развитие системы особо охраняемых природных территорий», «Стратегия устойчивого развития охотничьего хозяйства», «Экологический туризм: перспективы развития», «Обеспечение благоприятной окружающей среды и экологическое образование населения», «Проблемы управления устойчивым природопользованием», - в качестве основополагающих документов при реализации вышеуказанных положений Резолюции Форума, в том числе при разработке программ и комплексных схем.
Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований, а также деловые круги и общественные организации рассмотреть настоящую резолюцию и принять конкретные соответствующие решения по её реализации. Участники Форума отмечают высокий уровень заслушанных докладов и рекомендуют Оргкомитет издать их в виде сборника тезисов, а также подготовить информацию о работе Форума в средствах массовой информации. Участники Форума благодарят Администрацию Приморского края и членов Оргкомитета за высокий уровень подготовки и проведения Форума и выражают особую благодарность за содействие и поддержку в проведении Форума:
Участники Форума предлагают второй Международный экологический форум провести в 2008 году с подведением итогов работы по реализации данных решений. Резолюция принята на итоговом пленарном заседании Форума 9 июня 2006 года.
| |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |