Eng |
Международный экологический форум г. Владивосток, 7-9 июня 2006 г. Резолюция секции № 2 Заслушав серию докладов, характеризующих современное состояние лесного комплекса Приморского края и проблемы устойчивого лесопользования
что сложившийся тип лесопользования в крае породил, и в случае его сохранения в прежнем виде все в большей мере будет порождать множество социальных, экологических и экономических проблем. Усиленная эксплуатация лесов Приморья в предшествующий период освоения края привела к необратимым изменениям, за которыми восстановление лесного покрова происходит с существенными отклонениями от исторически сложившегося лесообразовательного процесса. Общее ухудшение качества лесов, как следствие бесхозяйственной эксплуатации лесных ресурсов и лесных пожаров, ведущее к постепенной смене высокополнотных коренных насаждений с хозяйственно ценными видами древесных пород низкополнотными производными - малоценными лесами, ведет к коренной деградации сырьевых, экологических и социальных ресурсов и функций леса. Среди негативных факторов, влияющих на состояние лесного комплекса края, не малую роль играют издержки централизованного управления, непостоянство и неполноценность нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, недостаточность уровня административной и уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства. Констатируют необходимость завершения затянувшейся реорганизации лесного хозяйства, и, поскольку, все леса региона являются федеральной собственностью, вопросы по перелому негативных тенденций, стабилизации состояния лесов и перехода к их положительной динамике должны в первую очередь решаться на федеральном уровне.
1. Обратиться в органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации с предложением: 1.1. Завершить административную реформу органов государственной власти в области управления лесами, контроля и надзора за состоянием, использованием, охраной и восстановлением лесов, обеспечить при этом объем их финансирования в соответствии с объективной потребностью. 1.2. При реформировании системы государственного управления (разделения функций управления и хозяйственных функций) не допустить потерь материально-технической базы лесхозов, сохранить кадры лесного хозяйства; для лесов, не переданных в аренду, законодательно предусмотреть обязательства государства по гарантированному финансовому обеспечению работ по охране, защите и воспроизводству лесов. 1.3. Ускорить решение вопроса по формированию при органах Росприроднадзора работоспособной структуры по охране лесов от лесонарушений. 1.4. Обеспечить государственную поддержку развитию системы подготовки управленческих и инженерно-технических кадров для лесного хозяйства России и надзорных природоохранных органов. 1.5. Особое значение среди рыночных форм лесопользования придать долгосрочной аренде, представляемой на конкурсной основе с обязательствами арендатора по сохранению и улучшению лесных экосистем и созданию инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный уровень ведения лесного хозяйства и охраны лесов. 1.6. При реформировании лесного законодательства РФ предусмотреть в нем экономические механизмы, стимулирующие экологически благоприятное лесопользование, существенное улучшение охраны и восстановления лесов, обязанности лесопользователей, вести на участках, полученных в пользование, лесовосстановительные работы и охрану лесов за счет собственных средств, привлечение инвестиций в модернизацию и создание новых производств по глубокой переработке древесины, других лесных ресурсов, создание инфраструктуры. 1.7. Решить вопрос о создании эффективной системы в области организации сбора, переработки и реализации недревесных продуктов леса, соответствующей государственным принципам лесоуправления, поскольку в настоящее время в этой сфере лесопользования практически полностью отсутствует организованность и государственное регулирование, что влечет подрыв ресурсной базы, уклонение от уплаты в бюджет лесных платежей и налоговых сборов. 1.8. Обратить внимание Правительства РФ на недопустимость прекращения действия федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы) и, соответственно, входящих в нее подпрограмм, в том числе «Леса», «Поддержка особо охраняемых природных территорий», как и на исключение из Лесного кодекса РФ понятия - Государственные программы по охране, защите и воспроизводству лесов. 1.9. Ускорить реализацию Плана действий по предотвращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины, одобренного на совместном совещании Федерального агентства лесного хозяйства, МВД России, ФТС России, ФНС России, Минэкономразвития России, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа и аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе 06 сентября 2005 года в г. Хабаровске, в том числе:
2.1. Для изменения ситуации в лесовосстановлении и охране лесов решить вопрос о финансировании своевременно и в полном объеме:
2.2. Ужесточить нормативы точности к проведению лесоустроительных и лесо-учетных работ, установленные в инструктивных документах. 2.3. Установить ответственность лесоустроительных предприятий за качество материалов лесоустройства. 2.4. Ввести в лесоустроительную инструкцию требования по обязательному учету результатов выделения лесов высокой природоохранной ценности. 2.5. Для обеспечения выполнения проектно-изыскательских работ по лесной тематике и объемов лесохозяйственного проектирования, направленных на экологическую оптимизацию деятельности лесного комплекса, сохранить и усилить специализированные леспроектные организации. 2.6. Включить в план научно-исследовательских работ ДальНИИЛХ разработку пакета нормативных документов (правил, методик и т.п.) по рациональному использованию недревесных ресурсов леса. 2.7. Разработать типовую методику «Оценки воздействия на окружающую среду» лесохозяйственной деятельности и лесопользования (реализации проектов организации и ведения лесного хозяйства, проектов организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда, проектов организации использования переданных в аренду участков лесного фонда для других видов лесопользования). 2.8. Включить в Инструкцию по проведению лесоустройства в лесном фонде России обязательность разработки в Проектах организации и ведения лесного хозяйства раздела «Охрана окружающей среды» с отражением в нем оценки воздействия на окружающую среду запланированных лесоустройством хозяйственных мероприятий. 2.9. Упорядочить решение вопроса по передаче охотничьих угодий, расположенных на землях лесного фонда, и участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства в аренду, в части устранения несогласованности норм законодательства о животном мире и лесного законодательства РФ при предоставлении территорий, представленных лесным фондом для осуществления охотпользования. 2.10. Урегулировать решение вопросов по организации особо охраняемых природных территорий регионального значения на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности в части соблюдения положений Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю», поскольку включение земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий регионального значения является основанием для отнесения их в собственность субъектов Российской Федерации. 2.11. Предусмотреть государственное бюджетное финансирование противопожарных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса, покрытых лесной и древесно-кустарниковой растительностью, но в тоже время не входящих в лесной фонд, поскольку эти участки, в следствие выведения из хозяйственного оборота и бесхозности, представляют в условиях юга Дальнего Востока большую пожарную опасность.
3.1. Рассмотреть вопрос о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов о внесении изменений в лесное, административное и уголовное законодательство, предусматривающих усиление ответственности лесонарушителей, установление уголовной и материальной ответственности для всего круга лиц, причастных к лесонарушению. 3.2. Найти возможность профинансировать завершение подготовки и издание Красной книги Приморского края «Растения».
При передаче участков лесного фонда в аренду:
| |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |