Eng |
Комментарии и предложения к законопроекту Понятие альтернативной гражданской службы (АГС) В понятие альтернативной гражданской службы следует ввести характеристику ее содержания (работа в гражданской сфере) и ее заменительный характер относительно военной службы по призыву. Предлагаемая формулировка:
| вверх |
Место прохождения АГС При определении мест прохождения АГС в законе следует определить их форму собственности, сферу деятельности и ведомственную принадлежность:
Возможность прохождения АГС в общественных организациях подтверждается мировым опытом (Венгрия, Германия, Дания, Испания, Италия, Польша, Франция, Чехия и др.) и отечественной практикой (эксперименты по прохождению АГС в социальной сфере г.Перми). Предоставление общественным организациям права на участие в процессе организации обучения и подготовки граждан к прохождению альтернативной службы будет способствовать эффективному развитию института АГС в России, а также экономии бюджетных средств. Необходимость уточнения перечня ведомств Правительством РФ оправдана вследствие возможной реорганизации структуры исполнительной власти, ликвидации или организации новых исполнительных структур, в которых возможно прохождение АГС. | вверх |
Территориальность прохождения альтернативной службы "Прохождение альтернативной службы осуществляется преимущественно по территориальному принципу, в соответствии с которым гражданин при прохождении альтернативной службы имеет возможность проживания по месту своего постоянного жительства. Экстерриториальный принцип прохождения альтернативной службы применяется при отсутствии возможности ее прохождения по территориальному принципу." Приоритетность территориального принципа прохождения АГС обусловлена государственными интересами:
Критериями территориального прохождения АГС не может быть служба в пределах субъекта Федерации или муниципального образования, где призывник проживает. Таким критерием может быть только прохождение АГС с возможностью проживания по месту жительства (например, в Законе Украины "Об альтернативной (невоенной) службе" приводится формулировка: "в пределах населенного пункта по месту жительства или в местности, откуда граждане имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства"). В противном случае будут возникать ситуации, когда место прохождения АГС в пределах субъекта РФ, в котором гражданин проживает, будет более удаленным от места его жительства, чем возможное место службы за пределами данного субъекта РФ. Например, для призывников проживающих в населенных пунктах, расположенных поблизости от административных границ субъектов РФ и в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга, ближайшие места прохождения АГС могут находиться в соседних субъектах РФ. Вместе с тем, размеры муниципальных образований слишком малы для обеспечения территориальности прохождения АГС в крупных городах, где можно ежедневно ездить на работу и возвращаться домой, пересекая территории трех-четырех таких муниципальных образований. | вверх |
Срок альтернативной службы Как свидетельствует международная практика, срок альтернативной службы почти всегда увеличен по сравнению с военной. Учитывая социально-экономическую обстановку в России и продолжительность военной службы по призыву, соотношение ее максимального срока с максимально возможным сроком альтернативной службы следует установить в пределах 1:1,5, а для лиц с высшим образованием - 1:1,25 в случае прохождения АГС по территориальному принципу. В случае экстерриториального прохождения АГС указанные соотношения не должны превышать 1:1,25 и 1:1 соответственно. Более продолжительный срок АГС, по нашему мнению, будет придавать ей дискриминационный характер по отношению к убеждениям граждан. | вверх |
Основания на замену военной службы альтернативной гражданской. В законе должен быть зафиксирован заявительный порядок предоставления права на АГС. Предлагаемая формулировка: “Гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной службой в случае подачи им в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, мотивированного и обоснованного заявления о том, что принятие Военной присяги и (или) несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию”. Возможность доказательства наличия и достоверности убеждений гражданина, препятствующих несению им военной службы - вопрос крайне спорный и попытки его решения будут субъективными. Это подтверждается судебной практикой по делам об обжаловании решений призывных комиссий гражданами, желающими проходить АГС. Конституция определяет, что граждане не могут быть принуждены к отказу от своих убеждений и вправе действовать в соответствии с ними. Проверить наличие у гражданина убеждений можно лишь по его поступкам. Поэтому наилучшим критерием достоверности отказа от военной службы по убеждениям будет выбор гражданином АГС. | вверх |
Прохождение АГС При направлении гражданина на АГС должны учитываться его профессиональная подготовка, состояние здоровья и семейное положение. Необходимо предоставить организации, в которую направляются граждане для прохождения АГС, право производить отбор призывников в соответствии с КЗоТ и правилами внутреннего распорядка данной организации, а также право на отказ в приеме на АГС и увольнение призывника, не отвечающего предъявленным требованиям. Это концептуально важное условие, поскольку иначе многие организации будут отказываться от “услуг” альтернативнослужащих: в гражданских структурах никто не заинтересован в нерадивых работниках, навязанных сверху. Возможно, решению этой проблемы поможет процедура поиска места АГС самим альтернативником и испытательный срок, предусмотренный КЗоТ. В качестве взыскания к уволенному АГС-служащему могут применяться санкции в виде штрафа, увеличения срока службы и т.д., вплоть до привлечения к уголовной ответственности. | вверх |
Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную службу
Вопрос финансирования принципиален для закона об АГС. Существуют две концепции: 1) призывники гражданской службы принимаются на свободные штатные вакансии
и получают зарплату из фонда оплаты труда организаций и учреждений, на чьей
базе осуществляется прохождение АГС; Организации, нуждающиеся в труде "альтернативников", часто не имеют вакансий, несмотря на тяжелые условия и низкий уровень оплаты труда. Многие штатные сотрудники этих организаций вынужденно работают на нескольких ставках, часто на свободные должности принимаются пенсионеры. Необходимо учесть, что прохождение альтернативной службы будет налагать на граждан повышенную ответственность за исполнение своих обязанностей, и справедливо, если при этом возможность совмещения с другой работой будет исключена. Очевидно, что в случае первой концепции призывник будет вынужден подрабатывать "на стороне". Таким образом, материальное обеспечение альтернативнослужащих не должно производиться из фондов оплаты труда организаций-мест прохождения АГС. Это будет способствовать достижению одной из целей альтернативной службы - привлечению дополнительной рабочей силы к тяжелому и непрестижному труду в гражданской сфере.
| |||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |