Eng

  На главную страницу
| о программе | документы | координатор |

Комментарии и предложения к законопроекту
"Об альтернативной гражданской службе"

Понятие альтернативной гражданской службы (АГС)

В понятие альтернативной гражданской службы следует ввести характеристику ее содержания (работа в гражданской сфере) и ее заменительный характер относительно военной службы по призыву. Предлагаемая формулировка:

  1. "Альтернативная гражданская служба – общественно значимый труд, исполняемый гражданином в порядке, установленном настоящим Федеральным законом взамен прохождения военной службы по призыву.
  2. Альтернативная гражданская служба не связана со службой в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности, других формированиях, комплектуемых за счет призывного контингента, в которых предписано принятие присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники."
| вверх |

Место прохождения АГС

При определении мест прохождения АГС в законе следует определить их форму собственности, сферу деятельности и ведомственную принадлежность:

  1. " Гражданин проходит альтернативную службу в унитарном предприятии, учреждении, созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, в хозяйственном обществе, в уставе которого имеется стопроцентная доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в общественных организациях (далее - государственная, муниципальная или общественная организация), согласно Перечню видов работ, к которым могут привлекаться граждане, проходящие альтернативную службу, профессий и должностей указанных граждан (далее – Перечень видов работ, профессий и должностей), утверждаемому Правительством Российской Федерации.
  2. Прохождение альтернативной службы осуществляется в государственных, муниципальных и общественных организациях здравоохранения (в том числе в военно-медицинских учреждениях), социальной защиты населения, коммунального хозяйства, в системе федерального органа управления лесного хозяйства, федерального органа по охране окружающей природной среды, федерального органа гидрометеорологической службы, федерального органа противопожарной службы, федерального органа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в организациях иных федеральных органов исполнительной власти, определяемых Правительством Российской Федерации.
  3. Аккредитация общественных организаций на право прохождения в них альтернативной службы осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации."

Возможность прохождения АГС в общественных организациях подтверждается мировым опытом (Венгрия, Германия, Дания, Испания, Италия, Польша, Франция, Чехия и др.) и отечественной практикой (эксперименты по прохождению АГС в социальной сфере г.Перми). Предоставление общественным организациям права на участие в процессе организации обучения и подготовки граждан к прохождению альтернативной службы будет способствовать эффективному развитию института АГС в России, а также экономии бюджетных средств.

Необходимость уточнения перечня ведомств Правительством РФ оправдана вследствие возможной реорганизации структуры исполнительной власти, ликвидации или организации новых исполнительных структур, в которых возможно прохождение АГС.

| вверх |

Территориальность прохождения альтернативной службы

"Прохождение альтернативной службы осуществляется преимущественно по территориальному принципу, в соответствии с которым гражданин при прохождении альтернативной службы имеет возможность проживания по месту своего постоянного жительства. Экстерриториальный принцип прохождения альтернативной службы применяется при отсутствии возможности ее прохождения по территориальному принципу."

Приоритетность территориального принципа прохождения АГС обусловлена государственными интересами:

  • экономией средств на проезд и обеспечение проживания АГС-служащих;
  • повышением эффективности от труда граждан за счет большего (по сравнению с экстерриториальным принципом) срока альтернативной службы.

Критериями территориального прохождения АГС не может быть служба в пределах субъекта Федерации или муниципального образования, где призывник проживает. Таким критерием может быть только прохождение АГС с возможностью проживания по месту жительства (например, в Законе Украины "Об альтернативной (невоенной) службе" приводится формулировка: "в пределах населенного пункта по месту жительства или в местности, откуда граждане имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства").

В противном случае будут возникать ситуации, когда место прохождения АГС в пределах субъекта РФ, в котором гражданин проживает, будет более удаленным от места его жительства, чем возможное место службы за пределами данного субъекта РФ. Например, для призывников проживающих в населенных пунктах, расположенных поблизости от административных границ субъектов РФ и в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга, ближайшие места прохождения АГС могут находиться в соседних субъектах РФ. Вместе с тем, размеры муниципальных образований слишком малы для обеспечения территориальности прохождения АГС в крупных городах, где можно ежедневно ездить на работу и возвращаться домой, пересекая территории трех-четырех таких муниципальных образований.

| вверх |

Срок альтернативной службы

Как свидетельствует международная практика, срок альтернативной службы почти всегда увеличен по сравнению с военной. Учитывая социально-экономическую обстановку в России и продолжительность военной службы по призыву, соотношение ее максимального срока с максимально возможным сроком альтернативной службы следует установить в пределах 1:1,5, а для лиц с высшим образованием - 1:1,25 в случае прохождения АГС по территориальному принципу. В случае экстерриториального прохождения АГС указанные соотношения не должны превышать 1:1,25 и 1:1 соответственно. Более продолжительный срок АГС, по нашему мнению, будет придавать ей дискриминационный характер по отношению к убеждениям граждан.

| вверх |

Основания на замену военной службы альтернативной гражданской.

В законе должен быть зафиксирован заявительный порядок предоставления права на АГС. Предлагаемая формулировка:

Гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной службой в случае подачи им в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, мотивированного и обоснованного заявления о том, что принятие Военной присяги и (или) несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию”.

Возможность доказательства наличия и достоверности убеждений гражданина, препятствующих несению им военной службы - вопрос крайне спорный и попытки его решения будут субъективными. Это подтверждается судебной практикой по делам об обжаловании решений призывных комиссий гражданами, желающими проходить АГС. Конституция определяет, что граждане не могут быть принуждены к отказу от своих убеждений и вправе действовать в соответствии с ними. Проверить наличие у гражданина убеждений можно лишь по его поступкам. Поэтому наилучшим критерием достоверности отказа от военной службы по убеждениям будет выбор гражданином АГС.

| вверх |

Прохождение АГС

При направлении гражданина на АГС должны учитываться его профессиональная подготовка, состояние здоровья и семейное положение.

Необходимо предоставить организации, в которую направляются граждане для прохождения АГС, право производить отбор призывников в соответствии с КЗоТ и правилами внутреннего распорядка данной организации, а также право на отказ в приеме на АГС и увольнение призывника, не отвечающего предъявленным требованиям. Это концептуально важное условие, поскольку иначе многие организации будут отказываться от “услуг” альтернативнослужащих: в гражданских структурах никто не заинтересован в нерадивых работниках, навязанных сверху.

Возможно, решению этой проблемы поможет процедура поиска места АГС самим альтернативником и испытательный срок, предусмотренный КЗоТ. В качестве взыскания к уволенному АГС-служащему могут применяться санкции в виде штрафа, увеличения срока службы и т.д., вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

| вверх |

Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную службу

  1. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную службу, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и Положением об организации и о порядке прохождения альтернативной службы.
  2. Гражданину, проходящему альтернативную службу, предоставляется право бесплатного проезда на всех видах городского и муниципального транспорта, за исключением такси, и иное материальное обеспечение, виды и размер которого определяются Положением об организации и о порядке прохождения альтернативной службы".

Вопрос финансирования принципиален для закона об АГС. Существуют две концепции:

1) призывники гражданской службы принимаются на свободные штатные вакансии и получают зарплату из фонда оплаты труда организаций и учреждений, на чьей базе осуществляется прохождение АГС;
2) концепция независимого материального обеспечения АГС-служащих, получающих специальное государственное пособие.

Организации, нуждающиеся в труде "альтернативников", часто не имеют вакансий, несмотря на тяжелые условия и низкий уровень оплаты труда. Многие штатные сотрудники этих организаций вынужденно работают на нескольких ставках, часто на свободные должности принимаются пенсионеры.

Необходимо учесть, что прохождение альтернативной службы будет налагать на граждан повышенную ответственность за исполнение своих обязанностей, и справедливо, если при этом возможность совмещения с другой работой будет исключена. Очевидно, что в случае первой концепции призывник будет вынужден подрабатывать "на стороне".

Таким образом, материальное обеспечение альтернативнослужащих не должно производиться из фондов оплаты труда организаций-мест прохождения АГС. Это будет способствовать достижению одной из целей альтернативной службы - привлечению дополнительной рабочей силы к тяжелому и непрестижному труду в гражданской сфере.

| о программе | документы | координатор | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены