Eng |
ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Вносится депутатом Государственной Думы Настоящий Федеральный закон принимается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации в целях регулирования отношений, связанных с осуществлением права гражданина Российской Федерации на замену военной службе альтернативной гражданской службой. Статья 1. Понятие альтернативной гражданской службы 1. Альтернативная гражданская служба общественно полезная работа, исполнение которой возлагается на граждан Российской Федерации (далее граждане), подлежащих призыву на военную службу, взамен прохождения военной службы по призыву. 2. Альтернативная гражданская служба не связана со службой в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности, других формированиях, комплектуемых за счет призывного контингента, в которых предписано приведение к Военной присяге, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники. 3. Альтернативная гражданская служба не носит характер наказания. Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с альтернативной гражданской службой Отношения, связанные с альтернативной службой, регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 3. Право гражданина Российской Федерации на альтернативную гражданскую службу 1. Гражданин Российской Федерации (далее гражданин) имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае принятия им решения о прохождении альтернативной гражданской службы взамен военной службы по призыву. 2. Гражданин направляется на альтернативную гражданскую службу на основании личного заявления. Статья 4. Место прохождения альтернативной гражданской службы 1. Гражданин проходит альтернативную гражданскую службу на рабочем месте на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в негосударственных некоммерческих организациях (далее государственные, муниципальные или общественные организации). Перечень видов работ, к которым могут привлекаться граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, профессий и должностей указанных граждан (далее - Перечень видов работ, профессий и должностей), утверждается Правительством Российской Федерации. 2. Гражданин проходит альтернативную гражданскую службу на территории муниципального образования по месту жительства. 3. Прохождение гражданином альтернативной гражданской службы за пределами
муниципального образования, указанного в пункте 2 настоящей статьи, допускается
в следующих случаях: 4. В случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 настоящей статьи, гражданин проходит альтернативную гражданскую службу в пределах места жительства, на территории близлежащих муниципальных образований. 5. Прохождение альтернативной гражданской службы за пределами места жительства гражданина допускается только в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 настоящей статьи, при условии предварительного подтверждения возможности обеспечения гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, служебной жилой площадью или местом в общежитии за счет средств соответствующей государственной, муниципальной или общественной организации. 6. При направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу учитываются его состояние здоровья, семейное положение, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы. 7. Использование труда граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не может служить основанием для перевода на другое место работы граждан, выполняющих работу по трудовому договору (контракту), или для их увольнения. Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы 1. Срок альтернативной гражданской службы составляет 30 месяцев, а для граждан, имеющих высшее образование, - 15 месяцев. 2. Срок альтернативной гражданской службы исчисляется со дня выхода гражданина на работу в государственную, муниципальную или общественную организацию. 3. В случае направления на альтернативную гражданскую службу гражданина, проходящего военную службу по призыву, срок военной службы по призыву засчитывается в срок альтернативной гражданской службы. Статья 6. Альтернативная гражданская служба в условиях чрезвычайного или военного положения В условиях чрезвычайного или военного положения отношения, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой может быть ограничено соответствующими федеральными конституционными законами.| вверх |
Глава II. ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ Статья 7. Заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой 1. Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, лично подает заявление о замене ему воен-ной службы альтернативной гражданской службой (далее - заявление о направлении на альтернативную гражданскую службу) в территориальный орган государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы по месту своего постоянного проживания. Заявление о направлении на альтернативную гражданскую службу подается в течение шести месяцев до начала установленного законодательством срока проведения призыва на военную службу, в течение которого гражданин подлежит призыву на военную службу. 2. Заявление о направлении на альтернативную гражданскую службу, поданное по истечении срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, может быть принято территориальным органом государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы при условии, что нарушение срока было вызвано уважительными причинами. 3. В случае принятия гражданином решения о прохождении альтернативной гражданской службы в период прохождения им военной службы по призыву, заявление о направлении на альтернативную гражданскую службу подается им командиру (начальнику) по месту прохождения военной службы. Командир (начальник) обязан в трехдневный срок направить указанное заявление в территориальный орган государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы по месту жительства гражданина. 4. Отказ в принятии заявления о направлении на альтернативную гражданскую службу может быть обжалован гражданином в государственную комиссию по делам альтернативной гражданской службы или в суд. 5. Территориальный орган государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы выдает гражданину свидетельство о регистрации заявления о направлении на альтернативную гражданскую службу. 6. Информация о всех поступивших заявлениях о направлении на альтернативную гражданскую службу передается территориальным органом государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы в соответствующий военный комиссариат. Статья 8. Рассмотрение заявления о направлении на альтернативную гражданскую службу и принятие по нему решения 1. При наступлении срока призыва на военную службу территориальный орган государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы рассматривает поступившие заявления о направлении на альтернативную гражданскую службу. Заявления граждан, проходящих военную службу по призыву, поступившие в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, рассматриваются территориальным органом государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы по мере их поступления в срок, не превышающий 7 дней с момента поступления заявления. 2. В случае отсутствия у гражданина оснований для освобождения либо отсрочки от призыва на военную службу территориальный орган государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы принимает решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу. 3. Территориальный орган государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы вручает гражданину копию решения о направлении на альтернативную гражданскую службу, либо направляет ее по месту прохождения гражданином военной службы в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Статья 9. Разрешение споров, связанных с направлением на альтернативную гражданскую службу 1. Отказ в замене военной службы альтернативной гражданской службой, а также направление на альтернативную гражданскую службу могут быть обжалованы гражданином в государственную комиссию по делам альтернативной гражданской службы или в суд. 2. В случае обжалования решения территориального органа государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы, его исполнение приостанавливается до объявления решения государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы или до вступления в законную силу решения суда. 3. Территориальный орган государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы обязан привести свое решение в соответствие с решением государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы или решением суда. Статья 10. Направление на альтернативную гражданскую службу 1. Территориальный орган государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы направляет гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы в государственную, муниципальную или общественную организацию. 4. Предписание о направлении на альтернативную гражданскую службу вручается гражданину под расписку в территориальном органе государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы. | вверх |
Глава III. ПРОХОЖДЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Статья 11. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы 1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и Положением об организации и о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. 2. На граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, распространяется законодательство Российской Федерации о труде, а также законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность отдельных категорий работников (в случае прохождения альтернативной службы в соответствующей государственной или муниципальной организации) в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. 3. Гражданин, получивший предписание о направлении на альтернативную гражданскую службу, обязан явиться к назначенному сроку в указанную в предписании государственную, муниципальную или общественную организацию. 4. Администрация государственной, муниципальной или общественной организации, в которую гражданин направлен для прохождения альтернативной гражданской службы, обязана в срок, не превышающий трех дней, оформить его приказом (распоряжением), предоставить ему работу на срок, указанный в предписании, и в течение трех дней уведомить территориальный орган государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы о выходе на работу указанного гражданина. 5. Во время прохождения альтернативной гражданской службы гражданин должен выполнять правила внутреннего трудового распорядка государственной, муниципальной или общественной организации, в которой он проходит альтернативную гражданскую службу. Статья 12. Права и свободы гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу Гражданин, проходящий гражданскую альтернативную службу, обладает правами и свободами человека и гражданина с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом. Статья 13. Ограничения прав и свобод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, не вправе:
Статья 14. Порядок перевода гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу 1. Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, может быть переведен в другую государственную, муниципальную или общественную организацию либо на другую работу или на другую должность в случае производственной необходимости, простоя, ликвидации государственной, муниципальной или общественной организации, в которую он ранее был направлен, либо по мотивированному заявлению гражданина. 2. Перевод (в том числе временный) гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, в другую государственную, муниципальную или общественную организацию осуществляется по решению территориального органа по делам альтернативной гражданской службы. Статья 15. Трудовой стаж гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу 1. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. 2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 16. Оплата труда, социальное страхование и обеспечение гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу 1. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде. 2. Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, пользуется правами и льготами, подлежит государственному социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. 3. В случае прохождения гражданином альтернативной гражданской службы за пределами места жительства, ему обеспечивается бесплатный проезд к месту прохождения службы в порядке, определяемом Положением об организации и о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. 4. Государственная, муниципальная или общественная организация бесплатно обеспечивает гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу за пределами места жительства, служебной жилой площадью или местом в общежитии. 5. В случае прохождения гражданином альтернативной гражданской службы за пределами места жительства, за ним сохраняется жилое помещение, занимаемое им до направления на альтернативную гражданскую службу. Он не может быть исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства. 6. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период обучения на дневном, вечернем или заочном отделении образовательного учреждения профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию, после увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право на продолжение образования в указанном образовательном учреждении. 7. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию на должность не ниже той, которую он занимал до направления на альтернативную гражданскую службу. Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу 1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней государственной, муниципальной или общественной организацией, в которой он проходит альтернативную гражданскую службу. Ежегодный оплачиваемый отпуск за первый год альтернативной гражданской службы предоставляется по истечении 11 месяцев работы. В дальнейшем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен в любое время года. 2. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, по личным обстоятельствам может быть предоставлен дополнительный неоплачиваемый отпуск продолжительностью до 10 календарных дней, который засчитывается в срок прохождения альтернативной гражданской службы, в случаях:
3. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу за пределами муниципального образования, в котором он проживает, увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно. Статья 18. Ответственность за уклонение от альтернативной гражданской службы 1. Под уклонением от альтернативной гражданской службы понимаются систематическое неисполнение без уважительных причин служебных обязанностей, неоднократное самовольное прекращение без уважительных причин порученной по службе работы, умышленное причинение вреда собственному здоровью (в том числе членовредительство) и другие аналогичные действия (бездействие). 2. В случае уклонения от альтернативной гражданской службы гражданин несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Статья 19. Увольнение с альтернативной гражданской службы 1. Гражданин увольняется с альтернативной гражданской службы по истечении срока, установленного статьей 5 настоящего Федерального закона. Решение об увольнении гражданина с альтернативной службы оформляется администрацией государственной, муниципальной или общественной организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, по решению территориального органа государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы. 2. Гражданин досрочно увольняется с альтернативной гражданской службы решением территориального органа государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для досрочного увольнения с военной службы по призыву. Статья 20. Служба в запасе 1. Гражданин, прошедший альтернативную гражданскую службу, состоит на учете в территориальном органе государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы до достижения им возраста 50 лет и призыву на военную службу, учебные и военные сборы не подлежит. 2. Гражданин, прошедший альтернативную гражданскую службу, может быть привлечен для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, на срок не более 3 месяцев за весь период службы в запасе с сохранением за ним места работы и среднемесячного заработка. | вверх |
Глава IV. ПОЛНОМОЧИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Статья 21. Организация альтернативной гражданской службы Организация альтернативной гражданской службы возлагается на:
Статья 22. Полномочия Правительства Российской Федерации по организации гражданской альтернативной службы Правительство Российской Федерации: Статья 23. Полномочия государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы 1. Государственная комиссия по делам альтернативной гражданской службы является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за организацию альтернативной гражданской службы. 2. Государственная комиссия по делам альтернативной гражданской службы осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. 3. Порядок организации и деятельности государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы определяются Положением о государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы и Положением об организации и о порядке прохождения альтернативной гражданской службы. 4. Государственная комиссия по делам альтернативной гражданской службы:
Статья 24. Полномочия территориальных органов государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы Территориальные органы государственной комиссии по делам альтернативной
гражданской службы: Статья 25. Полномочия органов местного самоуправления по организации альтернативной гражданской службы 1. Органы местного самоуправления: 2. Для осуществления государственных полномочий по организации альтернативной гражданской службы органам местного самоуправления передаются необходимые материальные и финансовые средства. Статья 26. Финансирование расходов, связанных с организацией альтернативной гражданской службы Финансирование расходов, связанных с организацией альтернативной гражданской службы, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Статья 27. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляет прокуратура Российской Федерации. | вверх |
Глава V. Заключительные положения Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года. Статья 29. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом 1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. 2. Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня официального опубликования настоящего Федерального закона утвердить Положение об организации и о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, Положение о государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы, Перечень видов работ, профессий и должностей. Президент | вверх |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Законопроект направлен на реализацию конституционного права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой (Конституция Российской Федерации, ст. 59, часть 3), международных обязательств Российской Федерации, принятых при вступлении в Совет Европы (Заключение ПАСЕ по заявке России от 25 января 1996 года № 193). Концепция законопроекта основана на признании необходимости поэтапного сокращения и дальнейшей отмены военной службы по призыву с переходом к профессиональной армии. В связи с этим предлагается предоставить право на альтернативную гражданскую службу не только гражданам, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, но и всем гражданам, подлежащим призыву на военную службу, при условии выбора ими альтернативной гражданской службы. Такой подход соответствует указанной норме Конституции, согласно которой, кроме непосредственно гарантированных конституционных оснований (наличие убеждений или вероисповедания), право на замену военной службы альтернативной гражданской службой может быть предоставлено и “в иных установленных федеральным законом случаях”. При этом альтернативная гражданская служба рассматривается в законопроекте как общественно полезный и не обременительный для бюджета институт. Прохождение службы предполагается исключительно по месту жительства, за исключением случаев, когда сам гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, выбирает для ее прохождения другой регион, куда он может быть направлен при условии согласия соответствующей организации обеспечить его за собственный счет служебной жилой площадью или местом в общежитии. Альтернативная гражданская служба, по законопроекту, представляет собой гражданский институт, не связанный с Вооруженными Силами, другими войсками и военизированными органами. Соответственно решение вопроса о направлении на альтернативную службу, организация службы, включая службу в запасе, осуществляются гражданской структурой – специально создаваемым федеральным органом исполнительной власти через его территориальные подразделения. За исключением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов внешней разведки и государственной безопасности, других формирований, комплектуемых за счет призывного контингента, альтернативная гражданская служба допускается в любых отраслях народного хозяйства, испытывающих дефицит в работниках. Таким образом снимается вопрос о возможной нехватке вакансий для альтернативнослужащих. Более того, общественные организации, прошедшие конкурсный отбор, также могут обеспечивать рабочие места для проходящих альтернативную службу. Проектом устанавливается 30-месячный срок альтернативной гражданской службы (15 месяцев – для лиц, имеющих высшее образование). Допущение большего срока альтернативной службы по отношению к военной соответствует практике европейских государств (Венгрия, Германия, Испания, Польша, Франция и другие). Предлагаемый законопроектом строго территориальный принцип прохождения альтернативной гражданской службы также оправдывает увеличение ее продолжительности. Как указывалось выше, организация альтернативной службы возлагается на государственную комиссию по делам альтернативной гражданской службы и ее территориальные органы. Создание специального органа является необходимым следствием концептуальной направленности законопроекта на сокращение призыва на военную службу, замещаемую альтернативной службой. Поскольку, в соответствии с законопроектом, правом на альтернативную службу может воспользоваться неограниченное число граждан, вне зависимости от их убеждений и вероисповедания, количество проходящих альтернативную службу взамен военной может быть достаточно велико. При таких условиях исполнение организационных, распорядительных и контрольных функций в этой сфере каким-либо существующим федеральным ведомством нецелесообразно. В то же время сокращение организационно-мобилизационных функций Минобороны России приведет к экономии бюджетных расходов по этому направлению. Часть высвободившихся средств может быть направлена на финансирование государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы. | вверх |
Финансово-экономическое обоснование Проект федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" не предусматривает дополнительных расходов из федерального бюджета в части финансирования прохождения альтернативной гражданской службы, денежного и иного обеспечения граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу. Согласно законопроекту, прохождение альтернативной службы предусмотрено на вакантных рабочих местах, финансирование которых в любом случае предусмотрено бюджетами разных уровней. Территориальный принцип прохождения альтернативной гражданской службы исключает расходы на проезд, проживание, питание, обеспечение безопасности и охрану лиц, направляемых на альтернативную службу. В то же время проектом предусматривается создание государственной комиссии по делам альтернативной гражданской службы и ее территориальных подразделений, а также передача органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых средств для осуществления ими государственных полномочий по организации альтернативной гражданской службы. Данные положения предусматривают финансирование из средств федерального бюджета, однако, в свете концепции законопроекта, не приведет к увеличению бюджетных затрат. Предполагается, что количество лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, будет достаточно велико, поскольку проектом устанавливается заявительный (а не разрешительный) характер направления на альтернативную службу. В свете такого перераспределения призывного контингента, затраты на организационно-мобилизационные функции Минобороны России будут существенно сокращены. Часть высвободившихся средств может быть направлена на финансирование затрат, предусмотренных настоящим законопроектом. Таким образом, учитывая предлагаемое перераспределение расходов, реализация
федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" не
потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
| |||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |