Eng |
| другие документы | загрузить документ (MS Word, 122Kb) | Ссылка: Рабочая группа по экологическим сетям Северной Евразии (РГЭССЕ). Информационные материалы по экологическим сетям. Вып. 4. М., ЦОДП, 2000, 32 с. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ Обязательства “Мы принимаем Общеевропейскую* стратегию в области биологического и ландшафтного разнообразия… как рамочный инструмент для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия… Мы призываем содействовать охране природы, как в пределах, так и вне охраняемых территорий, посредством реализации Общеевропейской экологической сети – физической* сети центральных зон* и прочих соответствующих образований, соединённых коридорами* и поддержанных буферными зонами, что облегчает распространение и миграцию видов”. Выдержка из Декларации министров, принятой на третьей Конференции министров “Окружающая среда для Европы”, София (Болгария), 25 октября 1995 г. Будущее Европы в целом “В течение первых пяти лет после принятия Стратегии всем европейским странам следует разработать национальные стратегии и планы действий для выполнения Конвенции о биоразнообразии. В последующие годы следует разработать национальные планы по экологической сети и создать сети, а к 2005 г. должна быть создана Общеевропейская экологическая сеть, в пределах которой могли бы свободно перемещаться любые виды животных и растений. Стратегия ставит задачу обеспечить полную сохранность биологического и ландшафтного разнообразия в течение 20 лет, включая, в числе прочего, охрану последних непреобразованных рек, водно-болотных угодий и морских побережий, а также последних сохранившихся в Европе девственных лесов. Это требует от общественности и граждан понимания и принятия обязательств в отношении сохранения природного наследия Европы. Характерные черты ландшафта, имеющие геологическое или культурное происхождение, также будут охраняться надлежащим образом. Более того, настолько, насколько это полезно, соображения, касающиеся биологического и ландшафтного разнообразия, будут учитываться в различных экономических и социальных секторах. В частности, ожидается, что биологическое и ландшафтное разнообразие будет признано основой сельского хозяйства, морского рыбного хозяйства, лесного хозяйства и туризма, в связи с чем эти сектора будут принимать активное участие в сохранении природы и ландшафтов” Выдержка из Декларации министров, принятой на третьей Конференции министров “Окружающая среда для Европы”, София (Болгария), 25 октября 1995 г. “Мы… признаём прогресс, достигнутый в области создания Общеевропейской экологической сети как средства, способствующего охране природы в пределах и вне охраняемых территорий, и подчёркиваем роль, которую международные Конвенции и программы (в особенности, Изумрудная сеть Бернской конвенции и сеть “Натура-2000” Европейского сообщества), а также международный обмен опытом играют в создании сети; ещё раз подтверждаем свои обязательства в отношении создания Общеевропейской экологической сети, принимаем к сведению карту и информацию, содержащиеся в докладе об охраняемых природных территориях, созданных как результат применения международных природоохранных инструментов общеевропейского уровня, и приветствуем прогресс в разработке Руководящих принципов создания Общеевропейской экологической сети как соответствующей основы для создания этой сети”. Выдержка из Резолюции о биологическом и ландшафтном разнообразия, принятой на четвёртой Конференции министров “Окружающая среда для Европы”, Орхус (Дания), 25 июня 1998 г. ПРЕДИСЛОВИЕНастоящий документ подготовлен как часть Рабочей программы Комитета экспертов по созданию Общеевропейской экологической сети (STRA-REP) для организации Общеевропейской экологической сети (ОЭС) в соответствии с Общеевропейской стратегией в области биологического и ландшафтного разнообразия. Данные Руководящие принципы представляют собой справочный документ, предназначенный для всех участников создания и управления ОЭС. Задача Руководящих принципов – обеспечить рабочее взаимопонимание по следующим вопросам:
Для решения этой задачи Руководящие принципы предлагают единую основу координации совместных и децентрализованных действий, которые будут предприняты участниками формирования ОЭС на всех уровнях и во многих социально-экономических секторах. Они сфокусированы на имеющих европейское значение вопросах охраны природы и устойчивого природопользования, а также на поддержке, укреплении и обеспечении полномасштабной реализации множества инициатив, способствующих сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в Европе. Они также указывают на дополнительные действия, необходимые для создания ОЭС. Базовый подход, изложенный в Руководящих принципах, будет развиваться и реализовываться в ходе специальных мероприятий Рабочей программы создания ОЭС. Ни Руководящие принципы, ни разработанные мероприятия не являются юридически обязывающими и не заменяют никаких существующих национальных либо международных обязательств. * * * Документ разработан в рамках Рабочей программы Комитета экспертов по созданию Общеевропейской экологической сети (STRA-REP) Совета Европы и подготовлен руководителем Европейского отдела AIDEnvironment Грэмом Бенеттом. Члены Комитета экспертов по созданию Общеевропейской экологической сети внесли много замечаний и предложений по нескольким вариантам этого документа.
Документ подготовлен при поддержке Совета Европы и Министерства сельского хозяйства, управления природой и рыбного хозяйства Королевства Нидерланды, а также Министерства иностранных дел Королевства Нидерланды (Matra Fund / Программа по международному управлению природой). РЕЗЮМЕОснование для разработки и область применения Руководящих принциповОбщеевропейская стратегия в области биологического и ландшафтного разнообразия утверждена министрами из 54 стран региона ЕЭК ООН 25 октября 1995 г. на Конференции министров “Окружающая среда для Европы”. Стратегия предусматривает создание Общеевропейской экологической сети к 2005 г. Согласно Рабочей программе создания Сети, одним из приоритетных мероприятий является подготовка Руководящих принципов создания Общеевропейской экологической сети. Данные Руководящие принципы будут справочным документом, предназначенным для всех участников формирования и управления ОЭС. Задача Руководящих принципов в целом – обеспечить рабочее взаимопонимание по следующим вопросам:
Руководящие принципы дают единую основу координации совместных и децентрализованных действий, которые будут предприняты участниками формирования ОЭС на всех уровнях и во многих социально-экономических секторах. Они сфокусированы на имеющих европейское значение вопросах охраны природы и устойчивого природопользования, а также на поддержке, укреплении и обеспечении полномасштабной реализации множества инициатив, способствующих сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в Европе. Они также указывают на дополнительные действия, которые будут необходимы для создания ОЭС. Базовый подход, изложенный в Руководящих принципах, будет развиваться и реализовываться в ходе специальных мероприятий Рабочей программы создания ОЭС. Ни Руководящие принципы, ни разработанные мероприятия не являются юридически обязывающими и не заменяют никаких существующих национальных либо международных обязательств. Задачи и характеристика Общеевропейской экологической сетиЗадача ОЭС – обеспечение благоприятного природоохранного статуса экосистем, местообитаний, видов и ландшафтов, имеющих европейское значение. Для этого необходимо обеспечить охрану типичных экосистем и природных местообитаний, а также ландшафтов европейского значения в пределах их обычного распространения, обеспечить устойчивое использование полуприродных (semi-natural) местообитаний и культурных ландшафтов европейского значения, поддерживать жизнеспособность популяций видов европейского значения в пределах их типичного ареала, а также поддерживать те природные процессы, от которых зависят упомянутые экосистемы, местообитания, виды и ландшафты. Сеть будет основываться на трёх функционально взаимодополняющих компонентах: а)центральные зоны (ключевые территории), которые обеспечивают оптимальное количество и качество экологического пространства; б)коридоры (транзитные территории), обеспечивающие необходимую взаимосвязь между ключевыми территориями; в)буферные зоны (буферные территории), предназначенные для защиты ключевых и транзитных территорий от потенциально опасных внешних воздействий. В идеале, на ключевых территориях должны быть представлены типичные европейские естественные и полуприродные местообитания в пределах своего обычного распространения и на различных стадиях экологической сукцессии, жизнеспособные популяции видов европейского значения, природные процессы, от которых упомянутые видовые популяции и местообитания зависят, а также ландшафты европейского значения. Их сохранение должны будут обеспечить: а) полномасштабно реализованные международные инструменты охраны ценных природных объектов в Европе, в частности – сеть “Натура-2000” в рамках Директивы ЕС о местообитаниях и Изумрудная сеть Бернской конвенции; б)политика и программы национальных и региональных органов власти. Транзитные территории предназначены для того, чтобы обеспечить видовым популяциям адекватные возможности распространения, миграции и обмена генетическим материалом. Для видовых популяций требуются соответствующие местообитания достаточной площади. Мигрирующие виды животных должны иметь возможность перемещаться между местами размножения и местами зимовки. Между различными местными популяциями должна существовать возможность обмена генетической информацией. Экологические связи в зависимости от обстоятельств могут осуществляться разными путями: через ландшафтные элементы линейного типа (linear landscape feature), ряд мелких участков – “связующих островков” (“stepping stones”) или обширный “ландшафтный матрикс” (landscape matrix), где сохраняется возможность осуществления совместимых с природоохранными задачами форм землепользования. Буферные территории предназначены для защиты ключевых и транзитных территорий Общеевропейской экологической сети от потенциально опасного внешнего воздействия. Необходимость буферных территорий* и их конфигурация будут в значительной степени определяться требованиями к охране наиболее уязвимых видов, спецификой наиболее интенсивного воздействия и свойствами ландшафта, передающего воздействия. На буферных территориях часто будут сохраняться довольно широкие возможности для других видов землепользования. Помимо выполнения защитной роли, буферные территории могут иметь самостоятельное природоохранное значение. Процесс разработки, реализации, оценки и адаптации Общеевропейской экологической сетиПроцесс разработки и реализации ОЭС, а затем – её оценки и совершенствования, включает создание организационной структуры и разработку специальных мероприятий по формированию, поддержанию и совершенствованию Сети. Организационная структура для реализации ОЭС разработана как часть Стратегии. Четыре иерархически соподчинённых органа отвечают за координацию действий по реализации ОЭС: а)Совет Стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия; б)Бюро Стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия; в)Комитет экспертов по созданию Общеевропейской экологической сети; г)Бюро Комитета экспертов по созданию Общеевропейской экологической сети. При помощи этой организационной структуры утверждена Рабочая программа на период до 2000 г. Процедура отчётности стран о работе по созданию Сети на своей территории вступит в действие в 2001 г. Специальные мероприятия по реализации ОЭС, будут разрабатываться на базе трёх принципов Стратегии: а)построение на основе существующих соглашений и инициатив; б)экологизация соответствующих социально-экономических секторов, в)осуществление мероприятий на наиболее подходящем уровне. Определение и разработка мер по реализации Сети будут предметом ряда целенаправленных мероприятий в рамках Рабочей программы. Соотношение между Общеевропейской экологической сетью и другими экологическими сетями в ЕвропеМожно выделить четыре принципиальных возможности взаимной поддержки ОЭС и многих других экологических сетей, которые разрабатываются в Европе. Во-первых, хотя разные инициативы, касающиеся экологических сетей, отличаются по масштабу и подходу, все они используют одну базовую природоохранную модель, а потому обеспечивают концептуально последовательный, экологически согласованный и географически комплементарный подход к сохранению европейского биологического и ландшафтного разнообразия. Конкретные действия в рамках Рабочей программы будут укреплять эту согласованность, в частности, это касается критериев и методов создания экологических сетей в Центральной и Восточной Европе. Во-вторых, существует ряд возможностей усовершенствовать критерии, методы и информационную базу в ходе проектов Рабочей программы создания ОЭС, которая может быть средством обобщения такого опыта. В свою очередь, программа создания ОЭС предоставит для использования в рамках существующих и будущих инициатив широко применимую структурную модель, дальнейшие разработки в области критериев и методологии, а также консолидированный объём данных и информации. В-третьих, создание ОЭС укрепит трансграничные экологические связи за счёт внимания, уделяемого этой проблеме в соответствующих мероприятиях Рабочей программы, а также в результате определения существенных трансграничных экологических взаимодействий и разработки соответствующих природоохранных мероприятий в рамках программ реализации Сети, осуществляемых странами-участницами. В-четвёртых, создание экологических сетей по всей Европе ускорит реализацию ОЭС путём создания национальных и региональных участков Сети, а также путём передачи Рабочей программе ценного опыта, в частности, касающегося разработки сети, инструментов её реализации и масштабов допустимого землепользования. Обеспечение совместимости Общеевропейской экологической сети и других видов землепользованияДостижение цели ОЭС отнюдь не предполагает обязательного прекращения всех видов человеческой деятельности в пределах Сети. В самом деле, в ряде случаев продолжение некоторых видов землепользования может содействовать сохранению биологического и ландшафтного разнообразия. Однако, любая деятельность в пределах Сети должна быть совместима с природоохранными задачами соответствующего участка. Поэтому необходимо определить степень соответствия любой деятельности, осуществляемой на ключевых, транзитных или буферных территориях, их природоохранным задачам. Такая оценка должна показать, насколько надо усилить природоохранные меры, чтобы обеспечить необходимый уровень совместимости. Отдельная проблема связана с использованием ценных полуприродных местообитаний и культурных ландшафтов. В отличие от естественных местообитаний, сохранение этих территорий зависит от продолжения той или иной деятельности или применения альтернативных форм управления. Органы исполнительной власти должны разработать соответствующие принципы и социально-экономические инструменты поддержания деятельности, способствующей сохранению полуприродных местообитаний и культурных ландшафтов – или предусмотреть альтернативные формы управления территорией для защиты биологического и ландшафтного разнообразия. Информационное обеспечение разработки и реализации Общеевропейской экологической сетиОдна из основных задач Рабочей программы создания ОЭС – максимальное обеспечение участников этого процесса необходимыми данными, методологией, методиками оценки и другой существенной информацией. Сюда относятся материалы двух типов: а) содержащие сведения о распределении и статусе местообитаний и видов европейского значения; б) необходимые для разработки и реализации Сети. Для обеспечения доступности всей необходимой информации, требуется, во-первых, чтобы имеющиеся данные и опыт накапливались, упорядочивались и были открыты для тех, кто участвует в создании ОЭС, и, во-вторых, чтобы предпринимались действия по выявлению и устранению пробелов или недостатка в знаниях. В рамках Рабочей программы должны быть разработаны принципы оценки потребности в информации, определения источников соответствующей информации, обработки информации для оценки состояния Сети, а также обработки информации и ведения отчётности о реализации Сети. Однако информация всегда будет неполной. Поэтому необходимо определить природоохранные меры, которые можно ответственно принять на основании уже имеющейся информации; выделить недостающую ключевую информацию и установить время, в пределах которого эта информация должна быть получена; добиться того, чтобы информация поступила в приемлемый срок. I. ВВЕДЕНИЕ25 октября 1995 г. министры из 54 стран региона ЕЭК ООН одобрили Общеевропейскую стратегию в области биологического и ландшафтного разнообразия. Цель Стратегии – поддерживать и улучшать состояние европейского* биологического и ландшафтного разнообразия посредством решения к 2015 г. четырёх ключевых задач:
Стратегия представляет собой вклад Европы в реализацию Конвенции о биологическом разнообразии. В то же время, Стратегия обеспечивает единую согласованную основу дальнейшего собственного укрепления и развития на базе широкого спектра существующих инициатив по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия. Помимо этого, в задачи Стратегии входит эффективная экологизация всех соответствующих социально-экономических секторов, а также усиление участия общественности в природоохранной деятельности, повышение общественной осведомлённости в природоохранных вопросах и общественного признания актуальности этих вопросов. Практически, долгосрочные цели Стратегии будут достигнуты, в первую очередь, путём обеспечения полномасштабной реализации множества существующих стратегически важных инициатив по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в Европе. В пятилетних Планах действий по осуществлению Стратегии будут разрабатываться дополнительные мероприятия по выявлению и устранению всевозможных пробелов в создании Сети, по обеспечению реализации других инициатив, по экологизации других социально-экономических секторов и по усилению участия общественности в природоохранной деятельности. Создание к 2005 г. ОЭС – одно из основных средств достижения целей Стратегии. ОЭС обеспечит:
Пятилетний План действий, принятый вместе со Стратегией, предусматривает ряд приоритетных мероприятий, направленных на создание ОЭС в течение 10 лет, а именно:
1.1. Назначение Руководящих принциповОдиниз важнейших элементов программы создания Сети – подготовка Руководящих принципов создания ОЭС. В соответствии с принятой Рабочей программой*, Руководящие принципы имеют форму справочного документа для использования всеми участниками формирования и управления ОЭС. Назначение Руководящих принципов – обеспечить чёткое рабочее взаимопонимание по следующим вопросам:
1.2. Статус Руководящих принциповС учётом подхода, принятого Стратегией, Руководящие принципы предлагают основу для практических действий по созданию и управлению ОЭС:
1.3. Форма Руководящих принципов и их использованиеРуководящие принципы имеют форму справочного документа, предназначенного для использования всеми участниками разработки и реализации ОЭС, включая политиков, парламентариев, управляющих природными ресурсами, разработчиков территориальной планировки, исследователей, академическое сообщество, представительские организации, частные предприятия и членов неправительственных организаций. Перечисленные участники формирования ОЭС могут использовать данный документ в качестве руководства в трёх основных случаях:
1.4. Соотношение между Руководящими принципами и другими мероприятиями по реализацию СетиРуководящие принципы напрямую связаны с рядом мероприятий по реализации Стратегии. Наиболее важны из них следующие:
В рамках перечисленных мероприятий будут разработаны различные аспекты Руководящих принципов, которые будут применимы везде, где это целесообразно. 1.5. На чём фокусируются Руководящие принципыЦель Стратегии - сохранение биологического и ландшафтного разнообразия европейского значения. В соответствии с этим, ОЭС создаёт в континентальном масштабе механизм, обеспечивающий необходимые действия по сохранению всего спектра экосистем, местообитаний, видов и ландшафтов европейского значения, а также координацию и определение приоритетных международных и национальных мероприятий. После того, как экосистемы, местообитания, виды и ландшафты, имеющие европейское значение, определены, страны сами несут ответственность за выявление территорий, составляющих ОЭС, и за принятие необходимых мер по их сохранению. 1.6. Структура Руководящих принциповНастоящий документ предоставляет собой руководство по пяти основным проблемам создания ОЭС:
2. ЗАДАЧИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИЦель Общеевропейской экологической сети - обеспечить благоприятный природоохранный статус экосистем, местообитаний, видов и ландшафтов европейского значения. Для достижения этой цели необходимо:
Поставленные задачи вовсе не означают, что весь континент будет сохраняться в первозданном состоянии. Задача состоит скорее в том, чтобы сфокусировать природоохранные действия на тех неурбанизированных территориях и на тех сообществах, где сохранилось биологическое и ландшафтное разнообразие, критически важное для достижения одной или более из четырёх задач европейского масштаба. Такие действия могут включать широкий спектр мер, но все они должны быть направлены на обеспечение условий, необходимых для поддержания соответствующих экосистем, местообитаний, видов и ландшафтов. ОЭС поможет создать и поддерживать такие условия путём охраны территорий, которые в совокупности охватывают полный спектр экосистем, типов местообитаний и ландшафтов европейского значения, и которые могут поддерживать жизнеспособные популяции видов европейского значения. Для определения местоположения и конфигурации охраняемых территорий следует использовать четыре группы принципов. Во-первых, охраняемые участки каждого типа местообитаний или ландшафтов должны как можно шире охватывать традиционную область их распространения. Во-вторых, в идеале охраняемые территории должны:
В-третьих, для обеспечения экологических связей между охраняемыми территориями:
В-четвёртых, для защиты благоприятных экологических условий:
Эти принципы будут реализованы в европейском масштабе путём создания и поддержания ОЭС, основанной на трёх функционально взаимодополняющих компонентах – ключевых, транзитных и буферных территориях. Именно эта функциональная комплементарность придаёт ОЭС самостоятельную значимость: благодаря созданию структуры, в пределах которой может быть разработан широкий спектр конкретных природоохранных мероприятий, реализуемых последовательно и систематично, целое становится больше суммы своих частей. Более того, сфокусированность на поддержании динамических экологических функций более, чем на сохранении фиксированных природных элементов, позволяет гибко подойти к выбору конфигурации Сети с учётом различных перспектив использования территории. Например, конфигурация ключевых территорий, необходимых для обеспечения тех или иных экологических функций, может варьировать от одиночных крупных до группы мелких участков. При этом на ключевых территориях могут осуществляться и некоторые виды сельскохозяйственной деятельности, совместимые с решением природоохранных задач. Транзитные территории не обязательно должны быть топографически непрерывны или исключать другие виды землепользования. На буферных территориях могут осуществляться многие виды деятельности.
2.1. Ключевые территорииХотя для долгосрочного обеспечения жизнеспособности европейских экосистем природоохранные меры должны распространяться на значительную часть ландшафта, некоторые территории особенно важны для этого, в связи с чем имеют особую природоохранную ценность. Это ключевые территории ОЭС. Основным приоритетом при создании Сети является выделение ключевых территорий, разработка и реализация мер по их сохранению. Ключевые территории ОЭС - это территории, где сохраняются местообитания, популяции видов или ландшафты европейского значения. В идеале, ключевые территории совокупно включают:
Единого способа определения наиболее подходящего местоположения, размера и режима управления для ключевых территорий не существует. Все экосистемы, типы местообитаний, виды и ландшафты европейского значения имеют свои специфические требования к охране и подвергаются угрозе различной степени в пределах всего континента. Однако, можно привести отдельные соображения по следующим вопросам:
Сохранение ключевых территорий ОЭС может производиться двумя путями.
Первый: различные существующие международные природоохранные инструменты
уже дают возможность выделения и Второй путь обеспечения специального природоохранного статуса ключевых территорий – политика и программы, разработанные национальными и региональными органами власти. Руководящие органы многих стран уже разработали последовательную политику и программы сохранения биоразнообразия, включая национальные стратегии, созданные в рамках Конвенции о биологическом разнообразии, и схемы экологических сетей; другим может понадобиться разработка дальнейших мероприятий. Большинство из них предусматривают различные формы сохранения биоразнообразия, такие, как юридическая охрана, добровольные соглашения с владельцами земли, финансовая поддержка организаций, управляющих охраняемыми территориями. Важно подчеркнуть, что действия по выделению ключевых территорий и обеспечению их благоприятного природоохранного статуса не противоречат использованию многих существующих инструментов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия в Европе. Нужно приложить все возможные усилия для ускоренного применения этих инструментов, поскольку они создают основу формирования ОЭС. В краткосрочной перспективе процесс выполнения Стратегии должен поддерживать и укреплять применение этих инструментов, а в средне- и долгосрочной перспективе – объединить разнообразные мероприятия в согласованную последовательную систему обеспечения благоприятного природоохранного статуса экосистем, местообитаний, видов и ландшафтов европейского значения. “Натура-2000”: экологическая сеть Европейского Союза Директива о местообитаниях (1992 г.) предусматривает создание к 2004 г. целостной экологической сети ЕС, известной как “Натура-2000”. В Сеть войдут два вида территорий:
Директива о местообитаниях требует от стран-членов ЕС поддерживать или восстанавливать местообитания и виды, представляющие интерес для Сообщества, посредством придания им благоприятного природоохранного статуса в пределах их естественного распространения. Термин “целостная сеть” подразумевает степень взаимосвязанности и, согласно статье 10 Директивы ЕС о местообитаниях, побуждает страны-члены ЕС брать под природоохранное управление линейные и промежуточные участки ландшафтов, важные для миграций и распространения видов и обмена генетической информацией. Такие участки позже будут включены в список SACs. Изумрудная сеть: Европейская система охраняемых территорийСогласно Бернской конвенции (1979 г.) о сохранении европейской дикой природы и природных местообитаний, Стороны Конвенции обязаны обеспечивать сохранение природных местообитаний в целом, в особенности – угрожаемых местообитаний, а также мест обитания видов, перечисленных в приложении I (строго охраняемые виды флоры). приложении II (строго охраняемые виды фауны) и приложении III (охраняемые виды фауны) к Конвенции. В 1996 г. Постоянный комитет Конвенции принял резолюцию о создании Изумрудной сети. Сеть должна включить территории специального природоохранного интереса (ASCIs), определённые согласно Конвенции, а также, по усмотрению стран-членов ЕС, специальные природоохранные территории (SPAs) и специально охраняемые территории (SPAs), составляющие сеть “Натура-2000”. Таким образом, будет создаваться целостная Европейская экологическая сеть. 2.2. Транзитные территорииОдна из главных причин снижения биоразнообразия в Европе – фрагментация и изоляция мест обитания популяций и действие этого фактора на их жизнеспособность. Это явление особенно распространено в наиболее высокоразвитых регионах континента. Фрагментация и изоляция мест обитания популяций может уменьшать их жизнеспособность по нескольким причинам:
Таким образом, решающая задача в сохранении биоразнообразия – обеспечить видовым популяциям возможности распространения, миграции и генетического обмена. Чтобы решить эту задачу, нужно добиться выполнения трёх условий:
Там, где эти условия выполнены, высший приоритет должен быть отдан поддержанию существующей ситуации. Это особенно важно для ландшафтов, которые служат коридорами, например, для долин рек. Однако, полная охрана возможна не всегда. Там, где развитие хозяйства может затруднить или сделать невозможным распространение, миграцию или генетический обмен, вторым оптимальным решением является поддержание имеющихся достаточных возможностей поддержания экологических связей. Этого можно достичь при планировании будущей деятельности, либо предусматривая минимизацию воздействия на транзитные территории, либо включая поддержание экологических связей в число задач территориального развития. Там, где местообитания разделены на мелкие участки или где уже существуют миграционные барьеры, жизнеспособность популяций может быть повышена за счёт восстановления экологической связи, а также устранения барьеров и наведения “мостов” между участками местообитаний. В связи с этим, ОЭС предусматривает, что ключевые территории должны быть при необходимости соединены между собой. Хотя для описания физической взаимосвязи ключевых территорий широко используется термин “коридор”, важно понимать, что эта взаимосвязь не обязательно должна осуществляться посредством непрерывного и протяжённого прохода, что подразумевает само слово “коридор”. Взаимосвязь – понятие функциональное. Степень выполнения связующей функции будет зависеть от требований каждого вида в отдельности, географического масштаба и свойств территории. Для многих видов наличие связи между территориями имеет ограниченное значение или вовсе бесполезно:например, семена многих растений имеют очень небольшие возможности распространения. Транзитные территории могут производить также и нежелательный эффект, содействуя распространению заболеваний, вредителей, сорняков, экзотических видов и пожаров. Любые программы восстановления экологических связей должны учитывать потенциальный рискинвазии. Таким образом, прежде всего важно установить потребность ОЭС в транзитных территориях. Её определяют:
После того, как необходимость транзитных территорий установлена, следующая задача – определить их местоположение, конфигурацию и требования к управлению, для чего важны:
Однако, при определении необходимости в наличии экологической связи между природными территориями, а также местоположения, конфигурации и требований к управлению транзитными территориями ОЭС, возникают две основные проблемы:
Тем не менее, проведённые к настоящему времени теоретические и прикладные исследования транзитных территорий достаточны для ряда необходимых выводов. Во-первых, ясно, что эффективность экологической связи двух территорий определяют следующие факторы*:
Во-вторых, при попытках усилить экологические связи особенно важен принцип предосторожности. Хотя наши знания пока недостаточны, чтобы сделать надёжное и точное предсказание относительно всех видов, которые выиграют от наличия транзитной территории, и точно определить её конфигурацию, тем не менее, существующие наработки и практический опыт достаточны, чтобы применить концепцию транзитных территорий для существенного укрепления природоохранного статуса европейского биоразнообразия. Более того, скорость сокращения европейского биоразнообразия такова, что было бы безответственно ожидать подробных и бесспорных оснований для того, чтобы начать действовать. В-третьих, имеющиеся данные дают возможность сделать ряд общих выводов о потенциальной роли транзитных территорий и их конфигурации:
Наконец, важно отметить, что хотя каждый вид имеет свои особые требования к размерам местообитаний и разную степень подвижности, часто можно найти разумный подход к выбору формы транзитной территории с учётом требований целевых видов и деятельности, осуществляемой здесь людьми. Например, транзитные территории не обязательно должны быть непрерывными и иметь линейную форму. Некоторые виды менее интенсивно используемых ландшафтов, или же серия мелких рядом расположенных элементов ландшафта (так называемые “островки”), например – прудов, могут также обеспечивать достаточный уровень взаимосвязи. Ряд видов землепользования при разумном размещении может быть совместим с функциями транзитных территорий. Эти соображения приводят к следующим руководящим принципам обеспечения взаимосвязи в пределах ОЭС:
2.3. Буферные территорииМногие процессы и человеческая деятельность могут издалека негативно влиять на биоразнообразие. Общеизвестные примеры – загрязнение воздуха и воды, осушение и пожары. Поэтому ключевые и транзитные территории ОЭС должны быть защищены от подобных воздействий путём создания буферных территорий * (охранных зон). Степень буферности, необходимая для защиты ключевых и транзитных территорий от потенциально опасного внешнего воздействия, зависит от следующих факторов:
Потребность в охранных зонах и их конфигурация в значительной степени зависит от требований к охране наиболее чувствительных видов, от специфики наиболее интенсивного воздействия и от свойств ландшафта. На практике, особенно в случае малых ключевых территорий или узких коридоров, роль буферных территорий состоит в предотвращении или уменьшении нарушений на приграничных участках. Это отчасти компенсирует нехватку знаний о чувствительности некоторых видов к различным воздействиям. Иногда охранные зоны могут быть размещены на некотором расстоянии от защищаемой территории. Например, для сохранения ключевого водно-болотного угодья необходимо управление состоянием водораздельных лесов. Как правило, охранные зоны допускают осуществление различных форм землепользования. Во многих случаях ограничения будут минимальны или будут относиться лишь к наиболее интенсивным формам землепользования. Возможно зонирование буферной территории, когда специальные ограничения применяются к отдельным её участкам (как в концепции биосферных резерватов ЮНЕСКО). Существенно то, что для успешного функционирования буферных территорий необходима экологизация других сфер природопользования, Эта задача должна быть чётко сформулирована в рабочей программе Направления действий 2 Стратегии “Учёт соображений, касающихся биологического и ландшафтного разнообразия, в различных секторах”. Охранные зоны могут выполнять и другие важные природоохранные функции наряду с буферными, существенно повышая значимость ОЭС:
С учётом изложенного, включение буферных территорий в ОЭС будет основываться на следующих руководящих принципах:
2.4. Дальнейшие соображения2.4.1. Объём других видов землепользованияСоздание и поддержание условий сохранения биологического и ландшафтного разнообразия европейского значения не подразумевает, что все виды человеческой деятельности должны быть прекращены в пределах ОЭС. В действительности, многие полуприродные местообитания и культурные ландшафты существуют благодаря определённым видам управления территорией. Поэтому любые виды деятельности в пределах Сети, должны быть адаптированы к ней или подлежать управлению, чтобы их воздействие было совместимо с природоохранными задачами соответствующего участка Сети. Этот вопрос далее рассматривается в Разделе 5. 2.4.2. Прибрежные и морские экосистемыИз-за своих отличительных природных и экологических характеристик, морские и прибрежные экосистемы должны быть объектами специального рассмотрения при создании ОЭС. Эта необходимость признана Стратегией в виде намерения создать в рамках ОЭС Европейскую экологическую сеть морей и побережий (ЕЭСМП / ECMEN, координация осуществляется Европейским союзом охраны морских побережий). В целом, морская среда менее гетерогенна, чем наземная. Экологические процессы и негативные воздействия передаются в море намного легче, чем на земле. Тем не менее, в море тоже необходимо поддерживать аналоги ключевых и транзитных территорий. Например, некоторые участки, где идёт нерест, кормёжка и рост молоди, могут расцениваться как ключевые для выживания многих морских видов, а фактически существующие коридоры, такие как область проливов Скагеррак и Каттегат между Данией и Швецией, могут быть незаменимы для распространения некоторых видов. Сюда же относятся течения, например, вдоль восточного берега Северного моря. Специфика прибрежных и морских экосистем, тем не менее, требует, чтобы способ приложения ОЭС к этим объектам был рассмотрен особо. Рабочая программа создания ЕЭСМП предусматривает два этапа:
2.4.3. Усовершенствование Общеевропейской экологической сети: зоны экологической реставрацииВысший приоритет при создании ОЭС – разработка мер по поддержанию благоприятного природоохранного статуса существующих экосистем, местообитаний, видов и ландшафтов европейского значения и по предотвращению тем самым их деградации. Поставленные цели и разработанные в связи с этим мероприятия предусматривают, что для повышения природоохранной эффективности Сети в ряде случаев целесообразно улучшение субоптимальных экологических условий или расширение территорий, входящих в состав Сети. Это достигается путём восстановления ареала и состояния экосистем, местообитаний и ландшафтов европейского значения. Необходимость таких мер может быть определена заранее (при проектировании Сети) или возникнуть в случаях, когда объектам охраны нанесён ущерб. Реставрация будет приоритетна там, где фрагментация серьёзно нарушила функционирование экосистем или существенно снижает вероятность выживания популяций видов европейского значения. Это также целесообразно для территорий, обладающих потенциально очень высоким биоразнообразием, но преобразованных или загрязнённых. Многие европейские страны приобрели и продолжают последовательно накапливать ценный опыт в восстановлении нарушенных местообитаний, особенно – рек, водно-болотных угодий и лесов. В рамках проектов экологической реставрации целесообразно рассматривать реинтродукцию видов – если это послужит улучшению функционирования отдельной экосистемы или восстановлению коренных видовых сообществ. Однако, реинтродукцию можно проводить только при наличии определённых условий:
Мероприятия по экологической реставрации будут охватывать все три компонента Сети: ключевые, транзитные и буферные территории. Поэтому выявление экосистем, местообитаний, видов и ландшафтов европейского значения должно включать:
2.4.4. Управление территориями Общеевропейской экологической сетиКогда состояние местообитаний или природных популяций падает до критической отметки, необходимо вмешательство человека, чтобы восполнить недостаточные естественные возможности поддержания местообитаний и популяций. Не всеэлементыОЭС будут сразу достаточно велики, чтобы достичь экологической устойчивости без вмешательства человека. По определению, это относится к полуприродным местообитаниям и культурным ландшафтам, устойчивость которых основана на определённых формах человеческой деятельности. В ряде случаев необходима конкретная форма управления, например, лесовосстановление, контроль над распространением нежелательных сорных трав, экзотических видов и пожаров. На буферных территориях особое внимание должно уделяться сохранению природных коридоров, а также тому, чтобы методы управления территорией учитывали задачу сохранения биоразнообразия. Поэтому необходимо осуществление следующих действий:
3. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ, РЕАЛИЗАЦИИ, ОЦЕНКИ И АДАПТАЦИИ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИПроцесс, посредством которого ОЭС разрабатывается и реализуется, а затем оценивается и совершенствуется, включает два вида действий:
3.1. Организационная структура для реализации ОЭСОрганизационная структура для реализации ОЭС существует как составная часть организационной структуры осуществления Стратегии и состоит из четырёх органов (Таблица 3.1). При помощи этой структуры будут определены, распределены по приоритетности и детально проработаны необходимые мероприятия по созданию и поддержке ОЭС, а позднее будут подбираться исполнители этих мероприятий. Утверждена Рабочая программа этой деятельности (Таблица 3.2).
Таблица 3.1. Организационная структура для реализации ОЭС
Важным элементом организационной структуры является процедура отчётности, в рамках которой ответственные лица будут представлять информацию о проводимых мероприятиях по формированию ОЭС. Эта информация требуется для оценки эффективности осуществлённых мероприятий и прогресса в формировании ОЭС. Информация также позволит предусмотреть дополнительные мероприятия в случае возникновения непредвиденных проблем, т.е., если предпринятые действия так и не достигли ожидаемого результата или если есть необходимость в усовершенствовании или расширении Сети. Рекомендуется, следующая процедура отчётности:
Таблица 3.2 Рабочая программа создания ОЭС*
3.2. Действия по разработке и реализации СетиОсуществление специальных мероприятий по созданию ОЭС будет основываться на трёх принципах Стратегии: построение на основе существующих соглашений и инициатив, экологизация различных социально-экономических секторов, осуществление мероприятий на наиболее подходящем уровне. 3.2.1. Построение на основе существующих соглашений и инициативСогласно Стратегии, её цели будут достигнуты:
Поэтому мероприятия будут по возможности основаны на повышении эффективности существующих соглашений, программ и инициатив, которые могут внести вклад в создание ОЭС. Это могут быть мероприятия по установлению приоритетов и улучшению выполнения существующих обязательств с целью обеспечить полную реализацию всех соглашений, программ и инициатив в установленные сроки. Рекомендации по применению существующих соглашений, программ и инициатив для формирования ОЭС готовятся в рамках отдельного проекта*. Основные международные соглашения, программы и инициативы, имеющие отношение к созданию Сети, перечислены в Таблице 3.3. 3.2.2. Экологизация социально-экономических секторовМеры, необходимые для создания и поддержания ОЭС, частично будут разрабатываться не в природоохранных структурах, а в других социально-экономических секторах. Это, например, относится к планированию землепользования, развитию села, сельскому, лесному, рыбному хозяйству, транспорту и туризму. Важно, чтобы механизмы обеспечения этого процесса интеграции существовали во всех странах. Разработка комплексной политики создания ОЭС является предметом отдельного проекта*. Таблица 3.3 Международные соглашения, программы и другие инициативы, касающиеся создания ОЭС
3.2.3. Действия на наиболее подходящем уровнеОЭС будет создаваться совместными усилиями широких слоёв участников этого процесса, действующих на всех уровнях, от местного до национального. В работе будут участвовать:
Основные задачи, которые нужно решить участникам создания ОЭС, перечислены в Таблице 3.4. Выявление ключевых территорий, разработка и реализация мер по их сохранению – задачи соответствующих национальных и местных органов власти. Это постоянный процесс, осуществляемый в рамках применения международных природоохранных инструментов, таких как Бернская конвенция, Директивы ЕС о местообитаниях и о птицах, Рамсарская конвенция, Боннская конвенция и Конвенция о всемирном наследии. В реализационных мероприятиях используется ряд социально-экономических инструментов, таких как законодательство, экономические инструменты, добровольные соглашения и информация. В Стратегииотмечены следующие из них:
Подготовка рекомендаций об использовании соответствующих политических инструментов включена в Рабочую программу создания ОЭС в качестве проекта, который будет выполняться позднее. Таблица 3.4. Основные задачи участников создания Общеевропейской экологической сети
4. СВЯЗЬ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ С ДРУГИМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СЕТЯМИ В ЕВРОПЕМодель экологической сети разрабатывалась в Европе как инструмент практической охраны природы начиная с 1980-х годов. За это время инициирован ряд программ и предложений, некоторые из которых сейчас выполняются (табл. 4.1). В результате возникает возможность взаимного усиления этих инициатив и деятельности по формированию ОЭС. Можно выделить следующие четыре принципиальных возможности для этого:
4.1. Усовершенствование критериев, методологии и информационной базыОЭС отличается от других программ и предложений по экологическим сетям своим масштабом. Однако опыт, накопленный в рамках других инициатив, даёт весьма ценные знания в отношении критериев выбора и выявления компонентов Сети и методологии её проектирования, а также необходимую для этой работы информацию. Этот опыт дополняется результатами сходных программ и комплексов мероприятий, таких как Биосферные резерваты, Изумрудная сеть, реализация Директив ЕС о местообитаниях и о птицах, Ключевые орнитологические территории, Европейская инициатива по крупным хищным млекопитающим, а также национальные и местные программы территориальной охраны природы. Рабочая программа создания ОЭС является средством дальнейшего накопления опыта, в особенности по таким вопросам, как критерии и методология*, выделение экосистем, типов местообитаний, видов и ландшафтов европейского значения*, информационное обеспечение выявления ключевых и транзитных территорий*, разработка национальных экологических сетей в Центральной и Восточной Европе*, создание информационной стратегии ОЭС*. Дополнительный ценный вклад в эту работу внесут соответствующие мероприятия в рамках Стратегии, особенно создание Европейской экологической сети морей и побережий, а также мероприятия по охране угрожаемых видов. Со своей стороны, Рабочая программа создания ОЭС предоставит для использования в рамках существующих и будущих инициатив широко применимую структурную модель, дальнейшие разработки в области критериев и методологии, а также консолидированный объём данных и информации. Что касается критериев выявления ключевых территорий, то в качестве таковых должны рассматриваться, в том числе, участки, выделенные в результате применения международных природоохранных инструментов. 4.2. Повышение согласованности природоохранных действий в ЕвропеРазличные природоохранные инициативы отличаются не только по своему масштабу, но также по методологии проектирования и природным элементам, включённым в состав сети. Однако все инициативы используют одну и ту же базовую природоохранную модель, и потому обеспечивают концептуально последовательный, экологически связанный и географически комплементарный подход к сохранению европейского биологического и ландшафтного разнообразия. Действия в рамках Рабочей программы создания ОЭС должны способствовать повышению согласованности различных природоохранных мероприятий, в особенности направленных на разработку критериев и методологии формирования ОЭС1, определение экосистем, типов местообитаний, видов и ландшафтов европейского значения2, создание национальных экологических сетей в Центральной и Восточной Европе4 и разработку информационной стратегии ОЭС5. Деятельность в рамках Направлений действий Стратегии, связанная с приоритетными экосистемами и угрожаемыми видами, также должна, при необходимости, содействовать усилению согласованности различных природоохранных мероприятий. 4.3. Укрепление трансграничной экологической целостностиИз-за принципиальной сфокусированности большинства проектов экологических
сетей в Европе на национальных или субрегиональных природоохранных задачах,
в них не уделяется должного внимания трансграничным экологическим связям.
Это касается трансграничных местообитаний, видовых популяций, природных
процессов, миграционных путей. Формирование ОЭС даёт возможность укрепить
этот аспект в тех сетях, которые связаны с объектами европейского значения.
Например, проект поддержки создания экологических сетей в Центральной и Восточной Европе4 должен быть направлен на укрепление трансграничной экологической целостности региона. При формировании ОЭС каждая страна будет определять, какие экологические связи европейского значения простираются за пределы её территории, и разрабатывать соглашения с соответствующими странами о сотрудничестве в поддержании этих связей.
4.4. Содействие практической реализации Общеевропейской экологической сетиБыстрое накопление опыта создания экологических сетей в Европе может внести существенный вклад в процесс формирования ОЭС, особенно по двум направлениям:
Таблица 4.1. Примеры программ и предложений по экологическим сетям в Европе
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ С ДРУГИМИ ФОРМАМИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯЦель ОЭС - обеспечить благоприятный природоохранный статус экосистемам, местообитаниям, видам и ландшафтам европейского значения. Достижение этой цели не обязательно означает, что в пределах ОЭС должна быть исключена любая человеческая деятельность. В ряде случаев продолжение осуществления различных форм землепользования* содействует сохранению биологического и ландшафтного разнообразия как в пределах ОЭС, так и в сельской местности вне Сети. Однако, любая деятельность в пределах Сети должна быть совместима с природоохранными задачами соответствующей территории. Совместимость того или иного землепользования с задачами ключевых, транзитных или буферных территорий будет зависеть от следующих факторов и обстоятельств:
Для достижения совместимости землепользования с Сетью необходима оценка перечисленных факторов и обстоятельств отдельно для каждого вида деятельности, осуществляемой на ключевой, транзитной или буферной территории. Эта оценка должна показать, какие дополнительные меры необходимы для достижения приемлемого уровня совместимости между землепользованием и природоохранными задачами данной территории. Проведение такой оценки, а также любые последующие действия по достижению совместимости землепользования с задачами Сети потребуют применения соответствующих социально-экономических инструментов. Это могут быть:
Особые вопросы, касающиеся землепользования, связаны с полуприродными местообитаниями и культурными ландшафтами. Некоторые из этих территорий представляют исключительную ценность, например, испанские dehesas и южно-португальские montados, где зарегистрировано наивысшее в Европе разнообразие растений. Однако, в отличие от природных местообитаний, сохранение этих территорий зависит от продолжения определённой человеческой деятельности или же внедрения альтернативных форм управления территорией, которые могли бы поддерживать существующие сообщества растений и животных. Так, большинство особо охраняемых территорий, составляющих сеть “Натура-2000”, представляют собой полуприродные местообитания, где основным видом деятельности является сельское хозяйство. Изменение или прекращение сельскохозяйственной практики представляет серьёзную угрозу для сообществ растений и животных этих территорий. Особенно это относится к некоторым маргинальным формам сельского хозяйства. Во многих случаях это гораздо более сложная проблема, чем [необходимость] ограничения деятельности в пределах первичных природных местообитаний. В целом по Европе, промышленность вытесняет многие давно практикуемые виды деятельности, формирующие и поддерживающие ландшафт, в частности – связанные с традиционным или сельским образом жизни. Особенно пострадали традиционные формы малоинтенсивного сельского хозяйства. Поэтомуподдержание устойчивых форм сельского хозяйства, способствующих сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, является важнымсредством реализации ОЭС. Применяются разнообразные способы поддержания такой деятельности, например внедрение рыночных схем для местного производства или использование соглашений об управлении территорией для поддержания выгодных по природоохранным соображениям форм сельского хозяйства. Проводятся эксперименты по изучению эффективности альтернативных форм землепользования, которые могут поддерживать, до определённой степени, полуприродные местообитания, например, содержание полудиких или одомашненных пород домашнего скота на саморегулирующихся пастбищах. Некоторая финансовая поддержка подобных схем управления территорией может быть получена в рамках применения инструментов ЕС, таких, как Агро-природоохранный нормативный акт 2078/92, программа ЛАЙФ, Когезивный фонд и Структурные фонды. Многие страны-члены ЕС приобрели ценный опыт использования этих инструментовподдержания устойчивых форм землепользования. Учитывая существующую угрозу для многих [полуприродных] территорий и небольшой опыт её устранения, рекомендуется, чтобы в ходе мероприятий Рабочей программы создания ОЭС были выработаны соответствующие решения этого вопроса. В особенности это касается проектов по определению комплексной политики создания национальных и региональных экологических сетей (проект STRA-REP 9), а также создания информационной стратегии (проект STRA-REP 10). Также нужно разрабатывать мероприятия в соответствии с Направлением действий 4 “Сохранение ландшафтов”. Изложенные соображения приводят к следующим рекомендациям для соответствующих органов власти:
6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИОдна из основных задач программы создания ОЭС – максимально возможное обеспечение участников проектирования и создания Сети данными, методологией, методиками оценки и иной важной информацией, которая может быть ими использована. Такая информация состоит из двух больших блоков:
Задача информационного обеспечения требует, во-первых, сбора, упорядочения и обеспечения доступности для всех участников формирования ОЭС всей существенной информации и опыта, и, во-вторых, выявления и устранения пробелов и неточностей в наших знаниях. В рамках Рабочей программы создания ОЭС должны быть выработаны принципы оценки потребности в информации, выявления её источников, её использования для оценки состояния Сети и ведения отчётности*. Дополнительный вклад в этот процесс обеспечат следующие два проекта:
Однако, несмотря на все эти действия, информация всегда будет несовершенна. Например, нельзя с высокой степенью точности определить природоохранный статус биологического и ландшафтного разнообразия европейского значения. Конкретные требования особо ценных экосистем, местообитаний и видов к окружающей среде слишком сложны, чтобы выяснить их в деталях. В действительности же деятельность человека всегда будет оказывать ненамеренное, непредвиденное и неожиданное воздействие на окружающую среду. Пример тому – возможность крупных климатических изменений. Более того, даже если бы было возможно собрать и проанализировать всю нужную информацию, стоимость и время осуществления такой работы и соответствующие организационные усилия были бы чрезмерны. В связи с этим, при создании и управлении ОЭС следует:
Этот процесс неизбежно будет носить повторяющийся характер и осуществляться на основе трёх из десяти принципов Общеевропейской стратегии, а именно:
ГЛОССАРИЙ И СОКРАЩЕНИЯ*Биологическое разнообразие (Biological diversity) – вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем (статья 2 Конвенции о биологическом разнообразии). Благоприятный природоохранный статус (Favourable conservation status) – природоохранный статус экосистем, местообитаний, видов и ландшафтов считается благоприятным, если:
ВВФ (WWF) – Всемирный фонд дикой природы. Видовое сообщество (Species community)– все виды, которые живут на территории отдельного местообитания, и оказывают друг на друга воздействие в рамках пищевой сети или посредством иных видов воздействия на физическую среду обитания. ВЦПМ (WCMC) – Всемирный центр природоохранного мониторинга. ГЭФ (GEF) – Глобальный экологический фонд. Европа (Europe) – территория, на которой располагаются страны Евроазиатского региона, сотрудничающие в рамках Общеевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия* (приложение 1). EC (EU) – Европейский союз. ЕСОП (EUCC) – Европейский союз охраны морских побережий. ЕЦОП (ECNC) – Европейский центр охраны природы. ЕЭК ООН (UN-ECE) – Европейская экономическая комиссия Организации Объединённых Наций. ЕЭСМП (ECMEN) – Европейская экологическая сеть морей и побережий. Зонтичный вид (Umbrella species) – вид, для поддержания жизнеспособной популяции которого требуется большая территория, и сохранение этой территории позволяет сохранить также места обитания и популяции других видов с меньшей или более сократившейся областью распространения. Ключевой вид (Keystone species) – вид, который играет главную роль в экосистеме и от которого зависит большая часть сообщества. KOOHOCP (UNCED) – Конференция Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию. Культурный ландшафт (Cultural landscape) – территории, представляющие собой результат совместного воздействия природы и человека (из статьи 1 Конвенции о всемирном наследии). Ландшафтное разнообразие (Landscape diversity) – формальное выражение многочисленных связей, существующих в данный период времени между индивидуумом или обществом и топографически очерченной территорией и внешнее проявление которых является результатом воздействия во времени природных и человеческих факторов или их комбинации (преамбула Общеевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия). Местообитание (Habitat) – место или тип участка, где естественным образом встречается организм или популяция (статья 2 Конвенции о биоразнообразии). МСОП (IUCN) – МСОП – Всемирный союз охраны природы*. ОЭСР (OECD) – Организация по экономическому сотрудничеству и развитию. Полуприродное местообитание (Semi-natural habitat) – местообитание, которое частично поддерживается деятельностью человека. Принцип предосторожности (Precautionary principle) – меры по введению соответствующих процедур, позволяющих избежать потенциально опасного воздействия на биологическое и ландшафтное разнообразие или свести такое воздействие к минимуму. Их не следует откладывать, если даже существование причинно-следственной связи между деятельностью и неблагоприятным воздействием ещё полностью не подтверждено (Раздел 2.4 Общеевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия). ФАО (FAO) – Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций. Целевой вид (Target species) – вид, являющийся объектом природоохранных мероприятий. ЦОДП (BCC) – Благотворительный фонд “Центр охраны дикой природы”. Экологическая сукцессия (Ecological succession) – изменение с течением времени состава растительного и животного сообщества, происходящее, как правило, вследствие изменения условий окружающей среды. Экосистема (Ecosystem) – динамический комплекс, включающий сообщества растений, животных и микроорганизмов, а также среду их обитания, взаимодействующий как целостная функциональная единица (статья 2 Конвенции о биоразнообразии). Эндемичные виды (Endemic species) – виды, среда обитания которых ограничена и приурочена к особому региону или местности. ЮНЕП (UNEP) – Программа ООН по окружающей среде. ЮНЕСКО / UNESCO – Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИAn Ecological Network in the Czech Republic // Vero- Bennett, G. (ed.). Towards a European Ecological Network. Arnhem: Institute for European Environmental Policy, 1991. Bennett, G. (ed.). Conserving Europe's Natural Heritage: Towards a European Ecological Network. London / Dordrecht / Boston: Graham & Trotman / Martinus Nijhoff1, 1994. Bennett, G. (ed.). EU Expert Seminar “Agriculture and Natura 2000”. Proceedings of a seminar held on 19-20 June 1997 in Apeldoorn. 3 volumes. The Hague: Ministry of Agriculture, Nature Management and Fisheries, 1997. Council of Europe and UNEP. The Pan-European Biological and Landscape Diversity Strategy. Strasbourg: Council of Europe, 1995. Dawson, D. Are Habitat Corridors Conduits for Animals and Plants in a Fragmented Landscape? A Review of the Scientific Evidence. English Nature Research Report No. 94. Peterborough: English Nature, 1994. Diamond, J.M. The Island Dilemma: Lessons of Modern Biogeographic Studies for the Design of Natural Reserves // Biological Conservation, 1975, № 7: 129-146. Duhayon, G., Stein, J.,. Wouй, L. Le Rйseau Йcologique en Rйgion Wallonne. // J. Stein, L. Wouй (eds.). Le Rйseau Йcologique. Proceedings of a colloquium held on 8-9 November 1995 in Arquennes. Jambes: Ministry of the Walloon Region, 1997. Gilpin, M., Hanski, I. (eds.). Metapopulation Dynamics: Empirical and Theoretical Investigations. New York: Academic Press, 1991. Grimmett, R.F.A., Jones, T.A. Important Bird Areas in Europe. Cambridge: International Council for Bird Preservation, 1989. Harris, L.D. The Fragmented Forest: Island Biogeography Theory and the Preservation of Biotic Diversity. Chicago: University of Chicago Press, 1984. IUCN. World Conservation Strategy. Gland: IUCN, 1980. Jongman, R.H.J., Troumbis, A.Y. (eds.). The Wider Landscape for Nature Conservation: Ecological Corridors and Buffer Zones. Tilburg: European Centre for Nature Conservation, 1995. Landschap. Ecological Networks. Special issue. 1995, № 3. Liro, A. (ed.). National Ecological Network: EECONET-Poland. Warsaw: Foundation IUCN Poland, 1995. MacArthur, R.H., Wilson, E.O. The Theory of Island Biogeography. Princeton: Princeton University Press, 1967. Ministry of Agriculture, Nature Management and Fisheries. Nature Policy Plan of the Netherlands. The Hague: Ministry of Agriculture, Nature Management and Fisheries, 1990. Ministry of Environment and Energy, National Forest and Nature Agency (ed.). Nature Restoration in the European Union. Proceedings of a seminar held on 29-31 May 1995 in Copenhagen. Copenhagen: Ministry of Environment and Energy, National Forest and Nature Agency, 1995. Noss, R.F., Cooperrider, A.Y. Saving Nature's Legacy: Protecting and Restoring Biodiversity. Washington. DC: Island Press, 1994. Noss, R.F. Strittholt, J. Overview of Bioregional Planning Effortsin North America. Arlington: The Nature Conservancy, 1997. Nowicki, P. et al. (eds.). Perspectives on Ecological Networks. Tilburg: European Centre for Nature Conservation, 1996. Primack, R.B. Essentials of Conservation Biology. Sunderland, Massachusetts: Sinauer Associates, 1993. Quammen, D. The Song of the Dodo: Island Biogeography in an Age of Extinctions. London: Pimlico, 1997. Rosenberg, D.K.., Noon, B.R., Meslow, E.C. Biological Corridors: Form, Function, and Efficacy". Biocience, 1997, № 47(10): 677-687. Sabo, P. (ed.). National Ecological Network of Slovakia. Bratislava: IUCN, 1996. Soulй, M.E. Conservation Biology: the Science of Scarcity and Diversity. Sunderland, Massachusetts: Sinauer Associates, 1986. Soulй, M.E. (ed.). Viable Populations for Conservation. Cambridge: CambridgeUniversityPress, 1987. Stanners, D., Bourdeau, P. Europe's Environment: the Dobrнs Assessment. Copenhagen: European Environment Agency, 1995. Tucker, G.M., Evans, M.I. Habitats for Birds in Europe: a Conservation Strategy fortheWider Environment. Cambridge: BirdLife International, 1997. Tucker, G.M., Heath, M.F. Birds in Europe: Their Conservation Status. Cambridge: BirdLife International, 1994. UNESCO. Task Force on Criteria and Guidelines for the Choice and Establishmentof Biosphere Reserves. Man and the Biosphere Report No. 22. Paris: UNESCO, 1974. Wilson, E.O. The Diversity of Life. London: Penguin, 1992. ДАЛЬНЕЙШАЯ ИНФОРМАЦИЯС Секретариатом ОЭС можно связаться следующим образом: Совет Европы / Council of Europe С Секретариатом Общеевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия можно связаться:
ЮНЕП / United Nations Environment Programme (UNEP) Совет Европы вместе с ЕЦОП осуществляет координацию процесса создания ОЭС. ЕЦОП также координирует интернет-проект LYNX, который направлен на стимулирование обмена информацией, сотрудничества и связи между профессионалами, работающими над экологическими сетями в Европе. С ЕЦОП и проектом LYNX можно связаться следующим образом: ECNC Другие организации, отвечающие за координацию приоритетных проектов: Европейская программа МСОП IUCN European Programme Всемирный центр природоохранного мониторинга World Conservation Monitoring
Centre (WCMC) AIDEnvironment
Европейский союз охраны морских побережий European Union for Coastal
Conservation (EUCC) ПРИЛОЖЕНИЕ I. Страны, участвующие в создании Общеевропейской экологической сети
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Направления действий Общеевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия
| другие документы | вверх | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |