Eng

  На главную страницу

Комментарии к Статье 49. проекта закона №58338-4 "О внесении изменений…", вносящего изменения в Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (ООПТ)

Комментарий 1.

Основной смысл предлагаемых законопроектом изменений сводится к следующему: исключения или сокращения категорий и видов ООПТ регионального значения, уменьшении роли регионов в государственном управлении и государственном контроле в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, исключения или уменьшении участия граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охраняемых природных территорий.

Например, новой редакцией Статьи 8 предлагается лишить субъекты Российской Федерации права давать согласие на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, а значит не будут учитываться и интересы местных сообществ, на территории проживания и природопользования которых будут создаваться федеральные ООПТ.

Субъекты Федерации лишаются права организации и управления природными парками, т.е. природные парки теряют статус ООПТ регионального значения. Кроме того, предлагается полностью исключить все возможные налоговые льготы для всех категорий ООПТ.

Согласно абзацу первому пункта 7 статьи 2 природные парки, а также бот. сады и дендропарки, предлагается перевести из региональных ООПТ в федеральные. В мировой практике природные парки имеют региональное значение. По режиму, зонированию и управленческим аспектам они во многом схожи с национальными парками, но таковыми не становятся в силу того, что их значимость как природных объектов не так высока для нации и страны, как в случае национальных парков. Даже в категориях МСОП природные парки относятся к VI и V категориям ООПТ, а не ко II, как национальные парки. Так, та же ст. 18 Федерального закона гласит, что природные парки "располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников". Кроме того, создание первых природных парков в России обязано не только федеральному, но в значительной мере и региональному законотворчеству.

В России в настоящий момент существует порядка 20 природных парков. Что же будет с уже существующими парками? С выходом нового закона они потеряют статус ООПТ, а процесс их переутверждения на Федеральном уровне потребует не один год. Фактически страна лишается значительной составной части сети ООПТ на неопределенный период. Регионы лишаются важнейшими ядрами региональных экологических каркасов.

Территории государственных заказников и памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо могут объявляться особо охраняемыми природными территориями регионального или местного значения";

В данной поправке к закону об ООПТ в пункте 4 статьи 3, предлагается такая редакция: "Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством Российской Федерации", что является абсурдом, т.к. охранная зона, в соответствии с предыдущим пунктом "3", создается на прилегающих к заповеднику территориях с ограниченным режимом природопользования", т.е. эти земли не являются объектами федеральной собственности, тогда как же предлагается утверждать Правительству без согласования с субъектом федерации?

Согласование вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов а также проекты развития населенных пунктов не с национальными парками, а с федеральными органами власти, как это предлагает новая редакция закона (в абзаце втором пункта 4 статьи 15), создает новые проблемы для региона, т.к. хозяйствующие субъекты и населенные пункты находятся на территориях не федеральных земель, а на территориях региональных земель включенных в состав национальных парков без изъятия из хозяйственного использования. Соответственно, согласование всех текущие вопросов природопользования и социально-экономического развития не с администрацией национального парка, а с неким Федеральным ведомством фактически делает невозможным осуществление оперативного управления землями, которые по закону являются собственность региона и ущемляет права местных жителей. Кстати, появление Закона в такой редакции приведет к тому, что создание новых федеральных ООПТ либо прекратится, либо будет приводить только к новым конфликтам с местным населением.

То же самое относится и к пункту 5, где предлагается слова "с природными парками" заменить "с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды";

Автор: Армен Григорян, Центр охраны дикой природы, 02.07.2004г.

Комментарий 2.

Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" установлены 2 категории особо охраняемых природных территорий, являющихся государственными природоохранными и рекреационными учреждениями - национальные парки и природные парки. При этом установлено, что национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, относятся к федеральной собственности. находятся в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти и финансируются из федерального бюджета, а природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, относятся к собственности субъектов Российской Федерации, находятся в ведении соответствующих органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и финансируются из регионального бюджета.

Представленным законопроектом не отменяется разделение особо охраняемых природных территорий на указанные категории, но предусматривается отнесение природных парков к особо охраняемым территориям федерального значения. Таким образом, фактически предусматривается существование двух категорий федеральных ООПТ с одинаковыми задачами, что приведет к разночтениям и различным толкованиям положений закона, а также к неоправданным увеличениям расходов федерального бюджета на финансирование природных парков.

Статью 8 пункт 4 предлагается изложить в следующей редакции: "Решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится заповедник".

Действующим федеральным законом предусмотрено, что охранные зоны государственных природных заповедников образуются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Передача полномочий по созданию охранных зон заповедников Правительству Российской Федерации сильно усложнит процедуру их создания, что может привести к негативному воздействию на природные комплексы заповедников в результате хозяйственной деятельности на сопредельных территориях, что противоречит действующему законодательству, в частности Федеральному закону "Об охране окружающей среды".

Предлагаемая редакция данного пункта в целом сохраняет существующий порядок создания охранных зон заповедников, но позволяет федеральным органам исполнительной власти оказывать влияние на процесс создания, реорганизации и ликвидации охранных зон заповедников.

Автор: Крендлин М.,

эксперт Гринпис России, июнь 2004г.

 

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены