Eng

  На главную страницу
| о программе | новости | публикации | документы | что Вы можете сделать | ссылки |

ЭКО-Право, 11 апреля 2005 г.

Лесной кодекс - граждане подают в суд на Правительство

14 апреля в Пресненский районный суд г. Москвы будет подана жалоба на Правительство РФ, представившее в Государственную Думу ФС РФ разработанный подчиненным ему ведомством, Министерством экономического развития и торговли РФ проект нового Лесного кодекса РФ, положения которого нарушают основополагающие права нынешних и будущих поколений граждан России. Об этом представителям средств массовой информации было заявлено на прошедшей сегодня в Москве пресс-конференции.

Принятие нового Лесного кодекса РФ затрагивает права народа России, его нынешних и будущих поколений. Главный интерес граждан - быть здоровыми и жить в здоровой и безопасной окружающей среде, а не соблюдение узковедмоственных и бизнес-интересов. Целью проекта является принципиальное изменение правового статуса лесного фонда России путем превращения его в товар, ликвидации государственного и общественного контроля за использованием природных ресурсов страны.

В соответствии со ст. 46, 47 Конституции РФ, Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, ст. 24 Федерального закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации заявители – граждане и общественные организации - просят обязать Правительство РФ:

  • устранить допущенные нарушения при подготовке проекта нового лесного кодекса;
  • отозвать внесенный в Государственную Думу ФС РФ проект Лесного кодекса РФ;
  • опубликовать проект Лесного кодекса РФ в печати;
  • организовать всенародное обсуждение проекта Лесного кодекса РФ.

От представителей власти граждане постоянно слышат об изменениях к лучшему в результате реформ. Тем не менее, не произошло главного - власти и ведомства так и не повернулись лицом к гражданам собственной страны, не научились их слушать и вести с ними нормальный диалог.

Общественность вынуждена искать защиты своих прав в суде, поскольку до сих пор и Правительство, и Минэкономразвития игнорировали требования о широком обсуждении такого важного для всей страны законопроекта. Такое ощущение, что разработчики кодекса то ли оглохли и ослепли сразу, то ли являются жертвой совместной галлюцинации, отчитываясь о широком процессе обсуждения кодекса.

В ходе многочисленных общественных слушаний, семинаров и совещаний, организованных во многих городах России, были получены только отрицательные заключения как на проект в целом, так и на многие его положения. Как отметил координатор Лесной кампании Международного социально-экологического союза Владимр Захаров, в последние недели законодатели целого ряда субъектов Российской Федерации (Архангельской, Костромской, Иркутской, Нижегородской областей, Касноярского края, Санкт-Петербурга, Республики Чувашии и многих других) присоединились к этой отрицательной оценке законопроекта.

Среди основных недостатков проекта Лесного кодекса называются следующие:

  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления отстраняются от организации природоохранных мероприятий, ущемляются их права владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;
  • ограничиваются права граждан на общедоступное пользование лесами;
  • умаляются права общественности в области управления лесами.

Тем не менее, основу таблицы поправок, которая доступна на интернет-страницах рабочей группы по кодексу Комитета по природным ресурсам Государственной Думы, на сегодняшний день составляют косметические замечания, не затрагивающие сути проекта. Даже если абсолютно все они будут действительно приняты, проект кодекса принципиально не изменится, и в нем сохранятся все те принципиальные недостатки, которые вызвали жесткую критику со стороны общественности и работников леса.

В таблице отсутствуют (а значит - и не рассматриваются рабочей группой по Лесному кодексу) предложения от российских неправительственных природоохранных организаций, которые направлялись в Государственную Думу и непосредственно в рабочую группу, и предложения от работников Федерального агентства по лесному хозяйству - в том числе от работников лесхозов и лесничеств, знающих лесные проблемы непосредственно на основании собственного опыта. В таблице также нет ни одного предложения от представителей малого и среднего лесного бизнеса.

Фактически рабочая группа учитывает и рассматривает предложения от самой Государственной Думы, крупного (точнее - крупнейшего) лесного бизнеса и крупной же лесной бюрократии. При этом состав авторов предложений является очевидно случайным (иначе чем можно объяснить, например, что на долю Правительства Пензенской области - далеко не самого лесного региона - приходится 11 замечаний, а предложения остальных регионов не учтены вовсе?) Предложения от общественности и лесоводов-практиков данной группой не то что не рассматриваются, но даже и не учитываются - как будто их просто не существует.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда большинство людей, имеющих хоть какое-то отношение к лесу, считает проект кодекса убогим и опасным, количество замечаний и предложений - даже тех, которые публиковались в средствах массовой информации - исчисляется сотнями, а Государственная Дума остается как бы не в курсе и намерена ударными темпами окончательно принять этот законопроект уже к середине лета. Именно нежелание власти общаться со своим народом заставляет граждан искать защиту в суде.

Накануне рассмотрения проекта Лесного кодекса в Государственной Думе, запланированного на 22 апреля, в различных регионах уже прошли или планируются выступления граждан, общественных организаций с призывами не допустить поспешного принятия нового Лесного кодекса без широкого обсуждения с вовлечением в процесс всех заинтересованных сторон.

«Ни один другой закон (за исключением наверное закона о льготных выплатах) не вызвал такого серьёзного общественного резонанса, как Лесной кодекс. Лес - это последний ресурс, который ещё не приватизирован, а лесная охрана - одна из немногих государственных структур, которая пока продолжает исполнять свои обязанности. Нельзя непродуманными действиями разрушать работающие механизмы, лишать граждан привычной среды обитания - всё это может привести к серьёзным экономическим, экологическим и социальным последствиям», - заявил президент Центра экологической политики России А.В.Яблоков.

По инициативе общественных организаций в адрес Председателя Правительства М.Е.Фрадкова будет направлено обращение с требованием отозвать проект Лесного кодекса из Думы для дальнейшего обсуждения, доработки и проведения экологической экспертизы проекта. Под обращением свои подписи поставили около 200 представителей общественных, научных организаций, государственных учреждений и коммерческих структур.

Дополнительная информация:

Лесная кампания МСоЭС,
Владимир Захаров,
тел.: (095) 963-54-20, 8 (916) 601-18-44

Центр экологической политики России,
А.В. Яблоков
тел.: (095) 952-80-19

Развитие событий вокруг нового Лесного кодекса (мнения региональных законодательных собраний, результаты общественных слушаний, предложения по изменениям законопроекта):
http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/

| о программе | новости | публикации | документы | что Вы можете сделать | ссылки | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены