Eng |
Радиостанция "Маяк", 20 июня 2005 г. Олег Митволь: "Мы должны понимать, что природа у нас одна"
Владимир Аверин (ведущий программы) Сегодня в нашей студии - заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь. - Олег Львович, ваше ведомство действительно стало в последние несколько месяцев главным поставщиком новостей. И новостей, увы, тревожных. Вот сегодня: нарушители природоохранного законодательства натравили сторожевых собак на сотрудников Росприроднадзора и прокуратуры. Что это? МИТВОЛЬ: По сегодняшней ситуации: я считаю, это просто абсолютнейшее безобразие, явившееся следствием такого вольного отношения к государственному лесному фонду. Что произошло? На площади в несколько гектаров люди взяли лес в аренду под культурно-спортивные цели. Лес арендованный, там строить ничего нельзя, его даже огораживать нельзя. Люди же, получив бумажку, тут же огородились забором, построили 12 коттеджей, сняли весь верхний слой почвы. То есть это не их земля, они ее взяли только в аренду под культурно-спортивные цели, то есть они по идее должны были просто гулять между деревьев... Недавно известный корреспондент Песков был у президента, и был разговор о том, что леса в Российской Федерации сейчас находятся в серьезной опасности, в том числе и из-за тех случаев, когда люди берут гослесфонд в аренду, а потом нещадно его рубят. И здесь произошло то же самое. В пятницу была совместная проверка Росприроднадзора по Московской области и прокуратуры, пришли, все зафиксировали, у нас сейчас с этим проблем нет, Московская область в этом отношении в достаточном тонусе работает. Сегодня утром прокуроры приехали проводить следственные действия. Охранники с собаками, они спускают собак на прокуроров. Нормальная ситуация? - Нет. А что, государство бессильно, получается? МИТВОЛЬ: Нет, я думаю, что мы сейчас покажем силу государства. Мы привлекли средства массовой информации - я считаю, что граждане должны знать о том, что происходит, - мы привлекли туда сотрудников милиции. И вот сейчас уже в присутствии милиции, камер они сказали, что собаки им совсем для другого... - Одно дело собаки, а другое дело, что построили, нарушили закон. МИТВОЛЬ: Ну это чистое хамство. То есть они мало того, что вырубили наш лес, наш с вами общий лес, на который они никакого права не имеют, просто поставили забор и вырубили, они еще и сотрудников Росприроднадзора и прокуроров встречают собаками. И я вам хочу сказать, что мы будем требовать возбуждения уголовных дел и будем реально требовать уголовных санкций против таких. - Я понимаю, что можно против этих охранников возбудить уголовное дело и наказать. А что с компанией "Бизнес-Лайн", которая испортила почву, понастроила дома? МИТВОЛЬ: Значит, по поводу этой компании. Мы будем расторгать договор - это раз, мы подадим в суд, будем требовать возмещения ущерба, т. е. будем требовать в бюджет тех средств, которые необходимы для высадки новых деревьев. Вы знаете, в отличие от того, что было, например, год назад, мы сейчас стараемся после каждой проверки подсчитывать ущерб окружающей среде. Потому что Административный кодекс - это одно, это полторы тысячи рублей штрафа, и они никого не пугают. А вот если вы знаете, что мы выставляем претензии по экологическому ущербу, то там суммы десятки миллионов рублей. Например, музей-усадьба "Архангельское" - 51 миллион рублей, на Камчатке - десятки миллионов рублей. Сейчас у нас несколько объектов, например складской комплекс "Кулон" в Подмосковье, без всяких документов бурят скважины, соответственно, мусор туда. Мы не просто им штраф выставим, мы выставим реальные деньги - столько, сколько стоит приведение в соответствующее состояние, которое было до их работ. То есть гадить, конечно, в природе нельзя. Мы должны понимать, что природа у нас одна, то есть люди не с другой планеты, люди живут вместе с нами. - Компания, о которой мы сейчас говорили, это один частный случай. Другой такой частный случай - это то, что произошло в Тверской области с разливом нефти. И там уже вы сталкиваетесь не с частной компанией, а с "Российскими железными дорогами". И вы говорите, что, поскольку пролили мазут, надо снимать почву, надо проводить рекультивацию. А они построили насыпь и пустили поезда. МИТВОЛЬ: Нет, ничего подобного. Я очень благодарен средствам массовой информации, потому что без них было бы тяжело, потому что без них засыпали бы сверху песочком и проезжали бы дальше. Сейчас этого не произошло. Я вам хочу сказать, что были привлечены силы, была привлечена авиация, были привлечены катера. Есть, конечно, вопросы. Вы понимаете, что экологическая катастрофа во многом зависит от того, насколько быстро вы примете меры. Мы отреагировали сразу, на следующее утро после аварии наши специалисты были на месте. Но вот эта картина, как в море мазута кладут щебенку, сверху шпалы, рельсы, засыпают рельсы щебенкой по самый верх, чтобы искр не было, - это одна история. История о том, что это чрезвычайное происшествие у нас, оказывается, в России - дожди. Объясняют должностные лица, что дождь - это у нас форс-мажор, и из-за этого размыло рельсы. Не надо забывать о том, что в стоимость железнодорожных перевозок, в том числе и пассажирских, входят такие работы РАО "РЖД", как проверка путей, они же с нас деньги за это уже взяли. А вы знаете, что за час до этого эшелона там шел пассажирский поезд Москва - Рига? - Нет. И вот здесь начинают волосы шевелиться. МИТВОЛЬ: Смотрим дальше. Прокуратура возбудила дело по 247-й статье, прокуратура природоохранная должна была изъять транспортные документы, чтобы понимать, сколько цистерн и что там везлось. До сих пор я не слышал, чтобы изъяли документы. Хотя в субботу был зам. генпрокурора, наши сотрудники ему эту ситуацию объясняли, и он велел принять меры. Уже пять дней прошло... То есть они напишут, что там был не мазут, например, а вода, и не 26 цистерн, а две. Единственное, что мы понимаем, что по правилам перевозок железнодорожных цистерны должны быть полными. И мы понимаем, что в любом случае это не те 20 тонн или 5 тонн, о которых говорили вначале. Хорошо, что приехало телевидение, нашло в себе силы это показать, что текло и до пятницы вечера. И мы сказали, что в обязательном порядке нужно обратиться в специализированные организации, у нас есть очень крупная организация, имеющая колоссальный опыт ликвидации, - это "Транснефть", "Транснефтепродукт", просто профессионалы. Вы знаете, к ним не обратились. Далее. Нужны были специальные химические средства - сорбенты, нужны были насосы. То есть перед тем как класть шпалы и рельсы, нужно было хотя бы откачать. - У меня такой "идиотский" вопрос: почему? То есть я понимаю, что РЖД невыгодно... МИТВОЛЬ: Тут вопрос другой, они уже попали в ситуацию, они знают, что они виноваты, они говорят о том, что готовы платить деньги. Но по закону ликвидировать последствия должны они, должностные лица, которые там были, руководители. Они должны были провести работы. То есть здесь еще возникают вопросы бездействия конкретных должностных лиц. В общем, два дня мы только искали, кому акты передать. Ну и, естественно, во время совещаний, проводимых МЧС и зам. генпрокурора, мы обо всем этом рассказали. Проблема в том, что должностные лица, которые приехали туда, должны были принять незамедлительные меры не только по восстановлению железнодорожного сообщения по морю мазута, но и по ликвидации экологических последствий аварии. Я считаю, что в этой ситуации, когда речь идет о здоровье и жизни людей, о природе, промедление, ну скажем так, просто смерти подобно. - Отсюда вопрос: у кого в нашем государстве - у вашего ведомства, у службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, санэпиднадзора, у прокуратуры, в конце концов, - есть реальные механизмы, реальный рычаг, чтобы заставить этих людей работать, делать то, что они должны? МИТВОЛЬ: На сегодняшний день у нас есть реальный механизм заставить работать прокуратуру, а у прокуратуры есть реальный механизм заставить человека исполнить. Когда определяются должностные лица, вот они начинают работать. Когда человек понимает, что он за свою работу не только деньги получает и материальные блага, но еще и отвечать должен, тогда иногда у нас и работу хорошо делают. Я считаю, что когда мы добьемся вот этого, а мы будем этого добиваться всеми теми средствами, которые у нас есть... Я считаю, что нужно требовать от руководства РАО "РЖД", тем более сейчас новое руководство, я думаю, надо требовать, как минимум, увольнения того старшего должностного лица, которое там было и бездействовало. - И что же в итоге? В Волгу попало? МИТВОЛЬ: В Волгу попало. И я об этом первый сказал. И такое впечатление, что, если я назвал белое белым, я ответственный. Я просто считаю, что мы не должны врать людям. Если попало - да, попало. Да, надо ликвидировать последствия. Да, у нас есть и силы, и средства. И если мы все сделаем, как надо делать, не попадет мазут в Москву. Но, кстати, между местом аварии и Москвой тоже люди живут, в Тверской области тоже граждане Российской Федерации. Мы о них должны думать? У них и так сейчас условно тяжелая ситуация с гепатитом, и сидят люди в таком глубочайшем шоке, и я считаю, нам их надо сейчас поддержать, чем мы можем. И я считаю, что огромная нагрузка на администрацию Тверской области. Действительно, такие чрезвычайные события, и я думаю, что им надо помочь. И мы им чем сможем, тем и поможем, хотя бы в организационном плане. - А вот этот участок, который был залит особенно сильно? МИТВОЛЬ: Мы во вторник, то есть завтра, берем журналистов, у нас был запланирован рейд по Иваньковскому водохранилищу именно по ситуации с канализационными стоками и так далее, но мы берем с собой несколько лабораторий и будем прямо осуществлять контрольные мероприятия. И если там есть проблема, мы об этом честно скажем, по крайней мере я буду об этом честно говорить. Пускай меня потом называют как хотят, но я буду об этом честно говорить. - Если мы берем этот участок, который был наиболее сильно залит, там через сколько лет возможно возвращение в исходный вариант? МИТВОЛЬ: Там заливной луг был, который стал действительно заливным на 40 сантиметров - мазутом. Распад мазута в земле, я думаю, 50 лет. - Технология, как собрать землю, есть? МИТВОЛЬ: Как это все делать - понятно, но она крайне трудоемкая и затратная, и надо сделать так, чтобы не только пустить сейчас поезд, надо проследить, и мы за этим будем следить, чтобы все, что необходимо, сделали до конца. Что надо сделать? Надо рекультивировать землю: собрать землю, срезать верхний слой, его на специальные полигоны, далее его специальным образом сжечь, далее привезти новую землю. А вот то, что пытались там сначала сделать - быстренько-быстренько перемешать мазут с землей, - мы этого не допустим. В таком случае мы будем следить за развитием ситуации и тоже не выпустим ее из-под контроля.
| ||||||||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |