Eng

  На главную страницу
| о программе | новости | публикации | документы | что Вы можете сделать | ссылки |

О.А. Яковлева,
член Московской областной коллегии адвокатов,
Почетный адвокат России

"Правительство и большинство Государственной Думы едины в намерении негласно приватизировать леса России - граждане России в суде отстаивают свое право на леса как национальное достояние"

В России в последние годы принимаются законы, открыто направленные на ущемление конституционных прав большинства граждан в интересах узкого меньшинства. Кроме того, тенденция изменения законодательства показывает, что твердо взят курс на ослабление государства, уничтожение его роли как организующей структуры общества. Изменения носят не хаотичный, а системный и наступательный характер.

Наиболее значимыми в этом ряду являются законы, направленные на изъятие из собственности государства и общества природных ресурсов России и передачу их в частную собственность группы российских, иностранных граждан и даже лиц без гражданства.

Правительством РФ и Государственной Думой РФ предпринимается попытка создания в России узкого круга крупных землевладельцев лесных земель взамен государственному и общественному землевладению, существующему в России.

Эти изменения законодательства проводятся в закрытом от общества "режиме". Граждане России по планам "преобразователей" страны должны узнать о кардинальном изменении правового статуса природных ресурсов уже после вступления антиконституционных и антинародных законов в силу.

В настоящее время Государственной Думой РФ приняты в первом чтении проекты Лесного и Водного кодексов, которые могут полностью изменить судьбу страны и народа.

В соответствии со статьей 119, п. 6 Регламента после первого чтения Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта.
18 мая 2005 г. в Приемную Государственной Думы на имя руководителей фракций и каждого депутата поступили коллективные обращения, подписанные 7, 5 тысячами граждан, с едиными правовыми требованиями:

  • принять решение о всенародном обсуждении проекта Лесного кодекса;
  • отменить решение о направлении проекта Лесного кодекса на рассмотрение в первом чтении;
  • возвратить проект Правительству РФ.

На данный момент количество обращений составляет более 11 тысяч.

Изменения лесного законодательства, заложенные в законопроекте, непосредственно затрагивают права всех граждан России, их нынешних и будущих поколений. В соответствии с ч. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. 1-П: "Лесной фонд является публичным достоянием многонационального народа России и является государственной собственностью особого рода, имеющей специальный правовой режим".

По действующему законодательству лесные земли изъяты из гражданского оборота. Проект же предусматривает введение частной собственности на лесные земли. Положения проекта закрепляют возможность частной собственности на эти земли иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства. Лесные правоотношения, в первую очередь, рассматриваются как имущественные, связанные с оборотом лесных земель. Лесные земли рассматриваются как недвижимое имущество, товар, подчиняющийся законам рынка. Формальное отсутствие в проекте положений о возможности приватизации, продажи лесных земель не исключает этого путем применения Гражданского и Земельного законодательства, а также ФЗ "Об обороте лесных земель", на который имеется множество ссылок. Проект не случайно закрепляет лишь возможность иметь в частной собственности земли лесного фонда, не указывая механизма их передачи из государственной собственности в частную. Этот ход направлен на усыпление общественного мнения и уже применялся при принятии Земельного кодекса РФ.

Принятие Лесного кодекса в концепции, предлагаемой Правительством РФ, приведет к непредсказуемым экономическим, экологическим и социальным последствиям. Формально разработанный для развития и стимулирования лесной отрасли, в действительности проект направлен на уничтожение отечественного лесопромышленного комплекса. По мнению д.э.н. Н.А. Бурдина (ОАО "НИПИЭИлеспром"), проект нового Лесного кодекса не решит проблему устойчивого лесопользования, а при его принятии будет способствовать углублению сырьевой ориентации экспорта, осуществляемого в интересах иностранных компаний Финляндии, Китая и других стран. Последствия принятия проекта по своей значимости для граждан и государства сравнимы с последствиями приватизации основных средств производства.

Большинство граждан Российской Федерации не имеет информации о готовящихся кардинальных изменениях в законодательстве. Размещение в Интернете проекта Лесного кодекса недопустимо рассматривать как его обнародование, поскольку доступ к Интернету имеет ничтожно малый процент граждан. Жизнь значительного числа людей, проживающих в регионах, зависит от возможности лесопользования. Коренные малочисленные народы ведут традиционный образ жизни, занимаются лесными промыслами. Они составляют значительное число от общего количества граждан, обратившихся с требованием опубликования и всенародного обсуждения проекта Лесного кодекса.

Требования граждан проигнорированы Правительством РФ, направившим законопроект в Государственную Думу без его опубликования и всенародного обсуждения, Президентом РФ и большинством депутатов Государственной Думы, одобрившими антиконституционный законопроект. Происходящий в Государственной Думе процесс "доработки" проекта Лесного кодекса имеет целью спасти и протащить любой ценой концепцию, базирующуюся на праве частной собственности на лесной фонд. Концепция всего проекта основывается на статьях - 2, 4, 42. Они закрепляют право частной собственности на лесные земли, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, превращают леса в товар, а лесные правоотношения в имущественные, регулируемые Гражданским кодексом. Таким образом, лесные земли вводятся в гражданский оборот, который в настоящее время запрещен. Данные статьи разработчики оставляют неизменными, что делает бессмысленными какие-либо поправки и доработки, поскольку сохранение базовых статей диктует все содержание кодекса, написанного под заказчиков - собственников или крупных арендаторов. Принятие поправок, их рассмотрение и даже принятие фактически является спектаклем. Если Лесной кодекс принять в концепции, закрепленной в статьях 2,4,42, в действие вступят положения Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ. Поэтому, все природоохранные и другие нормы, якобы улучшающие проект, превратятся в ненужную шелуху. Никакой общественный или государственный контроль за использованием леса, являющегося недвижимым имуществом конкретного собственника невозможен, поскольку его права защищены не только Гражданским кодексом РФ, но и Конституцией. Еще сложнее контролировать использование лесных земель, находящихся в собственности иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства. Закрепление в проекте Лесного кодекса права иностранных компаний и граждан иметь в частной собственности лесные земли создает реальную угрозу суверенитету России. Неслучайно в Канаде и США законодательно запрещено право собственности на лесные земли иностранных граждан.

Вторым этапом планируется принятие закона "Об обороте лесных земель". Именно в этом законе будут четко сформулированы конкретные положения об изъятии у общества и распродаже лесного фонда России. Президенту РФ направлены обращения более 10000 граждан с требованиями не менять концепцию лесных правоотношений в России.

Воля народа, выраженная в главном требовании не допустить принятия Лесного кодекса, базирующегося на концепции частной собственности на лесные земли, опубликовать проект и организовать его всенародное обсуждение, проигнорирована и гарантом Конституции.

В официальном заключении на проект Лесного кодекса от 27 мая 2005 г. Президент РФ одобрил проект с концепцией введения права частной собственности на леса России, в том числе, и право собственности иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства. По мнению Президента, в связи с введением права частной собственности необходимо лишь урегулировать порядок ограничения собственниками права граждан России на пребывание в лесах. Кроме того, Президент считает, что приостанавливать хозяйственную деятельность коммерческих структур следует не на основании решения уполномоченного органа государственной власти, а по решению суда. К слову сказать, в отношении граждан подобных замечаний нет, а ведь проект, предусматривая несудебный порядок запретов на пребывание в лесах, допускает лишь судебный порядок для обжалования гражданами этих запретов. Президентом полностью одобрены положения о превращении лесов России в недвижимое имущество - товар, подчиняющийся законам рынка. По сути замечания заключения направлены на усиление защиты права частной собственности, что приведет к нарушению прав большинства граждан России.

Выдержки из заключения от 27 мая 2005 года:
"Не оспаривая законопроект в целом…

Учитывая предполагаемое введение частной собственности на леса недопустима неопределенность в вопросе ограничения прав граждан на пребывание в лесу…

… не решена проблема собственности… Необходимо отметить, что статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относит лес к недвижимому имуществу. Законопроект следует привести в соответствие с гражданским законодательством…
… Представляется, что приостановление соответствующей хозяйственной деятельности должно осуществляться не в административном, а в судебном порядке…".

Информация Министерства природных ресурсов РФ, некоторых проправительственных общественных организаций о том, что Президент отклонил проект Лесного кодекса, преследует цель дезинформации граждан для облегчения ситуации, которая явно свидетельствует о полном отторжении обществом идеи приватизации и распродажи природных ресурсов страны.

14 апреля 2005г. в Пресненский суд г. Москвы обратились граждане и организации из разных регионов России с заявлением об оспаривании бездействия Правительства, отказавшего гражданам России не только в опубликовании проекта нового Лесного кодекса, но и в предоставлении любой информации о разработке Лесного кодекса РФ в нарушение статьи 24 Конституции РФ. Приняв дело к производству в апреле 2005 года, 25 июля 2005 года при отсутствии правовых оснований, по ходатайству Правительства РФ судья Пресненского суда г. Москвы Е.В. Литвиненко незаконно прекратила производство по делу, открыто продемонстрировав свою полную зависимость от исполнительной власти в лице Правительства РФ. Действия суда нарушают положение статьи 120 Конституции РФ, закрепляющей принцип независимости судей и подчинения только Конституции РФ и федеральному законодательству. Решение суда о прекращении дела попирает и гарантированное статьей 46 Конституции право граждан России на судебную защиту, и отдельно закрепленное право на обжалование действий, бездействия и решений органов государственной власти, нарушающих права и свободы граждан.

То же самое заявление от другой группы граждан и общественных организаций принято судьей Пресненского суда Печениной Т.А. 23 сентября состоялось первое судебное заседание. Суд отклонил ходатайство представителя Правительства РФ о прекращении дела. В связи с приобщением большого количества новых документов, представленных адвокатом граждан, дело отложено на 27 октября 2005 года.
Все ветви власти нарушают Конституцию Российской Федерации, не выполняют возложенные на них обязанности по обеспечению реализации конституционных прав граждан.

В настоящее время ситуация с рассмотрением Лесного кодекса в Государственной Думе находится в критической стадии, необходимы самые активные правовые действия в защиту конституционных прав граждан России и ее государственных интересов.

В июле 2005 года 103 депутата Государственной Думы РФ направили Президенту обращение с предложениями возвратить проект Лесного кодекса Правительству и разработать его с учетом требований граждан. Позиция депутатов полностью совпадает с требованиями граждан.

Совет Федерации рекомендовал Государственной Думе организовать всенародное обсуждение проекта Лесного кодекса.

15 сентября 2005 года Комитет по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Торгово-промышленной палаты РФ дал отрицательную оценку проекта Лесного кодекса: "Предложенный Правительством Российской Федерации проект Лесного кодекса по форме отражает требования проводимой в стране административной реформы, но его содержание не учитывает специфики лесных отношений и на практике приведет к экономическим потерям для государства, росту социальной напряженности в лесных поселках и негативным экологическим последствиям. Принятие нового Лесного кодекса без учета мнения делового лесного сообщества ведет к переделу лесной собственности и разрушению структуры управления государственными лесами". По итогам заседания принято решение обратиться в Государственную Думу РФ с просьбой вернуть проект нового Лесного кодекса Российской Федерации и проект Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на рассмотрение в первом чтении с целью их отклонения.

Для граждан судебная защита является наиболее реальным и эффективным механизмом влияния на действия и решения власти, нарушающей конституционные права большинства граждан России. В суде находятся два судебных дела, готовятся еще два, направляются обращения и запросы на информацию в Государственную Думу, Совет Федерации, Президенту. Весь груз правовой работы несут на себе только адвокат и помощник, работающие без какой-либо финансовой поддержки. Подписи собирают маленькие региональные организации различных направлений (Костромское областное экологическое движение "Во имя жизни", Региональная общественная организация "Звенящие кедры России", Региональная общественная организация Экологический клуб "Улукиткан", Алтайская региональная общественная организация кумандинцев "Исток", Пермская гражданская палата, Комитет солдатских матерей г. Кострома, Костромское дворянское собрание, региональные организации коренных малочисленных народов, региональные экологические организации, детские организации, школы, библиотеки). Уже собрано 11 тысяч подписей под правовыми документами по проекту Лесного кодекса. Эти люди защищают интересы всего общества, а его наиболее состоятельная во всех смыслах этого слова и дееспособная часть - крупные общественные организации, лесопромышленный комплекс, средний и малый бизнес - находится в позиции стороннего наблюдателя.

У граждан достаточно сил для защиты природных ресурсов России как общественного достояния нынешних и будущих поколений российского народа. Конституция РФ и действующее законодательство являются надежной правовой базой для этого. Нам необходимо объединить усилия и возможности всех слоев общества и отстоять национальные интересы России. Готовится 2 судебных дела: 1) по обжалованию бездействия высших должностных лиц Государственной Думы, игнорирующих требования граждан о всенародном обсуждении проекта Лесного кодекса РФ; 2) по обжалованию Решения Совета Государственной Думы о направлении антиконституционного законопроекта (проекта Лесного кодекса) на первое чтение.

Совет Федерации ФС РФ занимает активную позицию по защите прав граждан и национальных интересов при оценке проекта Лесного кодекса. В Совете Федерации прошло несколько круглых столов и рабочих встреч, итогами которых явились конкретные предложения серьезно переработать проект Лесного кодекса. Одним из главных предложений является организация всенародного обсуждения законопроекта.

Граждане, готовые к реальным правовым действиям в защиту своих прав на леса как общественное достояние, могут получить информацию: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, 41, офис 2, "Право на жизнь", 8-(095)-124-50-22, 394-25-22, 344-57-78 law@biodiversity.ru, www.biodiversity.ru

В очередной раз обращаемся за поддержкой. Вся правовая и информационная работа ведется адвокатом и помощником только на добровольной основе. Объем работы, необходимый для продолжения работы, 2 человека выполнить не в состоянии. Огромная помощь оказывается маленькими региональными организациями, но в Москве помощи нет. Необходима любая помощь и поддержка. Приглашаем добровольцев для подготовки, распространения правовых документов, подготовки судебного дела и участия в нем. Необходима техническая и финансовая поддержка.

Выражаем благодарность Благотворительному фонду "Центр охраны дикой природы" за предоставление технической и информационной поддержки.

О.А. Яковлева, член Московской областной коллегии адвокатов
Гражданское движение "Земля России - достояние народа"

Правовой центр "Право на жизнь"
Костромское областное экологическое движение "Во имя жизни"
Фонд "Алтай - ХХ1 век"
Региональная общественная организация "Звенящие кедры России"
Региональная общественная организация Экологический клуб "Улукиткан"
Алтайская региональная общественная организация кумандинцев "Исток"
Кемеровская региональная общественная организация телеутского народа "Набат"
Пермская гражданская палата

| о программе | новости | публикации | документы | что Вы можете сделать | ссылки | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены