Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №100, октябрь 2004 ДУМЫ О ДУМЕ И НЕ ТОЛЬКО СОДЕРЖАНИЕ
Из комментария к Закону обо всем Из комментария к федеральному закону N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Комментируемый Федеральный закон является уникальным. Еще никогда, пожалуй, социальные реформы не проводились столь стремительно и масштабно. Одним законом вносятся изменения в более чем 250 федеральных законов. Наряду с этими изменениями, характер которых отражен в названии Закона, вносятся и существенные изменения в ряд федеральных законов, которые не могут быть объяснены с точки зрения разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Этот важнейший для миллионов россиян закон находился в работе Госдумы менее трех месяцев: 31 мая 2004 г. Правительство РФ внесло законопроект в Думу. …Содержательное прочтение закона, опубликованного для всеобщего обозрения в специальном выпуске "Российской газеты" от 31 августа, возможно лишь при сопоставлении каждой его статьи с текстами 264 изменяемых или отменяемых законов. Реконструкция свода законов затрагивает буквально все области права: социальное, трудовое, жилищное, пенсионное, экономическое, промышленное, земельное, экологическое, патентное, налоговое, бюджетное, валютное, военное, гуманитарное, уголовно-исполнительное, законодательство о судебной системе и правоохранительных органах… Закон плох, но отнюдь не во всем. Есть в нем вещи вполне разумные (правда, таких немного), есть нейтральные изменения. Но большинство нововведений - обман, запутывание людей. Издевательским такое законотворчество является не только по отношению к миллионам граждан, но и к самому Парламенту, - хотя депутатов Госдумы жалко меньше всего. Беда не в том, что, походя, депутаты лишили себя и своих помощников права на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте. Постыдно отношение к парламентским процедурам, проявленное Правительством при продвижении этого закона сквозь Думу (и согласие депутатского большинства с таким отношением), что унижает высший законодательный орган не меньше, чем обещанная пропорциональная система его формирования. В 2000 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях обсуждался во втором чтении в течение нескольких заседаний - по главам. По каждой главе рассматривались поправки, затем очередная глава ставилась на голосование. А ведь для изучения проекта Кодекса не требовалось сопоставления его с сотнями других законов. Теперь же стократ более сложный, нежели КоАП, закон, вплотную затрагивающий множество людей, прошел через Думу, огражденную от народа автоматчиками и собаками, второпях, комом. Каждую статью этого закона следовало, по совести, обсуждать и голосовать отдельно. Конечно, во втором чтении, по сравнению с первым, текст был по некоторым позициям смягчен. На то был расчет, состоящий хотя бы в том, чтобы дать "Единой России" подзаработать очков в телевизионном амплуа "защитников народа". Одновременно депутаты украсили закон отвлекающими внимание декларативными вставками, якобы способными воспрепятствовать ограничению социальных прав… Лев Левинсон Что случилось с Россией? Она утонула. Во лжи и цинизме. Но жить надо дальше и пытаться выплыть. Не идти ко дну в этом море лжи и цинизма также совершенно необходимо. Есть люди, их не мало, которые без этого просто не могут существовать. Однажды глотнув правды и свободы, понадеявшись на возможность жить в России, соблюдая человеческое достоинство, они стали внутренними "невозвращенцами". Общие ориентиры движения абсолютно ясны. Наша Конституция (при всех ее существенных недостатках) предполагает: реальное разделение властей на представительную, судебную, исполнительную власти; общественное телевидение и отмену государственной цензуры; гражданский контроль за деятельностью правительства, спецслужб, правоохранительных органов; неприкосновенность частной собственности, справедливую конкуренцию. Можно перечислять и дальше. Европейская система организации жизни, политики, экономики (к которой присоединились Польша, Чехия, Литва и другие, очень похожие на нас в прошлом страны) реальна и эффективна, несмотря на все недостатки. Поэтому ответ на вопрос "что делать" по большому счету ясен. Сегодня главный вопрос для нас - как это сделать? Первый шаг: широкое общественное требование открытого доступа к политически значимым средствам массовой информации, прекращение неконституционной государственной цензуры. Критически настроенные политики, представители гражданских организаций, добросовестные интеллектуалы, известные люди из российских регионов должны иметь возможность систематического прямого диалога с людьми, избирателями, со страной. Необходим, пускай для начала, монолог в адрес самой высшей власти. Г. Явлинский
Последовательное сворачивание демократии С момента своего прихода к власти в 2000 году Владимир Путин поставил своей целью (хоть на словах говорится обратное) последовательное сворачивание демократии в нашей стране. Сначала были задушены и разгромлены демократические практики и процедуры. Из Совета Федерации выгнали губернаторов, лишили их парламентского иммунитета и поставили над их душой полпредов. Потом зачистили телевидение. Теперь на Первом и РТР всегда одна точка зрения - начальства. Дальше занялись выборами - Руцкого с них сняли за лишний метр в квартире, а Скуратова - что забыл написать, что он "профессор". Посадив в тюрьму Ходорковского, объяснили бизнесу, каково лезть в политику, например финансировать оппозицию. Теперь, когда в стране полностью уничтожены условия как для реальной и честной политической конкуренции, так и для элементарного участия людей с убеждениями в политике, Путин занялся ликвидацией собственно демократических институтов. Первой жертвой пали институты выборности губернаторов и депутатов от округов, где все еще сохранялись небольшие элементы политической свободы. Владимир Рыжков, депутат Госдумы О конституционном перевороте в России В ситуации резкого изменения политико-правовой ситуации в стране мы вынуждены дать оценку происходящему. Президент России Владимир Путин, использовав страшную трагедию в Беслане, обнародовал программу кардинального изменения государственного устройства нашей страны. В развитие своих инициатив он уже внес в Государственную думу законопроект, который в случае его принятия будет означать смену конституционного строя, отказ от последних демократических завоеваний. Этот законопроект включает разработки, которые и ранее обсуждались в близких к Кремлю кругах. Из этого следует, что события 1-3 сентября 2004 года стали только предлогом для реализации планов по неслыханной концентрации власти в руках президента. Отказ от принципа прямого избрания гражданами глав исполнительной власти в субъектах федерации и наделение президента правом внесудебного административного роспуска региональных законодательных органов и внесудебного отстранения от власти законно избранных глав регионов по сути превращает глав субъектов федерации в наместников президента. С точки зрения действующего конституционного законодательства все это означает фактическое введение явочным порядком на всей территории нашей страны элементов чрезвычайного положения, что исключает проведение любых свободных выборов в России. Многонациональный народ Российской Федерации лишается существенных гражданских и политических прав. В отношении субъектов федерации, прежде всего республик, это знаменует возвращение России к имперской политике, крах федерализма в России, односторонний отказ центра от положений Федеративного договора 1992 года, заложившего основы новой российской государственности. Трудно даже вообразить все драматические последствия происходящей концентрации президентской власти, включая новый всплеск межэтнической вражды и сепаратизма и даже делегитимизацию государственного устройства. К этим нарушениям конституционных прав и свобод добавляются такие инициативы, как президентский контроль над судебной системой и отмена или снижение до символического уровня парламентских выборов по одномандатным округам. Отмена или превращение в фарс мажоритарной системы выборов лишает граждан их права на самовыдвижение на выборах и вынуждает кандидатов в органы законодательной власти участвовать в партийной деятельности. В нашей стране вновь идут политические процессы, в которых суд не проявляет ни малейшей независимости, будучи полностью подчиненным исполнительной власти, пытки арестованных стали будничным явлением. В сочетании с новыми цензурными ограничениями, превращением государственных СМИ в орудие неприкрытой и разнузданной пропаганды, неслыханной со времен окончания холодной войны, это возвращает нас к полицейскому авторитаризму, практически полностью перечеркивает все результаты демократических реформ последних десятилетий. Ликвидация гражданских свобод сопряжена с жесткой антисоциальной политикой, отказом государства от последних социальных гарантий, разрушением систем здравоохранения и образования. Власти категорически отказываются от любых попыток мирного политического урегулирования вооруженного конфликта в Чечне. От лицемерных попыток скрыть от общества масштаб происходящего в Чечне кровопролития Кремль перешел к истеричному нагнетанию параноидальных страхов и бредней о всемирном заговоре против нашей страны. Великодержавный шовинизм и ксенофобия стали теневой государственной идеологией. Россию вновь изолируют от сообщества демократических наций. В этих условиях надо честно констатировать факт происходящего в нашей стране конституционного переворота. Это переворот грозит России глубоким кризисом и деградацией, в перспективе - историческим поражением. Не исключен и сравнительно быстрый переход от авторитарного режима к установлению некоей модификации фашизма. Особая историческая ответственность сейчас возложена на российских правозащитников, которые обязаны чутко реагировать на нарушения конституционных прав и свобод. Очень важно не допустить раскола правозащитного движения и опираться на контакты с международным правозащитным сообществом, чья поддержка нам сейчас необходима более чем когда-либо. Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы Источник: http://www.kolokol.ru/activists/77820.html
В России растет детская смертность, в первую очередь по причине плохого здоровья самих мам. В понедельник министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов на церковно-общественном форуме по проблемам демографии заявил, что сегодня в России сохраняются устойчивые темпы депопуляции. Рождаемость по-прежнему не покрывает естественную убыль населения. В то же время, по данным Госкомстата, в стране сохраняются высокие темпы детской смертности, показатели ее в 3 раза выше, чем, например, в Европе. Сегодня из 1000 уже рожденных детей не доживает до взрослого возраста 21 ребенок. Причем половина из них умирает в младенчестве из-за врожденных аномалий и болезней перинатального (младенческого) периода. Медики однозначно называют основной причиной сохранения высокой младенческой смертности катастрофическое ухудшение здоровья самих матерей. По словам медиков, ситуация на грани кризиса: в ближайшие 5 лет, если не пересмотреть систему охраны здоровья женщин, никакие усилия по сохранению жизни новорожденных не помогут. Кривая детской смертности пойдет вверх. Если и удастся сохранить ее на прежнем уровне, то это будет означать только одно - медицина научилась спасать больше очень больных детей. Лада Федорова Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |