Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№106, ноябрь 2004


НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Хорошая новость - Градостроительный кодекс поправлен.
  2. Новый проект Градостроительного Кодекса РФ с точки зрения правового обеспечения формирования Экологического каркаса России.
  3. Заключение Правового управления Госдумы по проекту Градостроительного кодекса.

Хорошая новость - Градостроительный кодекс поправлен

23 ноября мы с Ольгой Александровной Разбаш (Российский региональный экологический центр) - готовясь к (несостоявшейся) пресс-конференции зашли на сайт Госдумы России и перечитали вариант Градостроительного кодекса РФ, выносимый на второе чтение. Общее впечатление таково, что разработчики и депутаты учли большую часть наших замечаний, за исключением упоминания о роли государственной экологической экспертизы.

Желающим готов выслать вариант Кодекса по состоянию на 23.11.2004 - 113 Кб в zip-файле или 600 Кб в обычном формате - по запросу. Последние события (например, ситуация с госэкоэкспертизой по нефтепроводу "Восточная Сибирь - Тихий океан") подталкивают к тому, чтобы отнестись к "умолчанию" по поводу экологической госэкспертизы, как минимум, с пониманием.

Сегодня я с удовольствием поблагодарил за столь конструктивное внимание к нашим чаяниям Марину Ивановну Либоракину - лидера Института экономики города, эксперты которого и были разработчиками новой версии Градостроительного кодекса.

Святослав Забелин
25 ноября 2004 г., по материалам seu_conference@seu.ru


Новый проект Градостроительного Кодекса РФ с точки зрения
правового обеспечения формирования Экологического каркаса России

Как можно видеть на сайте Государственной Думы России, при подготовке проекта Градостроительного Кодекса РФ к рассмотрению во втором чтении, в него внесена 481 поправка и ещё 473 поправки отклонено. В данном комментарии я коснусь лишь нескольких деталей, связанных с формированием Экологического каркаса РФ.

Экологическая доктрина РФ, ставит, в том числе, следующие задачи:

  • создание и развитие ООПТ разного уровня и режима, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом, сохранение уникальных природных комплексов;
  • сохранение и восстановление целостности природных систем, в том числе предотвращение их фрагментации в процессе хозяйственной деятельности.

Известно, что именно территориальное планирование позволяет наиболее эффективно решить эти две взаимосвязанные задачи, сформировав тем самым Экологический каркас Российской Федерации как основу поддержания экологической стабильности в стране за счёт способности естественных экологических систем к саморегуляции и, тем самым, компенсации вредного воздействия на окружающую среду. С этих позиций принципиально важно включение в проект Градостроительного Кодекса РФ, в том числе, следующих понятий (статья 1):

3) устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;
4) зоны с особыми условиями использования земельных участков и иных объектов недвижимости - санитарно-защитные, защитные зоны, округа санитарной (горно-санитарной) охраны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с земельным, водным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об особо охраняемых природных территориях и иными федеральными законами.

Важные позиции содержатся в статье 36 "Градостроительный регламент". Так, градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков и иных объектов недвижимости, устанавливается применительно к каждой территориальной зоне с учетом, в том числе возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и иных объектов недвижимости. Это закрепляет в Градостроительном Кодексе РФ возможность создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) без полного прекращения иных видов природопользования и, таким образом, без изъятия земельных участков у собственников, владельцев или пользователей. Таким образом, подтверждается возможность формирования гибкой системы ООПТ с необходимым, но не избыточным ограничением природопользования.

Градостроительный регламент должен учитывать установленные в соответствии с федеральными законами требования охраны объектов культурного наследия, ООПТ, иных природных объектов. Последнее особенно важно, так как позволяет включать в проекты территориального развития не только существующие, но и проектируемые ООПТ, что соответствует позициям ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в части, касающейся резервирования земель для создания ООПТ.

С другой стороны, градостроительные регламенты могут устанавливаться для всех категорий земель, за исключением земель лесного фонда, земель водного фонда, земель ООПТ (кроме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), зон сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Это означает, что правовой режим земельных участков и иных объектов недвижимости на землях перечисленных категорий, например, на землях государственных природных заповедников и национальных парков, определяется другими законами.

Наконец, земельные участки и иные объекты недвижимости, разрешенное использование или предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры или параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и иных объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья людей, а также для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом, в случае, если использование указанных земельных участков и иных объектов недвижимости продолжается и опасно для жизни или здоровья людей, окружающей среды, может быть наложен запрет на использование указанных объектов в соответствии с федеральными законами. Таким образом, предусмотрено наложение запрета, в том числе, на действия, угрожающие ценным природным территориям и объектам, если градостроительный регламент учитывает требования их охраны.

Николай Соболев,
Центр охраны дикой природы


Заключение Правового управления Госдумы по проекту Градостроительного
кодекса

При рассмотрении проекта Градостроительного Кодекса РФ Правовое управление Государственной Думы РФ сделало, в частности, следующие замечания:

"В ряде статей проекта (см., например, часть 3 статьи 20) рассматриваются взаимоотношения Правительства Российской Федерации по вопросам подготовки и согласования проектов тех или иных правовых актов территориального планирования, в том числе с органами местного самоуправления. В этой связи обращаем внимание, что в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" не содержатся положения, предусматривающие какие-либо взаимоотношения Правительства Российской Федерации с органами местного самоуправления, в отличие, например, от его взаимоотношений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 43 и 44)."

Не оспаривая данного мнения Правового управления Государственной Думы РФ, остаётся сожалеть, что Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" не предусмотрел возможности каких-либо взаимоотношений Правительства Российской Федерации с органами местного самоуправления. На наш взгляд было бы совершенно логично, если бы именно органы местного самоуправления, представляющие население, проживающее в районе осуществления градостроительной деятельности, связанной с объектами федерального значения, имели возможность напрямую обсуждать свою позицию с представителями Правительства РФ.

Николай Соболев
Центр охраны дикой природы


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены