Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №106, ноябрь 2004 НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА СОДЕРЖАНИЕ
Хорошая новость - Градостроительный кодекс поправлен 23 ноября мы с Ольгой Александровной Разбаш (Российский региональный экологический центр) - готовясь к (несостоявшейся) пресс-конференции зашли на сайт Госдумы России и перечитали вариант Градостроительного кодекса РФ, выносимый на второе чтение. Общее впечатление таково, что разработчики и депутаты учли большую часть наших замечаний, за исключением упоминания о роли государственной экологической экспертизы. Желающим готов выслать вариант Кодекса по состоянию на 23.11.2004 - 113 Кб в zip-файле или 600 Кб в обычном формате - по запросу. Последние события (например, ситуация с госэкоэкспертизой по нефтепроводу "Восточная Сибирь - Тихий океан") подталкивают к тому, чтобы отнестись к "умолчанию" по поводу экологической госэкспертизы, как минимум, с пониманием. Сегодня я с удовольствием поблагодарил за столь конструктивное внимание к нашим чаяниям Марину Ивановну Либоракину - лидера Института экономики города, эксперты которого и были разработчиками новой версии Градостроительного кодекса. Святослав Забелин Новый проект Градостроительного Кодекса
РФ с точки зрения Как можно видеть на сайте Государственной Думы России, при подготовке проекта Градостроительного Кодекса РФ к рассмотрению во втором чтении, в него внесена 481 поправка и ещё 473 поправки отклонено. В данном комментарии я коснусь лишь нескольких деталей, связанных с формированием Экологического каркаса РФ. Экологическая доктрина РФ, ставит, в том числе, следующие задачи:
Известно, что именно территориальное планирование позволяет наиболее эффективно решить эти две взаимосвязанные задачи, сформировав тем самым Экологический каркас Российской Федерации как основу поддержания экологической стабильности в стране за счёт способности естественных экологических систем к саморегуляции и, тем самым, компенсации вредного воздействия на окружающую среду. С этих позиций принципиально важно включение в проект Градостроительного Кодекса РФ, в том числе, следующих понятий (статья 1): 3) устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений; 4) зоны с особыми условиями использования земельных участков и иных объектов недвижимости - санитарно-защитные, защитные зоны, округа санитарной (горно-санитарной) охраны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с земельным, водным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об особо охраняемых природных территориях и иными федеральными законами. Важные позиции содержатся в статье 36 "Градостроительный регламент". Так, градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков и иных объектов недвижимости, устанавливается применительно к каждой территориальной зоне с учетом, в том числе возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и иных объектов недвижимости. Это закрепляет в Градостроительном Кодексе РФ возможность создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) без полного прекращения иных видов природопользования и, таким образом, без изъятия земельных участков у собственников, владельцев или пользователей. Таким образом, подтверждается возможность формирования гибкой системы ООПТ с необходимым, но не избыточным ограничением природопользования. Градостроительный регламент должен учитывать установленные в соответствии с федеральными законами требования охраны объектов культурного наследия, ООПТ, иных природных объектов. Последнее особенно важно, так как позволяет включать в проекты территориального развития не только существующие, но и проектируемые ООПТ, что соответствует позициям ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в части, касающейся резервирования земель для создания ООПТ. С другой стороны, градостроительные регламенты могут устанавливаться для всех категорий земель, за исключением земель лесного фонда, земель водного фонда, земель ООПТ (кроме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), зон сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Это означает, что правовой режим земельных участков и иных объектов недвижимости на землях перечисленных категорий, например, на землях государственных природных заповедников и национальных парков, определяется другими законами. Наконец, земельные участки и иные объекты недвижимости, разрешенное использование или предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры или параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и иных объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья людей, а также для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом, в случае, если использование указанных земельных участков и иных объектов недвижимости продолжается и опасно для жизни или здоровья людей, окружающей среды, может быть наложен запрет на использование указанных объектов в соответствии с федеральными законами. Таким образом, предусмотрено наложение запрета, в том числе, на действия, угрожающие ценным природным территориям и объектам, если градостроительный регламент учитывает требования их охраны. Николай Соболев, Заключение Правового управления Госдумы
по проекту Градостроительного При рассмотрении проекта Градостроительного Кодекса РФ Правовое управление Государственной Думы РФ сделало, в частности, следующие замечания: "В ряде статей проекта (см., например, часть 3 статьи 20) рассматриваются взаимоотношения Правительства Российской Федерации по вопросам подготовки и согласования проектов тех или иных правовых актов территориального планирования, в том числе с органами местного самоуправления. В этой связи обращаем внимание, что в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" не содержатся положения, предусматривающие какие-либо взаимоотношения Правительства Российской Федерации с органами местного самоуправления, в отличие, например, от его взаимоотношений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 43 и 44)." Не оспаривая данного мнения Правового управления Государственной Думы РФ, остаётся сожалеть, что Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" не предусмотрел возможности каких-либо взаимоотношений Правительства Российской Федерации с органами местного самоуправления. На наш взгляд было бы совершенно логично, если бы именно органы местного самоуправления, представляющие население, проживающее в районе осуществления градостроительной деятельности, связанной с объектами федерального значения, имели возможность напрямую обсуждать свою позицию с представителями Правительства РФ. Николай Соболев Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |