Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

2000, №11


Законопроекты, разрешающие ввоз в Россию отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) других стран, принятые Государственной Думой РФ в первом чтении 21 декабря 2000 г.

Все три законопроекта вносят

депутаты Государственной Думы:

В.П. Войтенко, С.Н. Гвоздева, М.И. Гришанков, К.Б. Зайцев, В.Д. Кадочников, В.В. Каретников, Е.К. Лигачев, Г.К. Леонтьев, Р.И. Нигматулин, В.С. Опекунов, А.Г. Пузановский,

члены Совета Федерации:
Н.А. Ганза и С.Н. Рябухин

Проекты 2000 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении дополнения в статью 50 Закона РСФСР
“Об охране окружающей природной среды”

 

Статья 1. Статью 50 Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 10, ст. 457) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Ввоз из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов на временное хранение и (или) переработку разрешается, если по соответствующему проекту проведены государственные экспертизы условий обращения с ввозимыми материалами, обосновано общее снижение радиационного риска и повышение экологической безопасности в результате реализации проекта; существуют административные и технические возможности, а также нормативная правовая основа и регулирующие органы, необходимые для обращения с облученными тепловыделяющими сборками и радиоактивными отходами, образующимися при их переработке.

Порядок ввоза облученных тепловыделяющих сборок устанавливается Правительством Российской Федерации исходя из основных принципов охраны окружающей природной среды и экономических интересов общества, принимая во внимание приоритетность права возвратить или обеспечить возвращение образовавшихся после переработки радиоактивных отходов в государство происхождения радиоактивных материалов”.

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом свои нормативные правовые акты.

Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
“Об использовании атомной энергии”

Статья 1. Внести в Федеральный закон “Об использовании атомной энергии” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552, Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 7, ст. 808) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 64 после первого абзаца добавить абзацем следующего содержания:

“Вывоз и ввоз тепловыделяющих сборок ядерных реакторов может осуществляться на условиях лизинга. Порядок осуществления лизинга тепловыделяющих сборок ядерных реакторов определяется Правительством Российской Федерации”.

2. Последний абзац статьи 64 после слов “в целях его” дополнить словами “и (или) временного хранения”, далее по тексту.

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Президенту Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом

Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности государственного регулирования, разработки и реализации специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом.

Статья 1. Разработка специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом

1. Разработка специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, осуществляется в соответствии с законодательством в области использования атомной энергии, охраны окружающей природной среды и программами социально-экономического развития Российской Федерации с учетом:

  • необходимости реабилитации территорий и охраны окружающей среды в указанных регионах;
  • задач социально-экономического развития регионов, охватываемых в каждой конкретной программе;
  • уровней радиационного загрязнения регионов и объема задач по их реабилитации; необходимости демонтажа или утилизации выведенных из эксплуатации радиационно-опасных объектов;
  • обязательного включения в программы мер по социальной защите и охране здоровья населения регионов;
  • возможностей финансового обеспечения программ за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом.

2. Федеральные экологические программы реабилитации радиационно-загрязненных территорий разрабатываются в тех случаях, когда территории, подлежащие реабилитации или объекты, подлежащие демонтажу или утилизации, находятся в нескольких субъектах Российской Федерации.

3. Региональные экологические программы реабилитации радиационно-загрязненных территорий формируются в тех случаях, когда территории, подлежащие реабилитации или объекты, подлежащие демонтажу или утилизации, находятся в одном субъекте Российской Федерации.

Статья 2. Основные цели и содержание специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом

1. Специальные экологические программы реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемые за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, направлены на обеспечение радиационной безопасности населения Российской Федерации, общее снижение радиационного риска и улучшение экологической ситуации в радиационно-загрязненных регионах Российской Федерации путем проведения мероприятий по реабилитации радиационно-загрязненных территорий, демонтажу или утилизации выведенных из эксплуатации радиационно-опасных объектов.

2. Специальные экологические программы реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемые за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, должны содержать следующие основные положения:

  • цели, основные мероприятия программ, этапы и сроки их реализации;
  • критерии отнесения территорий к радиационно-загрязненным;
  • информацию о состоянии окружающей природной среды и здоровья населения;
  • оценку воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
  • требуемые мероприятия по реабилитации территорий;
  • наличие или необходимость создания систем экологического контроля и экологического мониторинга;
  • результаты выполнения отдельных этапов и программ в целом, в том числе прогноз изменения состояния окружающей природной среды и здоровья населения;
  • требуемые объемы финансирования по программам в целом и по отдельным годам.

3. Контроль за реализацией специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, осуществляют специально уполномоченный орган в области охраны окружающей природной среды и уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление использованием атомной энергии в Российской Федерации.

Статья 3. Финансирование специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации

Финансирование специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации производится за счет Федерального фонда финансирования специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов, создаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации при уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии в Российской Федерации.

Статья 4. Порядок образования и использования Федерального фонда финансирования специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации

1. Федеральный фонд финансирования специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации образуется за счет части валютных поступлений от отдельных внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, в том числе операций, связанных со сдачей в аренду (лизинг) тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, а также ввозом на территорию Российской Федерации облученного ядерного топлива для его временного хранения и (или) переработки.

Перечень внешнеторговых операции с облученным ядерным топливом, отчисления от которых образуют Федеральный фонд финансирования специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, и объем этих поступлений утверждаются Правительством Российской Федерации.

2. Основным направлением расходования средств Федерального фонда финансирования специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации является финансирование специальных программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации (до 35% от общего объема валютных поступлений от внешнеторговых операций, указанных в пункте 1 настоящей статьи).

3. Средства Федерального фонда финансирования специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации не могут быть использованы на цели несоответствующие его назначению установленному настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Финансирование затрат по обращению с облученным ядерным топливом

Оставшаяся после отчислений в Федеральный фонд финансирования специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации часть валютных поступлений от отдельных внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом расходуется на финансирование затрат по обращению с облученным ядерным топливом, а также на финансирование работ по повышению безопасности и модернизации существующих мощностей ядерно-топливного цикла.

Статья 6. Государственное регулирование внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом часть валютных поступлений от которых идет на финансирование специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных территорий Российской Федерации

1. Финансирование специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом осуществляется в соответствии с единым проектом, разрабатываемым по каждой конкретной программе и объединяющим программу с планом ее финансирования на основе предполагаемой внешнеторговой операции с ядерным топливом (далее — “проект”).

Ввоз на территорию Российской Федерации облученного ядерного топлива с целью временного хранения и (или) переработки осуществляется по лицензиям, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, на который возложено регулирование внешнеторговой деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии.

2. Порядок и условия осуществления, внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

3. Внешнеторговые сделки, относящиеся к операциям с облученным ядерным топливом, в том числе сделки, связанные с ввозом облученного ядерного топлива на временное хранение и (или) переработку и осуществлением лизинговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов, заключаются между иностранными контрагентами и российскими контрагентами, специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии.

Статья 7. Обеспечение экологической безопасности

1. Предусмотренные ст. 6 настоящего Федерального закона проекты подлежат государственной экологической экспертизе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

2. Порядок реализации проекта устанавливается Правительством Российской Федерации. Лимит ежегодно ввозимого топлива определяется Правительством Российской Федерации исходя из административных и технических возможностей, в том числе возможностей предприятий, осуществляющих хранение и переработку ядерного топлива, а также состояния окружающей природной среды в районе размещения предприятий.

Статья 8. Контроль за выполнением требований настоящего Федерального закона

Контроль за выполнением требований настоящего Федерального закона, в том числе за поступлением и целевым использованием средств Федерального фонда финансирования специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, осуществляется межведомственной комиссией, назначаемой Правительством Российской Федерации по согласованию с Федеральным Собранием Российской Федерации.

Статья 9. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации

Из истории законопроектов

Выписки из протокола № 38 заседания Совета Государственной Думы от 18 июля 2000 г.:

1. Направить указанные проекты федеральных законов Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки замечаний и предложений, а также на заключение в Правительство Российской Федерации и Правовое управление Аппарата Государственной Думы.

Назначить ответственным в работе над проектами федеральных законов Комитет Государственной Думы по экологии, в который направить до 18 августа 2000 года замечания и предложения.

2. Комитету Государственной Думы по экологии совместно с Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям и Комитетом* Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи (соисполнители) с учетом поступивших замечаний и предложений подготовить указанные проекты федеральных законов к рассмотрению Государственной Думой.

Первый заместитель Председателя Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Л. К. Слиска

* Прим. ред. Комитет по энергетике, транспорту и связи назначен соисполнителем только по законопроекту “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями разрешается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


21.03.2025
Приглашаем познакомиться с необыкновенной книгой «Встреча с каждым животным… — это всегда чудо»



14.03.2025
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2025"



22.02.2025
Дипломы и призы победителям и призерам конкурса «Мир заповедной природы»



10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2025

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены

О ЦОДП
Программы
Кампании
Публикации
Новости
Сотрудничество
Ссылки
Поиск
Подпишись!
История
Структура
Результаты
Партнеры
Контакты
Как нам помочь
Природные зоны
ООПТ
Модельные территории
Выживание видов
Климат и биоразнообразие
Природа в городе
Социальное и правовое развитие
Экологическое образование
Информационное обеспечение
Экосистемные услуги
Международное сотрудничество
Завершенные проекты
Чужеродные виды
Лесная программа
Степная программа
Морские побережья
Морские проекты
Web-Проект ООПТ России
Фонд Штильмарка
Сеть дикой природы
Марш парков
Управление ООПТ
Журавлиная родина
Командоры
Окский каньон
Выхухоль
Сайгак
Каспийский тюлень
Кабарга
Грызуны бывшего СССР
Черепаха Никольского
Москва
Экспертизы, обследования
Позитивный опыт природоохранной работы
Юридическая консультация
Добровольцы в охране природы
Конкурс имени В.М.Смирина
Усынови заказник
Фотовыставка
Экологическое образование – в школы и детсады
Издательство ЦОДП
СМИ, социальная реклама
Год биоразнообразия
Международная программа
Конвенция о биоразнообразии - механизм посредничества
Кавказский экорегион
Законодательные интересы природы
Юридическая консультация
Радио Говорит Москва
Борщевик Сосновского
За Байкал!
Нет сетям и электроудочкам
Эвенкийская ГЭС
Архив кампаний
Агентство по ООПТ
Вертолётная охота
Градостроительный кодекс
Дунайский заповедник
Лесной кодекс
ООПТ России под угрозой
Свободу Андрею Затоке!
Периодические издания
Непериодические издания
Электронные публикации
Публикации в СМИ
Видеоматериалы
Журнал Охрана дикой природы
Бюллетень Заповедники и национальные парки
Тематический сборник Живая Арктика
Лесной бюллетень
Степной бюллетень
Издания доступные в электронной форме
Все публикации ЦОДП за 1993-2002 гг.
Совместные с КЭКЦ
Бюллетень Право – Природе
Бюллетень Конференции... Семинары... Дискуссии...
Бюллетень Новости кольской природы
Новости ЦОДП
Новости сайта
Итоги конференций
Приметы кризиса
Организации
ООПТ
Законы