Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №112, январь 2005 КОММЕНТАРИЙ К НОВОЙ РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА С 1 января 2005 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". Изменения в этот закон были внесены Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ, который отменил ст. 47 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, также вносившего изменения в закон об ООПТ. Таким образом, эта статья так и не начала действовать. Следует отметить, что в нынешней редакции закон очень мало отличается от старой редакции закона 1995 г. с изменениями 2001 г. Основная масса поправок представляет из себя изменение названия государственных органов, осуществляющих управление теми или иными ООПТ. Однако есть и принципиальные отличия в основных сферах управления системой ООПТ. 1. Организация ООПТ Первое, о чем следует упомянуть, это ослабление роли органов государственной власти субъектов федерации при решении вопроса о создании ООПТ федерального значения. Так, согласование с ними теперь не требуется при создании государственных природных заповедников (ст. 8) государственных природных заказников федерального значения (ст. 23) и памятников природы федерального значения (ст. 26). Согласование с региональными властями теперь необходимо только при создании национальных парков, при чем если ранее было необходимо согласие органов власти субъектов федерации на отнесение земель к федеральной собственности, то теперь необходимо только представление. По сути, разница в данных формулировках очень небольшая (особенно с учетом того, что большинство национальных парков создавались на землях лесного фонда, которые и так в большинстве своем находятся в федеральной собственности), но, тем не менее, в некоторых ситуациях это может упростить процедуру создания национальных парков. Следует, однако, отметить, что в отличие от заповедников или федеральных заказников, в случаях с национальными парками законодатель не пошел на полное лишение всех прав региональных органов власти (это касается не только их создания, но и ряда других вопросов, в частности, согласования режима земель, включенных в границы национального парка без изъятия их у землепользователей). Принципиально новым положением данного закона является норма о том, что охранные зоны заповедников создаются решением Правительства РФ (эта норма осталась от закона 122-ФЗ). При этом не указано, каким документом должны определяться границы и режим этой зоны (в старом законе было прямо указано, что таким документом является положение), и в каком порядке они должны выделяться. К сожалению, фактически это означает, что в ближайшее время создать охранные зоны как вокруг уже существующих заповедников, так и вновь организуемых, скорее всего не удастся. Несколько изменился порядок согласования вопросов социально - экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон (п. 4 ст. 15). В старой редакции закона эти вопросы должны были согласовываться с самим национальным парком, а в новой редакции - с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, то есть фактически с их вышестоящей организацией. Это, безусловно, усложнит процедуру и, соответственно, может уменьшить воздействие указанной деятельности на природные комплексы парков. Кроме того, это делает парки менее зависимыми от местных и региональных властей (поскольку давить на сам парк обычно проще, чем на его руководящий орган в Москве). С другой стороны, это может привести к тому, что данные вопросы будут решаться без участия самого парка, а с учетом нынешней ситуации с управлением федеральными ООПТ, ничего хорошего для парков ждать от подобной ситуации не приходится. 2. Контроль в области организации и функционирования ООПТ Необходимо остановиться на вопросах контроля в области организации и функционирования ООПТ. Несмотря на то, что в новой редакции закона положения об этом (ст. 3) практически не изменились (в отличие от редакции закона 122-ФЗ), существенно изменились нормы других законов в этой области. И если федеральных ООПТ это практически не касается, то с региональными дело обстоит сложнее. В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", принятым 10 января 2002 г. ООПТ регионального значения были отнесены к объектам регионального экологического контроля, который должен осуществляться органами государственной власти субъектов РФ. Это соответствовало и ст. 3 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в соответствии с которой управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ регионального значения осуществлялись органами исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченным государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды. Помимо этого, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, осуществление производства по нарушениям режима ООПТ возлагалось на органы государственного экологического контроля. Изменения в ФЗ "Об охране окружающей среды" и "Об особо охраняемых
природных территориях", внесенные законом 122-ФЗ, должны были полностью
разрушить эту систему. В соответствии с этими поправками функции по контролю
за региональными ООПТ полностью слагались с федеральных органов, но при этом
органы власти субъектов РФ лишались права осуществления экологического контроля
- эти функции должны были перейти к органам местного самоуправления. Однако
никаких прав этих органов в области экологического контроля прописано не было.
Естественно, на практике это означало бы полное прекращение какого-либо контроля
за соблюдением режима региональных ООПТ, что во многих случаях привело бы к
их фактическому уничтожению. Так, статьей 3 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" функции
осуществления контроля в области организации и функционирования ООПТ возложены
как на региональные, так и на федеральные органы власти. В закон "Об охране
окружающей среды" внесли права муниципальных инспекторов, а статью, отменяющую
региональный экологический контроль, оставили, но ее вступление в силу перенесено
на 1 января 2006 г. 3. Другие положения нового закона Из новой редакции закона исключены все положения о предоставлении налоговых
льгот как самим ООПТ, так и собственникам и пользователям земельных участков,
расположенных в их границах. Это безусловно шаг назад, однако, поскольку реально
эта норма практически не работала, исключение ее из текста закона скорее является
приведением закона в соответствие с существующей практикой и действующим налоговым
законодательством. Наверное, большое достижение, что он не стал принципиально хуже старой редакции. К сожалению, новая редакция сохранила почти все недостатки старой, поэтому многие актуальные проблемы государственного управления в сфере ООПТ остались нерешенными. Михаил Крейндлин, Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |