Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №117, апрель 2005 ПРОЕКТ ЛЕСНОГО КОДЕКСА НАКАНУНЕ ОБСУЖДЕНИЯ В ПАРЛАМЕНТЕ СОДЕРЖАНИЕ
Проект Лесного кодекса отменяет положительные
изменения, внесённые Как известно, последние изменения в Лесной Кодекс РФ внесены Федеральным законом N 199 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" (ФЗ 199), вступившим в силу 1 января 2005 г. Какова судьба этих изменений в проекте нового Лесного Кодекса РФ, находящегося в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе? В проекте ЛК мы отметили полную преемственность в отношении следующих изменений, внесённых ФЗ 199 в действующих Кодекс:
Согласно ФЗ 199, из действующего ЛК исключена возможность передачи части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации. Согласно проекту ЛК, такая возможность вновь предусмотрена в порядке, установленном федеральными законами. Кроме этого, такой же порядок предусмотрен для передачи лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность муниципальных образований, граждан и юридических лиц. Согласно ФЗ 199, максимальные сроки аренды, концессии участков лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда увеличены с 49 до 99 лет, исключены или изменены многие положения о порядке предоставления участков лесного фонда в аренду, концессию или безвозмездное пользование, проведения лесных конкурсов и аукционов. Проектом ЛК концессия участков лесного фонда и безвозмездное пользованием участком лесного фонда не предусмотрены, а в отношении аренды участков лесного фонда и проведения лесных аукционов, предложены более детально проработанные нормы, соответствующие декларируемой концепции лесного законодательства. Для возможных сроков аренды установлено два интервала: до одного года либо от десяти до девяноста девяти лет. Согласно ФЗ 199, в число оснований выдачи лесорубочного и (или) лесного билета, включено решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Проект ЛК не предусматривает таких документов как лесорубочный и (или) лесной билета, рассматривая в качестве вводимой альтернативы лесную декларацию (заявление лесопользователя о соответствии осуществляемой им деятельности, связанной с использованием, охраной и воспроизводством лесов, требованиям лесного законодательства), то есть документ с принципиально иным статусом. Согласно ФЗ 199, субъекты РФ наделены значительными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, осуществляемыми за счёт субвенций из федерального бюджета. К этим полномочиям (статья 47 действующего ЛК) отнесены тушение лесных пожаров в лесах лесного фонда и осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. Таким образом, статья 47, которую предполагалось отменить печально известным "законом о монетизации льгот" (ФЗ 122), в несколько изменённом виде сохранена в действующем ЛК. В соответствии с этим, ФЗ 199 внёс изменения, предусматривающие ряд частных полномочий субъектов РФ, следующих из изменённой статьи 47 ЛК. Одновременно ФЗ существенно изменил главу 8 ЛК, в которой в настоящее время определены принципы финансового обеспечения исполнения полномочий субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета (статья 51 ЛК), контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (статья 52), условия и порядок временного изъятия у органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов за счет предоставления субвенций из федерального бюджета (статья 53). Согласно ФЗ 199, из ЛК исключена статья 48 о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. По-видимому, авторы ФЗ 199 сочли, что изменённая статья 47 ЛК уже решает эти вопросы. Однако проект ЛК аналогичной статьи не предусматривает, а в статье 4 проекта ЛК, примерно соответствующей статьям 14 и 15 действующего ЛК, содержится лишь общее положение о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Возможность дополнительного разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, проектом ЛК также не предусмотрена. Таким образом, субъекты РФ фактически лишаются не только полномочий в данной области, но и самой возможности быть наделёнными такими полномочиями в соответствии с лесным законодательством. Согласно ФЗ 199, статья 49 ЛК дополнена положением о том, что органы местного самоуправления осуществляют использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Проект ЛК аналогичной статьи вообще не предусматривает, ограничиваясь упоминанием различных частных полномочий органов местного самоуправления в данной области. Согласно ФЗ 199, в ЛК впервые предусмотрена возможность добровольной лесной сертификации. В проекте ЛК РФ указывается, что целью добровольной лесной сертификации является подтверждение соответствия системы ведения лесного хозяйства и лесопользования установленным принципам неистощительного и устойчивого управления лесами. Согласно ФЗ 199, в статье 130 ЛК сделано уточнение, что участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться им в безвозмездное пользование для удовлетворения только собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах, причём предусмотрено определение нормативов объёмов лесопользования в целях обеспечения упомянутых потребностей сельскохозяйственных организаций. Проект ЛК не предусматривает каких-либо особенностей использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. В соответствии с ФЗ 199, из ЛК исключена статья 122, определявшая порядок пользования участками лесного фонда для научно-исследовательских целей. Согласно проекту ЛК, порядок пользования лесом для научно-исследовательских и образовательных целей, а также для ведения охотничьего хозяйства, для рекреационных целей, порядок побочного лесопользования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правовое регулирование в области использования, охраны и воспроизводства лесов. Таким образом, между изменениями, только в этом году внесёнными в ЛК, и проектом нового ЛК имеются существенные, в том числе концептуальные различия. На наш взгляд, если оценивать эти различия, исходя из задачи обеспечения устойчивого лесопользования, то в большинстве случаев сравнение будет не в пользу проекта ЛК. Кроме того, в проекте ЛК практически не учтены предложения неправительственных организаций по его доработке (см. Право - Природе, N114). Николай Соболев, Комментарии российских НПО к проекту Лесного кодекса, внесённому в Государственную Думу Группа российских неправительственных организаций (WWF России, Международный социально-экологический союз, Гринпис России, Представительство IUCN для стран СНГ, Центр охраны дикой природы) подготовила комментарии к версии проекта ЛК, внесённой в Госдуму. В качестве важных положительных изменений данной версии по сравнению с предыдущей
отмечены: Вместе с тем, принципиально обновленный ЛК в редакции ФЗ-199, вступивший в силу 1 января 2005 г., создал основу построения новой системы управления лесами в соответствии с проводимой административной реформой. Принятие сейчас нового Лесного кодекса приведёт к нестабильности управления лесами. Поэтому в течение, по крайней мере, ближайших нескольких лет замена ЛК нецелесообразна. В проекте ЛК по-прежнему имеются принципиальные недостатки, в том числе:
Наряду с конкретными предложениями по устранению перечисленных недостатков, российские НПО указывают на необходимость, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом "Об экологической экспертизе", направить проект ЛК на Государственную экологическую экспертизу. Обсуждение проекта Лесного кодекса в регионах В начале февраля проект ЛК был направлен субъектам Российской Федерации для подготовки замечаний и предложений в срок до 10 апреля. Как сообщил координатор лесной компании Международного Социально-экологического союза (МСоЭС) Владимир Захаров, отрицательные отзывы на проект направили органы представительной власти многих, в том числе основных лесных регионов страны - Архангельской, Вологодской, Костромской, Иркутской областей, Красноярского края и т.д. Отрицательные отзывы большинства субъектов РФ могут стать основанием для снятия проекта ЛК с рассмотрения в Госдуме. Открытое письмо председателю Правительства России Рассмотрение проекта ЛК в первом чтении намечено в Государственной Думе на 22 апреля. Учитывая наличие у Правительства РФ права отозвать внесённый им проект ЛК, общественные организации подготовили нижеследующее обращение: Председателю Правительства Российской Федерации Уважаемый Михаил Ефимович! Мы, представители Российской общественности, вновь вынуждены обратиться к Вам по проблемам Лесного кодекса. Несмотря на слова Президента В.В. Путина о том, что "Решение вопроса о Лесном кодексе должно быть - принято в результате широкой дискуссии с - экологическими движениями", такой дискуссии Правительством не было организовано, и большинство наших предложений остались без внимания разработчиков. В ходе многочисленных общественных слушаний, семинаров и совещаний, организованных нами во многих городах России, были получены только отрицательные заключения как на проект в целом, так и на многие его положения. В последние недели законодатели целого ряда субъектов Российской Федерации присоединились к этой отрицательной оценке законопроекта. Напомним, что переданным Правительством в Государственную Думу проектом Лесного кодекса РФ, в нарушение Конституции РФ: органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного
самоуправления отстраняются от организации природоохранных мероприятий, ущемляются
их права владения, пользования и распоряжения природными ресурсами; Принятие нового Лесного кодекса через несколько месяцев после введения в действие предыдущего неизбежно ведёт к хаосу в отрасли и, как следствиям, увеличению нарушений законодательства, разрушению природных комплексов, росту коррупции и социальной напряжённости в различных регионах страны. Учитывая сказанное, и в соответствии со ст. 43 ФЗ "О Правительстве Российской Федерации", гл.1 Регламента Правительства РФ, просим Вас дать распоряжение отозвать представленный в Федеральное Собрание РФ проект Лесного кодекса РФ, как ущемляющий конституционные права и законные интересы граждан Российской Федерации, для дальнейшего обсуждения, доработки и проведения экологической экспертизы проекта. Вы можете присоединиться к данному обращению, СРОЧНО направив свои подписи в Лесную кампанию Международного социально-экологического союза (zakharov@forest.ru) и в Центр экологической политики России (yablokov@ecopolicy.ru). Пожалуйста, укажите при этом Вашу фамилию, инициалы, название организации и населённый пункт, где Вы проживаете.
Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |