Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №119, апрель 2005 ПРОЕКТЫ ЛЕСНОГО И ВОДНОГО КОДЕКСОВ НАКАНУНЕ ОБСУЖДЕНИЯ В ПАРЛАМЕНТЕ СОДЕРЖАНИЕ
Лесной кодекс: граждане подают на Правительство в суд 14 апреля в Пресненский районный суд г. Москвы, будет подана жалоба на Правительство РФ, представившее в Государственную Думу ФС РФ разработанный подчиненным ему ведомством, Министерством экономического развития и торговли РФ проект нового Лесного кодекса РФ, положения которого нарушают основополагающие права нынешних и будущих поколений граждан России. Об этом представителям средств массовой информации было заявлено на прошедшей сегодня в Москве пресс-конференции. Принятие нового Лесного кодекса РФ затрагивает права народа России, его нынешних и будущих поколений. Главный интерес граждан быть здоровыми и жить в здоровой и безопасной окружающей среде, а не соблюдение узковедмоственных и бизнес-интересов. Целью проекта является принципиальное изменение правового статуса лесного фонда России путем превращения его в товар, ликвидации государственного и общественного контроля за использованием природных ресурсов страны. В соответствии со ст. 46, 47 Конституции РФ, Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, ст. 24 Федерального закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации заявители - граждане и общественные организации просят обязать Правительство РФ:
От представителей власти граждане постоянно слышат об изменениях к лучшему в результате реформ. Тем не менее, не произошло главного власти и ведомства так и не повернулись лицом к гражданам собственной страны, не научились их слушать и вести с ними нормальный диалог. Общественность вынуждена искать защиты своих прав в суде, поскольку до сих пор и Правительство, и Минэкономразвития игнорировали требования о широком обсуждении такого важного для всей страны законопроекта. Такое ощущение, что разработчики кодекса то ли оглохли и ослепли сразу, то ли являются жертвой совместной галлюцинации, отчитываясь о широком процессе обсуждения кодекса. В ходе многочисленных общественных слушаний, семинаров и совещаний, организованных во многих городах России, были получены только отрицательные заключения как на проект в целом, так и на многие его положения. Как отметил координатор Лесной кампании Международного социально-экологического союза Владимир Захаров, в последние недели законодатели целого ряда субъектов Российской Федерации (Архангельской, Костромской, Иркутской, Нижегородской областей, Красноярского края, Санкт-Петербурга, Республики Чувашии и многих других) присоединились к этой отрицательной оценке законопроекта. Среди основных недостатков проекта Лесного кодекса называются следующие:
Тем не менее, основу таблицы поправок, которая доступна на интернет-страницах рабочей группы по кодексу Комитета по природным ресурсам Государственной Думы, на сегодняшний день составляют косметические замечания, не затрагивающие сути проекта. Даже если абсолютно все они будут действительно приняты, проект кодекса принципиально не изменится, и в нем сохранятся все те принципиальные недостатки, которые вызвали жесткую критику со стороны общественности и работников леса. В таблице отсутствуют (а значит и не рассматриваются рабочей группой по Лесному кодексу) предложения от российских неправительственных природоохранных организаций, которые направлялись в Государственную Думу и непосредственно в рабочую группу, и предложения от работников Федерального агентства по лесному хозяйству в том числе от работников лесхозов и лесничеств, знающих лесные проблемы непосредственно на основании собственного опыта. В таблице также нет ни одного предложения от представителей малого и среднего лесного бизнеса. Фактически рабочая группа учитывает и рассматривает предложения от самой Государственной Думы, крупного (точнее крупнейшего) лесного бизнеса и крупной же лесной бюрократии. При этом состав авторов предложений является очевидно случайным (иначе чем можно объяснить, например, что на долю Правительства Пензенской области далеко не самого лесного региона приходится 11 замечаний, а предложения остальных регионов не учтены вовсе?) Предложения от общественности и лесоводов-практиков данной группой не то что не рассматриваются, но даже и не учитываются как будто их просто не существует. Сложилась парадоксальная ситуация, когда большинство людей, имеющих хоть какое-то отношение к лесу, считает проект кодекса убогим и опасным, количество замечаний и предложений даже тех, которые публиковались в средствах массовой информации исчисляется сотнями, а Государственная Дума остается как бы не в курсе и намерена ударными темпами окончательно принять этот законопроект уже к середине лета. Именно нежелание власти общаться со своим народом заставляет граждан искать защиту в суде. Накануне рассмотрения проекта Лесного кодекса в Государственной Думе, запланированного на 22 апреля, в различных регионах уже прошли или планируются выступления граждан, общественных организаций с призывами не допустить поспешного принятия нового Лесного кодекса без широкого обсуждения с вовлечением в процесс всех заинтересованных сторон. "Ни один другой закон (за исключением, наверное, закона о льготных выплатах) не вызвал такого серьёзного общественного резонанса, как Лесной кодекс. Лес это последний ресурс, который ещё не приватизирован, а лесная охрана одна из немногих государственных структур, которая пока продолжает исполнять свои обязанности. Нельзя непродуманными действиями разрушать работающие механизмы, лишать граждан привычной среды обитания всё это может привести к серьёзным экономическим, экологическим и социальным последствиям", заявил президент Центра экологической политики России А.В.Яблоков. По инициативе общественных организаций в адрес Председателя Правительства М.Е.Фрадкова будет направлено обращение с требованием отозвать проект Лесного кодекса из Думы для дальнейшего обсуждения, доработки и проведения экологической экспертизы проекта. Под обращением свои подписи поставили около 200 представителей общественных, научных организаций, государственных учреждений и коммерческих структур. Информационная служба Международного Социально-экологического союза Лесной кодекс: что скажет суд? 14 апреля 2005 года общественные организации и граждане РФ подали заявление в суд на Правительство РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ. Правительство РФ представило в Государственную Думу проект Лесного кодекса РФ, нарушающий права нынешних и будущих поколений российских граждан. Граждане будут требовать в судебном порядке отзыва проекта Лесного кодекса из Государственной Думы, опубликования и его всенародного обсуждения. Граждане и общественные организации могут присоединиться к делу. Для этого необходимо:
За формами документов, перечисленных в данном письме, обращайтесь по адресам oyakovleva@jurix.ru, voda8@yandex.ru. Просим откликнуться общественные организации, которые готовы принять участие в судебном деле и оказывать информационную и организационную поддержку. Просьба ко всем гражданам и общественным организациям, которые направляли письма и документы по электронной почте, но не получили ответа, продублировать сообщения на адрес voda8@yandex.ru , т.к. по техническим причинам они не были получены. Все документы просим направлять по адресу: Источник: http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode Обращение депутата по Лесному кодексу Первому заместителю руководителя фракции "Единая Россия" Уважаемый Вячеслав Викторович! Ко мне обратилась одна из самых влиятельных общественных природоохранных организаций в нашей стране Международный социально-экологический союз (далее МСоЭС) за содействием в решении вопроса об отклонении представленного Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думой в первом чтении (планируется на 22 апреля 2005 г.) проекта федерального закона N 136515-4 "Лесной кодекс Российской Федерации" (новая редакция) и отправке его на доработку. Свою позицию МСоЭС аргументирует следующим. В нарушение Конституции Российской Федерации в указанном правительственном законопроекте органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления отстраняются от организации природоохранных мероприятий, ущемляются их права владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, ограничиваются права граждан на общедоступное пользование лесами, умаляются права общественности в области управления лесами. Как сообщает МСоЭС, в ходе многочисленных общественных слушаний, семинаров и совещаний, состоявшихся во многих городах России, были получены только отрицательные заключения как на проект в целом, так и на многие его положения. В последние недели законодатели целого ряда субъектов Российской Федерации, специалисты лесной науки, лесного хозяйства и лесной промышленности присоединились к этой отрицательной оценке законопроекта. Разрушительное реформирование в течение уже более 15 лет системы управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации, противоречащий концепции устойчивого развития России курс на научно несостоятельное овеществление природных ресурсов нашего национального достояния и ряд других негативных факторов играют существенную политическую роль в процессе ослабления государственности Российской Федерации. На состоявшемся 12 апреля 2005 года заседании возглавляемой Вами внутрифракционной
группы фракции "Единая Россия" в Государственной Думе прозвучала критика
в отношении представленных Правительством Российской Федерации природоресурсных
законов, и в частности, новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации.
Поступили предложения продолжить работу по подготовке этих законопроектов к
первому чтению. Прошу окончательное решение о поддержке новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации или его отправке на доработку принимать с учетом изложенной информации МСоЭС. Приложение: Обращение МСоЭС на 1 л. С уважением, 15 апреля 2005 г. На 22 апреля назначено слушание по Водному кодексу. Экоцентр "Дронт" подготовил заключение общественной экологической экспертизы по проекту ВК. Заключение отрицательное. В понедельник оно будет направлено в Госдуму экспресс-почтой на имя Председателя Госдумы. Также оно будет направлено в Комитет по природным ресурсам и природопользованию, Минэкономразвития. Просьба срочно направить факсы, а следом письма, в первую очередь, в Госдуму. Ниже предлагается письмо (составлено на основе заключения общественной экспертизы), которое можно переработать и выслать факсом, а потом почтой в следующие адреса: 1. Председателю Госдумы Грызлову Б.В. Пожалуйста, сразу же сообщайте о факте отправки писем и присылайте их тексты. КЦ Российской сети рек и движения "Поможем реке", ****** Председателю Государственной Думы РФ О необходимости внесения изменений в проект ВК и необходимости проведения государственной экологической экспертизы проекта ВК Уважаемый Борис Вячеславович! Организация ___________ из ___________ считает, что проект Водного кодекса РФ не соответствует действующим природоохранным требованиям, и его принятие в таком виде может оказать недопустимое воздействие на окружающую среду. Данный проект Водного Кодекса РФ требует доработки и не может утверждаться в его существующем виде. Мы также отмечаем необходимость прохождения государственной экологической экспертизы внесенного в Государственную думу проекта Водного кодекса. Такая экспертиза в соответствии с ФЗ "Об экологической экспертизе" является обязательной. Настоятельно рекомендуем учесть следующее:
Предлагаем включить в рабочую группу по доработке и изменению проекта ВК представителей общественной экологической экспертизы. При рассмотрении проекта ВК просим учитывать исключительную важность водных ресурсов в жизнедеятельности нынешнего и будущего поколений. При рассмотрении проекта ВК просим учитывать: вода природное богатство страны, ее потенциал, Основной закон страны о воде требует крайне внимательного и осторожного отношения: мы в ответе за состояние природных ресурсов перед будущими поколениями, а вода такой природный ресурс, без которого невозможно существование человека на нашей земле. Просим дать ответ по адресу: _________ Два важнейших документа, которые кардинально изменят экологическую ситуацию в России, депутаты Государственной думы, похоже, примут, почти не обсуждая Проект Водного кодекса необходимо отправить на серьезную доработку, поскольку нынешняя его редакция законодательно не решит накопленных проблем водопользования в России. Об этом в среду сообщил председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников. Мнение члена СФ поддерживает большинство региональных властей, ведь новый Водный кодекс отнимает у них возможность управлять водными объектами, находящимися на их территории. В наиболее проигрышном положении окажутся крупные города, имеющие сложную систему водоснабжения, особенности которой не учел новый кодекс. По мнению депутатов Мосгордумы, принятие Водного кодекса в существующей редакции приведет к развалу водного хозяйства столицы. Однако волнует эта ситуация далеко не всех законодателей. Депутаты Госдумы планируют принять 22 апреля вкупе с десятком серьезных законов еще два важнейших документа Лесной и Водный кодексы, фактически не оставив времени на их обсуждение. По сообщениям пресс-службы Минэкономразвития, законодательство, регулирующее водные отношения в настоящее время, несовершенно и порождает ряд проблем. "В новой редакции кодекса четко сформулирован предмет правового регулирования кодекса, установлены отношения, регулируемые водным законодательством, установлена компетенция водного законодательства по отношению к законодательству о земле, природным ресурсам, охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также определены виды прав пользования водными объектами. Новый Водный кодекс предлагает реформировать систему госуправления водными объектами на федеральном уровне. "Функции распоряжения водными объектами сосредоточиваются в специализированном государственном учреждении, которое является единым балансодержателем инфраструктуры водного фонда". Другими словами, все полномочия по финансированию, управлению водными объектами страны должны оказаться в исключительном ведении федеральных властей. Хотя, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также особо охраняемые природные территории отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Специалисты считают, что это нарушение основного закона страны ключевой проблемный момент Водного кодекса. "Грозит повториться ситуация, возникшая после принятия Лесного кодекса (действует с 1 января 2005 г.), когда регионы потеряли право финансировать лесное хозяйство и управлять лесами, находящимися на их территории, сказал RBC daily член-корреспондент РАН, президент Центра экологической политики, профессор Алексей Яблоков. Согласно новой редакции Водного кодекса, право управлять и ухаживать за водными объектами также отберут у местных властей". Специалисты подчеркивают: на примере действия Лесного кодекса видно, что, отобрав у региона возможность выделять деньги на содержание лесных массивов, федеральные органы финансирование до сих пор не начали. А по словам депутата Мосгогрдумы, председателя Комиссии по экологии Москвы Веры Степаненко, они и не собираются делать это в ближайшее время. "Отсутствие финансирования лесопаркового пояса Москвы достаточно скоро приведет к ухудшению его экологического состояния, говорит Вера Степаненко. Та же перспектива ожидает и водный бассейн Москвы. До настоящего времени город реализовывал несколько серьезных программ, направленных на восстановление и поддержание качества 400 столичных водоемов. В Москве есть закон об управлении водными объектами, действует программа "О реабилитации малых рек", на которую выделено 300 млн руб. Все водоемы описаны, поставлены в очередь на приведение в порядок. Однако с вступлением в силу нового Водного кодекса Москва, имеющая средства, специалистов и желание, будет не вправе реализовать эти программы". И хотя Центр забрал себе и все поступления от платежей водопользователей, рассчитывать на сопоставимое с существующим сегодня в столице финансирование не приходится. "Во-первых, плата для водопользователей в Москве, установлена такая же, как и для всех остальных субъектов Центрального региона, то есть 1,98 коп. за кубический метр в год, замечает депутат Мосгордумы. А ведь эта плата рассчитывалась для предприятий, сплавляющих по рекам лес, никакого учета городской специфики не было. Но те же рестораны, стоящие на реке, значительно загрязняют московскую воду. А плата для них устанавливается та же. Во-вторых, трудно ожидать достаточного финансирования обслуживания водного бассейна столицы, поскольку сегодня на самую крупную программу России по уходу за реками выделяется в десять раз меньше средств, чем Москва тратила ежегодно на свои водные объекты". Также большие сомнения вызывает у экологов эффективность контроля за состоянием столичных водоемов, которым теперь займется не Москва, а федеральная власть. "В Москве есть ряд структур, которые непосредственно следят за экологическим состоянием рек (большая часть из них находится в коллекторах), прудов, родников столицы, говорит Вера Степаненко. Работа Департамента природопользования, экологической милиции, Мосэкомониторинга (круглосуточно контролирует состояние воды в Москве-реке) налаживалась годами. Если происходит сброс, реагировать на это нужно немедленно, но у Москвы теперь таких прав не будет. Контролировать и штрафовать нарушителей будут федеральные структуры, правда, пока их еще даже не создали". Говорить о том, когда качество их работы может достичь сегодняшнего московского уровня, крайне сложно. Специалисты считают, что на это может уйти не менее 5-7 лет (при условии сопоставимого финансирования). Как и в случае с Лесным кодексом, подавляющее число региональных законодателей дали хоть и не такой резкий, но все-таки отрицательный отзыв на этот документ. "Вызывает удивление, что проекты кодифицированных актов природоохранного, экологического содержания были подготовлены в Министерстве экономического развития и торговли, а не Министерством природных ресурсов, пишут в своем отзыве на законопроект костромские депутаты. Это привело к извращению концепций основ природопользования, заложенных в действующих Лесном и Водном кодексах, что породит проблемы экологической безопасности". Однако депутаты Государственной Думы, похоже, не разделяют опасений своих региональных коллег. "Государственная Дума планирует принять Лесной и Водный кодексы в первом чтении практически без обсуждения, сказал RBC daily представитель Международного социально-экологического союза Владимир Захаров. Мало того, что эти два важнейших закона планируется рассмотреть за одно заседание, вместе с ними предполагается рассмотреть еще одиннадцать различных законопроектов, не считая возможных внеплановых вопросов и законопроектов, рассматривающихся в третьем чтении". Лада Федорова, Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |