Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№120, апрель 2005


ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЕКТАХ НОВЫХ КОДЕКСОВ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Права коренных малочисленных народов в проекте Лесного кодекса
  2. Проект Водного кодекса не учитывает права коренных малочисленных народов

Особый подход к традиционному природопользованию обоснован с точки зрения защиты права людей на благоприятную окружающую среду, поскольку зависимость от среды своего обитания особенно велика у коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни. При этом традиционное природопользование, осуществляемое в исторически сложившихся формах и объёмах, позволяет коренным малочисленным народам жить в относительном равновесии со средой своего обитания. С социальных и природоохранных позиций эти обстоятельства обосновывают целесообразность особого правового статуса территорий традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Специфика природоохранного управления на таких территориях должна состоять в поддержании существующего традиционного природопользования при ограничении техногенных способов освоения природных ресурсов, ведущих к увеличению их изъятия и коренному преобразованию ландшафта. Рассмотрим, насколько в проектах Лесного и Водного кодексов РФ защищены права этих народов на использование природных ресурсов в соответствии с традиционным укладом их жизни.

Права коренных малочисленных народов в проекте Лесного кодекса

Согласно статье 27 проекта Лесного кодекса, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общины вправе в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности осуществлять все виды лесопользования для нужд традиционного природопользования. Для осуществления лесопользования указанным лицам в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока не требуется ни план лесного участка, ни лесная декларация, если иное не предусмотрено законодательством.

В то же время, проект ЛК не предусматривает методики определения нормативов заготовки древесины для обеспечения нужд традиционного природопользования, что может стать причиной злоупотреблений, фактически подрывающих основы традиционного образа жизни.

Необоснованный перевод земель лесного фонда в иные категории земель, предоставление лесных участков в аренду, собственность или доверительное управление могут поставить под угрозу экономическую основу выживания коренных малочисленных народов в лесных регионах. Не меньшую опасность для традиционного природопользования, осуществляемого этими народами, может представлять развитие инфраструктуры, рассчитанной на внедрение тех или иных форм интенсивного освоения природных ресурсов.

В связи с этим, в статье 27 проекта ЛК следует отразить следующие позиции:

  • в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока упомянутый выше упрощённый порядок лесопользования применяется только в отношении лесопользования, направленного на удовлетворение собственных нужд этих народов, а в иных случаях лесопользование и изъятие лесных ресурсов производится на общих основаниях;
  • методика определения нормативов заготовки древесины для обеспечения поддержания традиционного образа жизни в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правовое регулирование в области использования, охраны и воспроизводства лесов;
  • в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока перевод земель лесного фонда в иные категории земель, передача лесного участка в аренду, собственность или доверительное управление, а также возведение на землях лесного фонда зданий, дорог и иных сооружений, рассчитанных на срок эксплуатации более одного года, возможны только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором приняло участие более половины членов общины.
Пункт 5 статьи 62 проекта ЛК, предусматривает увеличение арендной платы за декларируемый период лесопользования в полтора раза при изъятии арендатором менее тридцати процентов допустимого объёма изъятия лесного ресурса. Этим фактически вводится нерыночный механизм принуждения к интенсивному использованию лесных ресурсов вне зависимости от условий лесопользования. Между тем, оптимальные объёмы использования каждого из ресурсов зависят от многих факторов. Например, в ряде северных районов спрос на древесную продукцию может быть невысок, и приоритетом может быть охотничий промысел. Кроме того, оптимальный размер изъятия того или иного ресурса может меняться с течением времени. В связи с изложенным предлагается исключить пункт 5 из статьи 62 проекта ЛК.


Проект Водного кодекса не учитывает права коренных малочисленных народов

В проекте Водного кодекса права коренных малочисленных народов на осуществление традиционного природопользования и обеспечение традиционного образа жизни не упоминаются. В связи с этим проект ВК должен быть переработан с учётом этого права.

В статье 32, где определяется порядок принятия решений о предоставлении водных объектов в пользование, следует предусмотреть, что принятие решения о предоставлении в пользование водного объекта в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока возможно только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором приняло участие более половины членов общины.

В части 2 статьи 39, определяющей порядок формирования бассейновых советов, следует установить, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в состав бассейновых советов входят представители местных общин этих народов.

Учитывая особую значимость водных объектов для традиционного природопользования, мы предлагаем добавить в главу 10 "Охрана водных объектов" дополнительную статью "Охрана водных объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации":

"В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и других объектов, внедрение новых технологических процессов, ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах, использование водных объектов для нужд гидроэнергетики, для сброса сточных и дренажных вод, для лесосплава возможно только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором приняло участие более половины членов общины".

Ответственный за выпуск Николай Соболев,
Центр охраны дикой природы


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


21.03.2025
Приглашаем познакомиться с необыкновенной книгой «Встреча с каждым животным… — это всегда чудо»



14.03.2025
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2025"



22.02.2025
Дипломы и призы победителям и призерам конкурса «Мир заповедной природы»



10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2025

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены

О ЦОДП
Программы
Кампании
Публикации
Новости
Сотрудничество
Ссылки
Поиск
Подпишись!
История
Структура
Результаты
Партнеры
Контакты
Как нам помочь
Природные зоны
ООПТ
Модельные территории
Выживание видов
Климат и биоразнообразие
Природа в городе
Социальное и правовое развитие
Экологическое образование
Информационное обеспечение
Экосистемные услуги
Международное сотрудничество
Завершенные проекты
Чужеродные виды
Лесная программа
Степная программа
Морские побережья
Морские проекты
Web-Проект ООПТ России
Фонд Штильмарка
Сеть дикой природы
Марш парков
Управление ООПТ
Журавлиная родина
Командоры
Окский каньон
Выхухоль
Сайгак
Каспийский тюлень
Кабарга
Грызуны бывшего СССР
Черепаха Никольского
Москва
Экспертизы, обследования
Позитивный опыт природоохранной работы
Юридическая консультация
Добровольцы в охране природы
Конкурс имени В.М.Смирина
Усынови заказник
Фотовыставка
Экологическое образование – в школы и детсады
Издательство ЦОДП
СМИ, социальная реклама
Год биоразнообразия
Международная программа
Конвенция о биоразнообразии - механизм посредничества
Кавказский экорегион
Законодательные интересы природы
Юридическая консультация
Радио Говорит Москва
Борщевик Сосновского
За Байкал!
Нет сетям и электроудочкам
Эвенкийская ГЭС
Архив кампаний
Агентство по ООПТ
Вертолётная охота
Градостроительный кодекс
Дунайский заповедник
Лесной кодекс
ООПТ России под угрозой
Свободу Андрею Затоке!
Периодические издания
Непериодические издания
Электронные публикации
Публикации в СМИ
Видеоматериалы
Журнал Охрана дикой природы
Бюллетень Заповедники и национальные парки
Тематический сборник Живая Арктика
Лесной бюллетень
Степной бюллетень
Издания доступные в электронной форме
Все публикации ЦОДП за 1993-2002 гг.
Совместные с КЭКЦ
Бюллетень Право – Природе
Бюллетень Конференции... Семинары... Дискуссии...
Бюллетень Новости кольской природы
Новости ЦОДП
Новости сайта
Итоги конференций
Приметы кризиса
Организации
ООПТ
Законы