Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№120, апрель 2005


ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЕКТАХ НОВЫХ КОДЕКСОВ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Права коренных малочисленных народов в проекте Лесного кодекса
  2. Проект Водного кодекса не учитывает права коренных малочисленных народов

Особый подход к традиционному природопользованию обоснован с точки зрения защиты права людей на благоприятную окружающую среду, поскольку зависимость от среды своего обитания особенно велика у коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни. При этом традиционное природопользование, осуществляемое в исторически сложившихся формах и объёмах, позволяет коренным малочисленным народам жить в относительном равновесии со средой своего обитания. С социальных и природоохранных позиций эти обстоятельства обосновывают целесообразность особого правового статуса территорий традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Специфика природоохранного управления на таких территориях должна состоять в поддержании существующего традиционного природопользования при ограничении техногенных способов освоения природных ресурсов, ведущих к увеличению их изъятия и коренному преобразованию ландшафта. Рассмотрим, насколько в проектах Лесного и Водного кодексов РФ защищены права этих народов на использование природных ресурсов в соответствии с традиционным укладом их жизни.

Права коренных малочисленных народов в проекте Лесного кодекса

Согласно статье 27 проекта Лесного кодекса, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общины вправе в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности осуществлять все виды лесопользования для нужд традиционного природопользования. Для осуществления лесопользования указанным лицам в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока не требуется ни план лесного участка, ни лесная декларация, если иное не предусмотрено законодательством.

В то же время, проект ЛК не предусматривает методики определения нормативов заготовки древесины для обеспечения нужд традиционного природопользования, что может стать причиной злоупотреблений, фактически подрывающих основы традиционного образа жизни.

Необоснованный перевод земель лесного фонда в иные категории земель, предоставление лесных участков в аренду, собственность или доверительное управление могут поставить под угрозу экономическую основу выживания коренных малочисленных народов в лесных регионах. Не меньшую опасность для традиционного природопользования, осуществляемого этими народами, может представлять развитие инфраструктуры, рассчитанной на внедрение тех или иных форм интенсивного освоения природных ресурсов.

В связи с этим, в статье 27 проекта ЛК следует отразить следующие позиции:

  • в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока упомянутый выше упрощённый порядок лесопользования применяется только в отношении лесопользования, направленного на удовлетворение собственных нужд этих народов, а в иных случаях лесопользование и изъятие лесных ресурсов производится на общих основаниях;
  • методика определения нормативов заготовки древесины для обеспечения поддержания традиционного образа жизни в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правовое регулирование в области использования, охраны и воспроизводства лесов;
  • в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока перевод земель лесного фонда в иные категории земель, передача лесного участка в аренду, собственность или доверительное управление, а также возведение на землях лесного фонда зданий, дорог и иных сооружений, рассчитанных на срок эксплуатации более одного года, возможны только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором приняло участие более половины членов общины.
Пункт 5 статьи 62 проекта ЛК, предусматривает увеличение арендной платы за декларируемый период лесопользования в полтора раза при изъятии арендатором менее тридцати процентов допустимого объёма изъятия лесного ресурса. Этим фактически вводится нерыночный механизм принуждения к интенсивному использованию лесных ресурсов вне зависимости от условий лесопользования. Между тем, оптимальные объёмы использования каждого из ресурсов зависят от многих факторов. Например, в ряде северных районов спрос на древесную продукцию может быть невысок, и приоритетом может быть охотничий промысел. Кроме того, оптимальный размер изъятия того или иного ресурса может меняться с течением времени. В связи с изложенным предлагается исключить пункт 5 из статьи 62 проекта ЛК.


Проект Водного кодекса не учитывает права коренных малочисленных народов

В проекте Водного кодекса права коренных малочисленных народов на осуществление традиционного природопользования и обеспечение традиционного образа жизни не упоминаются. В связи с этим проект ВК должен быть переработан с учётом этого права.

В статье 32, где определяется порядок принятия решений о предоставлении водных объектов в пользование, следует предусмотреть, что принятие решения о предоставлении в пользование водного объекта в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока возможно только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором приняло участие более половины членов общины.

В части 2 статьи 39, определяющей порядок формирования бассейновых советов, следует установить, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в состав бассейновых советов входят представители местных общин этих народов.

Учитывая особую значимость водных объектов для традиционного природопользования, мы предлагаем добавить в главу 10 "Охрана водных объектов" дополнительную статью "Охрана водных объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации":

"В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и других объектов, внедрение новых технологических процессов, ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах, использование водных объектов для нужд гидроэнергетики, для сброса сточных и дренажных вод, для лесосплава возможно только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором приняло участие более половины членов общины".

Ответственный за выпуск Николай Соболев,
Центр охраны дикой природы


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены