Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №120, апрель 2005 ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЕКТАХ НОВЫХ КОДЕКСОВ СОДЕРЖАНИЕ
Особый подход к традиционному природопользованию обоснован с точки зрения защиты права людей на благоприятную окружающую среду, поскольку зависимость от среды своего обитания особенно велика у коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни. При этом традиционное природопользование, осуществляемое в исторически сложившихся формах и объёмах, позволяет коренным малочисленным народам жить в относительном равновесии со средой своего обитания. С социальных и природоохранных позиций эти обстоятельства обосновывают целесообразность особого правового статуса территорий традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Специфика природоохранного управления на таких территориях должна состоять в поддержании существующего традиционного природопользования при ограничении техногенных способов освоения природных ресурсов, ведущих к увеличению их изъятия и коренному преобразованию ландшафта. Рассмотрим, насколько в проектах Лесного и Водного кодексов РФ защищены права этих народов на использование природных ресурсов в соответствии с традиционным укладом их жизни. Права коренных малочисленных народов в проекте Лесного кодекса Согласно статье 27 проекта Лесного кодекса, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общины вправе в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности осуществлять все виды лесопользования для нужд традиционного природопользования. Для осуществления лесопользования указанным лицам в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока не требуется ни план лесного участка, ни лесная декларация, если иное не предусмотрено законодательством. В то же время, проект ЛК не предусматривает методики определения нормативов заготовки древесины для обеспечения нужд традиционного природопользования, что может стать причиной злоупотреблений, фактически подрывающих основы традиционного образа жизни. Необоснованный перевод земель лесного фонда в иные категории земель, предоставление лесных участков в аренду, собственность или доверительное управление могут поставить под угрозу экономическую основу выживания коренных малочисленных народов в лесных регионах. Не меньшую опасность для традиционного природопользования, осуществляемого этими народами, может представлять развитие инфраструктуры, рассчитанной на внедрение тех или иных форм интенсивного освоения природных ресурсов. В связи с этим, в статье 27 проекта ЛК следует отразить следующие позиции:
Проект Водного кодекса не учитывает права коренных малочисленных народов В проекте Водного кодекса права коренных малочисленных народов на осуществление традиционного природопользования и обеспечение традиционного образа жизни не упоминаются. В связи с этим проект ВК должен быть переработан с учётом этого права. В статье 32, где определяется порядок принятия решений о предоставлении водных объектов в пользование, следует предусмотреть, что принятие решения о предоставлении в пользование водного объекта в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока возможно только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором приняло участие более половины членов общины. В части 2 статьи 39, определяющей порядок формирования бассейновых советов, следует установить, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в состав бассейновых советов входят представители местных общин этих народов. Учитывая особую значимость водных объектов для традиционного природопользования, мы предлагаем добавить в главу 10 "Охрана водных объектов" дополнительную статью "Охрана водных объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации": "В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и других объектов, внедрение новых технологических процессов, ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах, использование водных объектов для нужд гидроэнергетики, для сброса сточных и дренажных вод, для лесосплава возможно только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором приняло участие более половины членов общины". Ответственный за выпуск Николай Соболев, Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |