Eng |
| по номерам | подписка
|
ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы № 149, июнь 2006 ТРЕБОВАНИЯ ВТО НЕ ДОЛЖНЫ УЩЕМЛЯТЬ ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН РОССИИ 15 мая 2006 г. состоялись парламентские слушания "О проекте Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, руководители органов власти регионов, представители предприятий и организаций отрасли, союзов производителей, общественных организаций. Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Геннадий Кулик дал высокую оценку законопроекту. Он отметил, что закон будет способствовать вступлению России в ВТО: "Закон должен зафиксировать аграрную политику государства, максимально конкретно приближенную к требованиям ВТО в рамках "зеленой и желтой" корзин. Это обеспечит поддержку доходности сельхозпроизводителей и удержит их на рынке". Статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства РФ Игорь Руденя поддержал проект, внесенный Правительством РФ. Однако с таким мнением не согласились многие участники слушаний. Представители регионов говорили о недопустимости принятия закона, предложенного правительством, поскольку в нем отсутствует система регулирования отношений в сельском хозяйстве, отсутствуют гарантии получения государственной поддержки основных производителей сельхозпродукции - фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств. Проект не отвечает требованиям, предъявляемым к закону. Попытки подменить "дефектный" закон национальными программами и проектами с правовой точки зрения являются полностью несостоятельными. Общую точку зрения регионов выразил председатель Алтайского краевого Совета народных депутатов Александр Назарчук, предложив отклонить этот законопроект и вернуть правительству, поскольку улучшить его путем внесения поправок невозможно. Законопроект подлежит кардинальной переработке. Новый проект должен включить в себя многие исключенные разделы и положения из проекта, разработанного депутатами. Что представляет собой проект ФЗ "О развитии сельского хозяйства", разработанный Правительством РФ? Законопроект продолжает реализацию "негласной" программы ревизии российского законодательства, приоритеты которой обозначены в его изменениях, начатых законом 122, проектами Водного, Лесного кодексов, реформой ЖКХ и другими. Само появление правительственного проекта представляет собой попытку создания альтернативы проекту, разработанного Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам. Почему этот проект не устраивает Правительство РФ? Потому что обеспечивает ведущую роль государства в развитии сельского хозяйства, государственную поддержку сельскохозяйственных производителей, в первую очередь крестьянско-фермерских хозяйств. Проект Государственной Думы:
Кроме того, этот законопроект содержал эффективные нормы регулирования правоотношений и реальные гарантии прав и интересов рядовых производителей и потребителей сельхозпродукции. Таким образом, проект защищал интересы государства, всех граждан России и создавал условия продовольственной безопасности, стабильности продовольственного рынка. Целью правительственного проекта является:
Какими способами это достигнуто в новом проекте? Содержание закона сокращено в два раза за счет основополагающих системных положений, закрепляющих государственное регулирование и поддержку сельского хозяйства. Изъята статья "Основные понятия", т.е. в проекте отсутствует необходимый элемент любого закона - понятийный аппарат, который составлял основу закона. В проекте Правительства изъяты следующие понятия, содержащие в проекте Госдумы: "Агропродовольственная политика - совокупность мер, осуществляемых государством и создающих условия... для повышения уровня и качества жизни населения, продовольственной безопасности страны. Государственная поддержка развития сельского хозяйства - система федеральных, ведомственных и региональных целевых программ и других мер, осуществляемых органами государственной власти, ... обеспечивающих достижение целей государственной агропродовольственной политики. Продовольственная безопасность - ...в которую включалось... формирование необходимых резервов продовольствия, поддержка стабильности продовольственного рынка, гарантии физической и экономической доступности продуктов питания для всего населения. Минимальная и максимальная цена - цена, используемая государством для закупочных и товарных интервенций на государственном внутреннем продовольственном рынке. В новом проекте в статье "Государственная агропродовольственная политика" исчезла формулировка о том, что "государственная агропродовольственная политика является важнейшей составной части социально-экономической политики в целях долгосрочного устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий". Существенно изменены принципы агропродовольственной политики. Формально сохранены декларативные положения о доступности и адресности государственной поддержки для сельхозпроизводителей, но исчезли конкретные механизмы и обязательства государства:
В содержании направлений государственной агропродовольственной политики исключено положение о поддержании продовольственной безопасности. Государственная поддержка организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан, занимающихся личным подсобным хозяйством заменена на обеспечение доступности кредитных ресурсов. Это означает ликвидацию государственной поддержки сельхозпроизводителей всех уровней. Проект Госдумы содержал положения, гарантирующие кредитование граждан, занимающихся личным подсобным хозяйством и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) (статьи 7, 8). Статья 8 проекта Госдумы содержала гарантии и детально регламентировала получение кредитов основной и наименее защищенной категорией товаропроизводителей - жителями села, крестьянами и фермерами. Им гарантировалось получение кредитов на закупку:
Для повышения заинтересованности лизинговых компаний в предоставлении КФХ техники предусматривалось возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Предусматривалась государственная поддержка при создании новых крестьянско-фермерских хозяйств путем увеличения сроков выдачи кредитов. В случаях снижения уровня доходов крестьянско-фермерских хозяйств в результате неблагоприятных погодных условий или ростом диспаритета цен, предусматривалась возможность продления сроков выплаты кредитов. Статья 7 предусматривала для сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности предоставление из средств федерального бюджета субсидий для возмещения части затрат на оплату процентов на весь срок использования кредитов. Статья 12 предусматривала государственную поддержку обновления основных фондов (приобретение техники, племенного скота и др.) и это касалось сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, среди которых специально были указаны и КФХ. Эта поддержка осуществлялась гибкими и жизненно необходимыми средствами через:
Статья 14 предусматривала выплату из федерального бюджета сельскохозяйственным производителям всех форм собственности, в том числе и крестьянско-фермерским хозяйствам, субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением семян, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов и других ресурсов с 1 января 2007 по 1 января 2010 г. Проект Правительства полностью исключил все перечисленные положения, в результате чего без государственной финансовой и любой другой поддержки оказалось практически все сельское население России. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О крестьянско-фермерском хозяйстве" КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и имеющих в общей собственность имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином, осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и, тем не менее, оно является сельскохозяйственным товаропроизводителем. К этой категории относится большинство населения регионов, которое своим трудом на базе семейных хозяйств производит качественную и экологически чистую сельхозпродукцию. Эти семьи обеспечивают себя и по доступным ценам - остальное население страны основными продуктами питания. Именно они оставлены без финансовой и иной государственной поддержки. Изъяты положения о государственной поддержке мероприятий по повышению плодородия земель, куда входит закладка защитных лесов, строительство региональных мелиоративных систем, обустройство рыбохозяйственных водных объектов. Изъяты положения о государственной поддержке из федерального бюджета производителей такой важной отрасли сельского хозяйства как виноградарство. Изъяты положения о государственной поддержке и стимулировании производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции. В проекте Правительства изъяты положения о государственной поддержке (статья 20 законопроекта ГД) развития сельских территорий, которые предусматривали:
Изъято положение и о государственной поддержке обеспечения жильем молодых специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, для которых за счет федерального бюджета осуществлялись выкуп и погашение государственных сельских жилищных сертификатов, предоставлялись безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья в сельской местности. Таким образом, законопроект Правительства уничтожил всю правовую базу по государственному управлению и регулированию сельского хозяйства, ликвидировал полномочия государства, снял с государства любые обязательства по отношению к основной категории товаропроизводителей - крестьянско-фермерских и личных хозяйств, ликвидировал государственные гарантии по обеспечению продовольственной безопасности населения России, оставил без государственной поддержки и защиты все сельское население. В сравнении с проектом Госдумы проект Правительства представляет собой бессмысленный и бессистемный правовой акт, не отвечающий элементарным требованиям, предъявляемым к закону. Проект Правительства откровенно подрывает оставшиеся резервы и гарантии продовольственной безопасности. О.А. ЯКОВЛЕВА, Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |