ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы
2001, №18
Общая резолюция Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту прав человека
Москва, 21 января 2001 г.
Действующая Конституция провозглашает Россию федеративным, правовым, социальным, светским и демократическим государством. Однако сейчас ситуация с демократическими свободами и правами человека в стране стала чрезвычайной: на наших глазах идет эрозия демократических основ Конституции, в последние месяцы можно говорить о ползучем конституционном перевороте. Ограничения и нарушения прав и свобод человека и гражданина в самых различных областях формируют отчетливую тенденцию к авторитаризму. Исторический опыт свидетельствует, что такого рода режимы ведут к массовым репрессиям и провоцируют широкомасштабные военные действия.
Особую опасность правам и свободам человека и гражданина в Российской Федерации представляют:
антиконституционные военные операции в Чечне, вызвавшие гибель тысяч людей, повсеместные нарушения прав человека, военные преступления и преступления против человечности;
поощряемая представителями власти практика этнической и расовой дискриминации, рост нетерпимости и насилия по отношению к этническим меньшинствам и мигрантам, насаждение государством образа врага в лице выходцев из Кавказского и других регионов;
нетерпимое положение людей, лишенных жилья и прописки – как беженцев и вынужденных переселенцев, так и ставших бездомными в самой России в мирное время; государство как бы вычеркивает их из жизни – они лишены не только социальных прав (на жилище, на медицинскую помощь и т.п.), но и гражданских, и политических прав, а подчас и права на жизнь;
стремление бюрократии регламентировать личную инициативу граждан и ограничить деятельность общественных объединений, делая граждан бессильными, запуганными и бесправными;
массовые нарушения социальных и трудовых прав граждан, угроза их еще большего законодательного ограничения;
расширяющееся наступление властей на право граждан на благоприятную окружающую среду, давление на общественные экологические организации, демонстративное пренебрежение волей миллионов граждан, поддержавших проведение экологического референдума.
стремление президентской администрации получить чрезвычайные полномочия и создать управляемое номенклатурное Конституционное собрание, чтобы иметь возможность якобы законного изменения конституционного строя;
политика подчинения законодательной и судебной властей администрациям разного уровня;
демонстративное пренебрежение всех ветвей власти к международным обязательствам в области прав человека, взятым на себя Россией;
нарастающая противоправная подмена Конституции и законов России подзаконными актами, нарушающими права человека;
монополизация властью информационной, общественной и финансово-экономической сфер;
давление на независимые СМИ, стремление к цензуре и возрождение государственно-идеологической пропаганды,
многочисленные нарушения избирательных прав граждан, манипулирование избирательным законодательством на всех уровнях, использование властью СМИ, избиркомов и судов для устранения неугодных кандидатов;
фактическая остановка судебной реформы, отсутствие эффективной судебной защиты от нарушения прав человека и произвола властей, повсеместное невыполнение судебных решений;
неэффективность защиты прав граждан правоохранительными органами, более того – превращение силовых структур в один из основных источников нарушений прав человека;
чрезмерное усиление роли спецслужб в обществе и государстве, закрытость властных структур от общества, ограничение доступа граждан к информации;
превращение Генпрокуратуры, ФСБ и других силовых структур в инструменты политической борьбы, инспирирование "шпионских процессов";
милитаризация власти и общества, опасное вмешательство силовых структур в вопросы внутренней и внешней политики страны.
Всероссийский чрезвычайный Съезд в защиту прав человека считают такое положение вещей угрожающим стабильности и безопасности нашего общества, мирному и демократическому развитию нашей страны.
Мы призываем структуры гражданского общества России к консолидации и совместным действиям во имя защиты прав и свобод человека и гражданина.
Нарастание угроз основам конституционного строя и гражданского общества, верховенству права и прав личности требует от нас выступить в качестве конструктивной гражданской неполитической оппозиции этому режиму. Усиление государства должно быть сбалансировано консолидированным и эффективным гражданским обществом.
Всероссийский чрезвычайный Съезд в защиту прав человека постановляет:
1. Сформировать постоянно действующие рабочие группы по следующим направлениям:
антивоенные действия;
гражданский контроль;
судебная реформа;
тюремная реформа и защита прав заключенных;
социальные и экономические права граждан;
военная реформа и защита прав военнослужащих и их семей;
право граждан на свободу предпринимательской деятельности;
защите избирательных прав граждан;
защита граждан от этнической и расовой дискриминации;
защита экологических прав граждан;
защита свободы слова и независимости СМИ;
по защите права на интеллектуальную собственность;
по защите прав детей.
2. Сформировать специальную рабочую группу по законодательному обеспечению прав человека в России и подготовке пакета проектов федеральных законов, направленных на обеспечение в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. Координацию деятельности группы поручить инициативной группе "Общее действие".
3. Организовать проведение мониторинга политико-правового обеспечения прав человека, который бы включал в себя анализ:
голосований в Государственной Думе РФ по законопроектам и иным вопросам, связанным с правами человека;
законопроектов, внесенных фракциями и другими субъектами законодательной инициативы;
реакции политиков на предложения, исходящие от правозащитных организаций.
По результатам мониторинга правозащитное сообщество должно решать, какие политические силы могли бы рассчитывать на его поддержку и какие рекомендации целесообразно предложить структурам гражданского общества и избирателям.
Съезд поручает инициативной группе "Общее действие"координацию выполнения данной резолюции и проведение мониторинга политико-правового обеспечения прав человека.
Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.