Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

2001, №28


“Ядерные” законопроекты: норма российского экологического законотворчества?

Тема т.н. “ядерных” поправок к действующему российскому законодательству, неоднократно обсуждавшаяся на страницах многих изданий, по-прежнему актуальна, поскольку последние знаковые события могут иметь далеко идущие последствия.

Напоминаем, что второе чтение “ядерных” поправок состоится в Госдуме 18 апреля с 12:30.

Как известно, после выборов в декабре 1999 г. полностью сменился состав Комитета по экологии Государственной Думы РФ, подавляющее большинство его нового состава с проблемами охраны окружающей среды и управления ею по роду своей деятельности ранее никогда связаны не были.

16 мая прошлого года состоялись парламентские слушания на тему “Совершенствование законодательного обеспечения охраны окружающей природной среды”, организованные Комитетом по экологии ГД РФ. Это стало своеобразной “визитной карточкой” Комитета, здесь впервые были обнародованы его намерения и планы на период с 2000 по 2003 г. Председатель Комитета В. А. Грачев представил для обсуждения проект Федерального Закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды”” и заверил всех присутствовавших, что содержание ст. 50 о запрете ввоза на территорию России радиоактивных отходов будет сохранено. Соответствующим государственным органам было предложено представить свои замечания на этот законопроект до 25 мая 2000 г.

В развитие наметившихся негативных тенденций, явно лоббируемых заинтересованными ведомствами и отдельными госчиновниками, 21 декабря 2000 г. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении закон “О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации”, в котором предусмотрено финансирование соответствующих программ за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, а также ряд поправок к Закону РФ “Об использовании атомной энергии” и к ст. 50 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды”.

Принятие этих поправок формально разрешает ввоз в Россию из-за рубежа отработанного ядерного топлива (облученных тепловыделяющих элементов) и других радиоактивных материалов на долгосрочное хранение и переработку, а фактически дает дорогу ввозу и захоронению на территории нашей страны отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов из других стран. Кроме того, неоправданно расширяется круг организаций, в том числе иностранных, имеющих право работать с опасными радиоактивными материалами на территории России. Это может привести к утрате действенного контроля за распространением ядерных материалов, в том числе и тех, которые могут быть использованы в военных целях.

За поправки голосовало 319 депутатов, против – 38 (воздержались – 6). При этом против поправок в полном составе голосовала только фракции “Яблоко”. На наш взгляд, принятием такого решения депутаты продемонстрировали полное безразличие к воле своих избирателей, создав опасный прецедент пересмотра всего российского природоохранного законодательства.

Причины таких антиэкологических намерений очевидны и легко просчитываются. Обратная связь с электоратом настолько слаба, а завораживающие цифры возможных доходов, представленных Минатомом, столь ошеломили народных избранников, что они не стали прислушиваться к голосам двух с половиной миллионов россиян, поставивших свои подписи в поддержку общенародного референдума против планов превращения России в мировую ядерную помойку. Были проигнорированы и результаты исследования РОМИР, которое показало, что 93,5% россиян выступают против ввоза радиоактивных материалов из других государств на территорию России с целью их хранения, захоронения и переработки. Депутаты не обратили внимания и на предупреждение главы Госатомнадзора РФ Ю. Вишневского, незадолго до голосования призывавшего не доверять обещаниям главы Минатома РФ. Характерно, что пока в мире нет ни одного государства, которое желало бы и считало возможным принимать у себя чужие радиоактивные отходы на хранение и захоронение. Более того, большинство стран просто отказалось от их переработки.

Тем не менее, депутаты проигнорировали техническую и социальную неготовность России не только к переработке зарубежных ядерных отходов, но и к утилизации и захоронению собственных. В стране нет ни одного долговременного могильника радиоактивных отходов, все временные хранилища переполнены, на приколе стоят десятки атомных подводных лодок с невыгруженными реакторами…

Высший эшелон государственных менеджеров не умеет управлять такими рисками, на сегодня в стране отсутствует система страхования экологических рисков, которая силами только национальных страховых органов не может быть создана в принципе. Но, пожалуй, наиболее серьезным аспектом принятого решения является вызов гражданскому обществу со стороны обеих ветвей власти. Они открыто продемонстрировали пренебрежение интересами страны и ее населения.

Фактически нарушены положения ст. 42 Конституции РФ, которая гарантирует КАЖДОМУ жителю страны право на БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. Принимая поправку к ст. 50 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды”, депутаты поставили под угрозу это гарантированное конституционное право граждан. Тем самым фактически нарушено и положение ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что “в Российской Федерации НЕ ДОЛЖНЫ издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина”. Кроме того, Основной Закон России предписывает, что законы страны НЕ ДОЛЖНЫ ПРОТИВОРЕЧИТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

В течение трех последних месяцев, прошедших после первого чтения поправок по всей России прокатилась волна массовых протестов против ядерного голосования в Думе. Тысячи людей вышли на улицы и сказали “нет” безумному проекту Минатома. Региональные законодатели один за другим присоединяются к протестам граждан, выражая свое несогласие с решением федеральной думы. Такого страна не видела со времен плана по повороту северных рек.

Вместе с тем, 22 марта с.г. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении жалобы группы граждан на постановление ЦИК РФ, согласно которому около 600 тысяч подписей граждан, поддержавших всероссийский природоохранный референдум, были признаны недействительными. Этим решением Верховный Суд РФ обозначил такой вектор судебной политики, который будет существенно ограничивать возможности граждан в реализации конституционного права на участие в управлении государством через проведение референдумов, на выражение своей воли как носителя высшего суверенитета. Примечательно, что в тот же день Госдума отложила второе чтение “ядерных” поправок. Было решено провести парламентские слушания и привлечь специалистов к рассмотрению столь важного для страны вопроса.

По-видимому, в перспективе Правительством РФ должны быть предприняты соответствующие попытки ревизии и Федерального закона “Об экологической экспертизе” (законопроект о внесении изменений и дополнений в этот закон значится в Плане законодательных работ Комитета по экологии Госдумы как предложение от Правительства РФ). Ныне действующий Закон до сих пор является одним из наиболее эффективных правовых инструментов в области охраны природы, он содержит реальные, конкретные способы предупреждения экологических правонарушений, что, естественно, существенно удорожает для хозяйствующих субъектов разработку, согласование и реализацию проектов различного уровня. “Ядерные” поправки тоже должны пройти эту экспертизу.

О.А. Разбаш
Руководитель Регионального общественного центра
“Экология и правозащита”


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями разрешается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.12.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены