ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы
2001, №31
Руководителям общественных неправительственных организаций и гражданских неполитических объединений России
Уважаемые коллеги, друзья!
В преддверии инициированного Администрацией Президента Гражданского форума (Москва, ноябрь 2001 г.) ряд неправительственных общественных организаций сформулировали свое видение основных задач и проблем гражданского общества в России в Заявлении “О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ”.
Мы обращаемся к Вам с предложением присоединиться к нам и подписать это Заявление. Мы просим Вас распространить это Заявление по Вашим электронным сетям, через Ваши и доступные Вам региональные средства массовой информации.
Это Заявление могло бы стать основой для резолюций на региональных собраниях общественности в ходе подготовки Форума, а также будет представлено в качестве проекта основного документа Форума.
Несомненно, в ходе региональных обсуждений и на самом Гражданском форуме, текст может быть изменен и дополнен, но сейчас важно сформулировать самую общую платформу, которой, как мы надеемся, может служить наше Заявление.
О Вашем согласии присоединиться к Заявлению просим сообщать либо в Центр координации и информации Социально-экологического союза (zabelin@online.ru), либо в Центр экологической политики России по электронной почте (yablokov@online.ru) или по факсу (095) 952 80 19.
Декларация общественных организаций России
“О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ”
В настоящее время и без того трудное и медленное становление гражданского общества в России замедлилось, а в отдельных секторах прекратилось и даже пошло вспять.
Поэтому мы приветствуем инициативу Администрации Президента по созыву Гражданского форума.
Вместо демократического государства, построенного на основе институтов гражданского общества, в России создается система “управляемой демократии”, в которой граждане все больше отстраняются от принятия решений, прямо затрагивающих их интересы, а общество в целом лишается возможности контроля за деятельностью власти.
Складывается ситуация, когда не власть служит обществу и подотчетна ему, а Общество во все большей степени ставится на службу власти.
Основные причины сложившегося положения мы видим в следующем:
Слабость и зависимость от исполнительной власти судебной системы, в большей степени защищающей власть или корпоративные интересы от граждан, нежели закон, права и свободы человека, общественные институты и общегосударственные интересы;
Тенденция к усилению карательных и фискальных функций государства в ущерб функциям социальной защиты и обеспечения безопасности населения;
Несовершенство разделения полномочий и ответственности между Федерацией, регионами, и органами местного самоуправления;
Криминализация страны (в частности, сращивание криминальных структур с правоохранительными органами, влияние на чиновников через подкуп и коррупцию), разъедающая основы общества и государства и превращающая гражданские права и свободы в фикцию;
Все большее ограничение доступа общественности к информации, ограничение свободы слова и гласности, расширение официальной секретности, продолжающаяся практика нарушения фундаментальных гражданских прав и свобод и фабрикации “шпионских” дел;
Несовершенное избирательное законодательство и механизмы его реализации, не обеспечивающие проведения истинно свободных выборов и организации референдумов, не препятствующие фальсификации их результатов, не позволяющие досрочно прекращать полномочия не оправдавших доверия избранных представителей власти и, тем самым, не обеспечивающие конституционное право граждан на участие в управлении делами государства;
Чрезмерная зависимость средств массовой информации от исполнительной власти и финансово-промышленных групп, приводящая к унификации представляемой информации и позволяющая манипулировать общественным мнением;
Фактическое разрушение механизма диалога общества и власти, ритуальные встречи власти с назначенной ею же “общественностью”, приходящие на смену диалогу с реальным гражданским обществом;
Недостаточная поддержка легального малого и среднего бизнеса – основы рыночной экономики и гражданского общества, при том, что государство до сих пор активно занимается коммерцией;
Отсутствие правовых и экономических условий для развития общественных организаций и благотворительности, ведущее к финансовой зависимости третьего сектора от международных или корпоративных спонсоров, прямому административному давлению на неугодные властям общественные организации (вплоть до препятствий в регистрации), особенно на региональном уровне;
Отсутствие должного отпора со стороны государства фашистской и националистической идеологии;
Размывание принципа отделения церкви от государства, превращение конфессий во все большей степени в политическую силу;
Ведение военных действий на территории страны в отсутствии законодательства о чрезвычайном и военном положении; использование непрофессиональной армии в боевых действиях, особенно на территории страны.
БЕЗ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ДВИЖЕНИЕ СТРАНЫ ПО ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ ПУТИ И ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО НЕВОЗМОЖНЫ!
Для развития в России гражданского общества и правового государства необходимо:
Повышение эффективности управления государством за счет социальной активности граждан, развития партнерства между обществом и структурами власти, развития демократической культуры;
Контроль обществом деятельности властных структур; реализация конституционного права граждан на участие (в том числе – непосредственное) в управлении делами государства;
Жесткое организационное и финансовое разграничение функций государства, связанных с обеспечением государственных экономических интересов и социальной защитой населения; восстановление (в области экологии) и укрепление вневедомственного государственного контроля и экспертизы;
Обеспечение экономических механизмов развития гражданского общества и сокращения социального неравенства на основе изъятия в полном объеме реальных рентных платежей при пользовании природными ресурсами; децентрализация хозяйственной деятельности;
Перенос управления общественной жизнью в основном на уровень местного самоуправления; расширение перечня избираемых, а не назначаемых должностных лиц;
Обеспечение реальной независимости судебной власти и равного доступа к правосудию (в том числе посредством увеличения числа судов и судей, централизованного независимого финансирования судов); упразднение военных коллегий;
Смягчение наказаний за преступления по неосторожности и совершенные впервые и ужесточение – за тяжкие и повторные; гуманизация пенитенциарной системы, прежде всего через соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил;
Распространение заявительной, а не разрешительной формы организации деловой активности и определение федеральным законом (исчерпывающим перечнем) тех случаев, когда необходимо получать какие-либо разрешения, а также документов, требуемых для их получения;
Облегчение доступа граждан к информации, в том числе к экологической, информации об у грозах безопасности и здоровью граждан, о нарушениях гражданских прав и свобод; установление порядка привлечения к ответственности должностных лиц за отнесение к государственной и коммерческой тайне сведений, не подлежащих засекречиванию, а также за преследование граждан и организаций за сбор, анализ и распространение таких сведений; безусловное рассекречивание сведений по истечении установленного законом срока давности;
Восстановление и законодательное закрепление права граждан на досрочный отзыв не оправдавших доверия избираемых должностных лиц всех уровней;
Разработка и законодательное закрепление механизма общественного обсуждения всех принимаемых решений, касающихся здоровья и благополучия граждан, на стадии их подготовки, и учета результатов такого обсуждения;
Переход к комплектованию армии на контрактной основе (“профессиональной армии”) в сжатые сроки, развитие альтернативной гражданской службы, возвращение военнослужащим гражданских прав в мирное время;
Создание экономических стимулов и правовых возможностей поддержки общественных организаций как за счет благотворительных источников, так и социального заказа;
Выведение религиозного обучения и ритуалов из государственных учреждений и организаций, запрет на обязательность религиозного обучения в частных учебных заведениях, кроме финансируемых конфессиями;
Разработка и введение в практику работы органов государственной власти конкретных механизмов диалога с общественностью (в том числе, привлечение общественных организаций к разработке и экспертизе законопроектов и нормативных актов, введение представителей общественных организаций в коллегии министерств и ведомств, включение их в состав государственных комиссий);
Запрет на участие армии в боевых действиях на территории страны без введения военного положения.
Мы обращаем внимание Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех политических и общественных организаций и движений, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации, деятелей науки, культуры, образования, предпринимателей
НА НЕОБХОДИМОСТЬ ОБУСТРОЙСТВА И УКРЕПЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, КАК ГЛАВНОГО УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СВОБОДНОЙ, НЕЗАВИСИМОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ РОССИИ, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЕЕ ГРАЖДАН!
Директор Российского представительства Всемирного фонда дикой природы
И. Честин
Председатель фонда “Гласность”
С. Григорьянц
Генеральный директор ассоциации “Голос”
Т. Тройнова
Генеральный секретарь организации “Гражданский контроль” (Санкт-Петербург)
Ю. Вдовин
Директор Гринпис России
С. Цыпленков
Председатель “Движения за ядерную безопасность”(Челябинск)
Н. Миронова
Директор Экоцентра “Дронт” (Нижний Новгород)
А. Каюмов
Руководители движения “За безъядерный Дон” (Волгодонск)
И. Резникова, В. Шалимов
Сопредседатель Совета Социально-экологического союза
С. Забелин
Президент Союза “За химическую безопасность”
Л. Федоров
Президент Фонда защиты гласности
А. Симонов
Генеральный директор Центра охраны дикой природы
А. Зименко
Президент Центра экологической политики России
А. Яблоков
Руководитель Московского отделения коалиции “Экология и права человека”
Э. Черный
Председатель Союза экологов Башкортостана (Уфа)
А. Веселов
1 октября 2001 г.
К Заявлению присоединились:
Главный редактор альманаха “Живая Арктика” (Апатиты)
В. Берлин
Председатель Совета “Зеленого Мира” (Сосновый Бор)
О. Бодров
Сопредседатель Костромского областного общественного экологического движения “Во имя жизни”
Т.И. Добрецова
Председатель правления Эко-центра “Бурея”
А.Д. Думикян
Директор Эколого-правового центра (Томск)
К.Е. Лебедев
Руководитель межрегионального “Правозащитного центра” (Новосибирск)
П. Полоницкий
Председатель “Байкальской экологической волны” (Иркутск)
М. Рихванова
Руководитель Центра независимых экологических программ СоЭС
М. Черкасова
Руководитель Программы по ядерной безопасности и космической деятельности СоЭС
С.В. Кричевский
Координатор Движения дружин охраны природы
Е.В. Осмелкин
Председатель Саратовской региональной общественной организации (СРОО) “Союз охраны птиц России”
А.Н. Антончиков
Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.