Eng |
| по номерам | подписка | ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы 2001, №34 Статья Александра Будберга во многом объясняет современные тенденции государственной “экологической” “стратегии и тактики”, проясняет истинную суть значительной части процессов, вызывающих беспокойство природоохранников. Еще задолго до появления министров Артюхова и Яцкевича многие из нас, опираясь на собственный опыт практической деятельности, знали или интуитивно догадывались о реальных мотивах действий властных структур в области охраны природы. Сходные мотивы, по-видимому, определяют сегодня и “особенности национального законотворчества”. Редакция РАЗВОДКА "Разводка". На новоязе людей, плотно оккупировавших органы власти, это слово можно смело считать одним из главных профессиональных терминов. Как всякий термин, "разводка" в привычных устах может значить разные вещи. Этим словом обозначают и интригу, и попытку подставить кого-либо из участников "политического процесса", и простой обман. Разводки (пишу уже без кавычек) случаются ежедневно на самых разных уровнях. Иногда без какого-либо дальнего прицела, на всякий случай. А иногда – гораздо реже – именно она, разводка любимая, становится тем фундаментом, на котором пытаются выстроить конкретные действия и получить вполне ощутимый результат. Сейчас в одном из федеральных министерств проходит масштабнейшая разводка последнего времени. Длится она уже не первый месяц и привести может к глобальным последствиям. Блеф идет крупный, и выигрыш должен быть – в случае, если все сойдет с рук, – миллиардный. Цунамщик Давно уже в отечественной практике вновь назначенный министр не начинал каждую планерку с крика о том, что разгонит весь коррумпированный коллектив министерства. Давно уже чиновники крупного ранга не уезжали после таких криков на каретах "скорой помощи". Давно уже руководители департаментов за "несанкционированную встречу" с послом Норвегии не объявлялись норвежскими шпионами и не отправлялись после этого в реанимацию. Также давно наши министры не клялись везде, что пришли выполнить личную волю главы государства, ссылаясь при этом почему-то на руководителей госбезопасности. Лет 70 никто не приводил аргументов типа: а если кто будет много болтать о том, что происходит в министерстве, мешать мне, то будет иметь дело с Патрушевым и Заостровцевым (замдиректора ФСБ по экономической безопасности). С тех пор как Берия и Меркулов навсегда простились с этим миром, такое себе не позволялось вообще никогда! Тем более уж после 91-го года. Можно смело утверждать, что и сейчас ситуация в стране вовсе не пришла к цифре 37, даже если один взятый министр зачем-то решил "зачистить территорию" под свои эксперименты. Важнее другое. Новый уровень болтовни, демагогии и вранья, которое должно оправдать уже в новых условиях все тот же вечный русский грех – безвозмездный доступ к госресурсам. (Воровством это может назвать только суд.) Виталий Григорьевич Артюхов появился в Министерстве природных ресурсов совсем не новичком. Он успел уже побывать замминистра финансов в правительстве Черномырдина, откуда перескочил в Дорожный фонд России, где уже и заслужил весьма прочную репутацию. Не вдаваясь в особенности "оптимизации", проведенной Артюховым в фонде, можно только заметить, что за годы его управления через бюджет фонда прошли многие миллиарды долларов. Однако в соответствии затрат количеству новых дорог усомнился даже президент (его сомнения появились в газетах). Трудно сказать, какие основания имел Путин, чтобы сделать такое замечание, но однажды он произнес: "Я уверен, если бы эти 5 млрд. долларов действительно были бы истрачены на строительство дорог, в России были бы сейчас одни высокоскоростные трассы, хайвеи, автобаны. А тем не менее две известные беды России все еще сохраняются". На самом деле тут президент прав не до конца. Если насчет дорог ему виднее, то по поводу дураков можно смело сказать – в Дорожном фонде их не было. Это легко доказать на примерах. Федеральная трасса "Дон" Москва – Ростов – Кавказ была застрахована в страховой компании "Регионгарант" от цунами. Напомним, что цунами – гигантская океанская волна, возникающая после сильнейших подводных землетрясений. Ширина реки Дон, которую пересекает трасса "Дон", где-то около 2 метров. Платил дорожный фонд, естественно, по указанию своего руководителя. Но я в жизни не поверю, что те, кто заключал такое страховое соглашение, – дураки. Тем не менее, когда подошло время "закрывать" Дорожный фонд как структуру, не слишком полезную для нашей экономики, именно Артюхов получил неожиданное назначение – в Министерство природных ресурсов. И удивительно это назначение – Артюхов никогда не занимался природными ресурсами, да и с дорогами у него были бартерные проблемы – пожалуй, только на первый взгляд. Тактически его повышение объяснил как-то сам Путин. "МК" стал известен комментарий, который сделал президент в день назначения двух новых министров (Артюхова и Юсуфова из Минтопэнерго): "Я не могу говорить премьеру все время "нет". Это его правительство, он должен нести ответственность. Следовательно, он выбирает людей". Вроде бы не сказано ничего лишнего, в то же время сказано все. Стратегически главный процесс, который проистекает в нашей экономике все последние годы (начался при Ельцине, изменив форму, продолжается при Путине), – это полная монополизация всех экспортных отраслей. Конкурентоспособной в мировом плане продукции Россия выпускает не так много – нефть, газ, металл, химические удобрения. Особняком стоит завод им. Хруничева, который умеет выводить спутники на орбиту, но это особый случай. А во всех других отраслях невооруженным глазом видно образование огромных монстров-холдингов типа южнокорейских "чеполей". Реализуя накопленные при предыдущем президенте ресурсы, буквально десяток-полтора экс-олигархов пытаются приватизировать всю страну. В принципе это тоже путь – уж точно лучше социализма. Правда, сам опыт Южной Кореи показал, что довольно быстро холдинги-гиганты начинают чудовищно тормозить и экономику, и политический процесс в стране. Чтобы организовать такие холдинги, одних денег зачастую бывает мало. Не имея возможности заставить Быкова продать акции Красноярского металлургического комбината, покупатели отправляют его (возможно, вполне заслуженно – опять-таки решит суд) в тюрьму. В России, как ни крути, а без административного ресурса ничего не добьешься. Поэтому бывшим олигархам, а ныне рядовым "капитанам российского бизнеса" позарез нужны свои люди в министерских креслах, которые рулят как надо и, по сути дела, готовы если не на все, то на весьма многое. Таких людей не так много. Штучный товар. А раз так – то Артюхову просто невозможно остаться без работы. Зачистка Министерство природных ресурсов, возможно, не самое заметное в нашей стране. Но это только в том случае, если вы не занимаетесь нефтью, газом или другими полезными ископаемыми. От него во многом зависит, каким будет исход конкурсов на разработку тех или иных месторождений. Именно Министерство природных ресурсов лицензирует почти любую деятельность в сфере добычи нефти. А уж нечего говорить, что 70 процентов лицензий, выданных в России за последние десять лет, могут быть по юридическим причинам оспорены и даже отозваны. А теперь представьте рынок – огромное количество уже поделенных скважин и месторождений могут быть переподелены. Или не переподелены. По желанию министра. А неплохо бы заметить, что кроме семи крупнейших нефтяных компаний, которые зачастую принимают участие в назначении тех или иных чиновников, в России существуют сотни мелких, у которых только один путь – деньги. Кроме глобальных целей передела рынка министерство необходимо было подключить и к некоторым частным задачам. Так, у нефтяных олигархов давно назрела очень болезненная проблема, связанная с конкурсом по месторождению на Вале Гамбурцева. Его выиграла средних масштабов компания "Северная нефть". А претендовали на него такие гиганты, как "Лукойл", "Сибнефть", "Сургутнефтегаз". Ситуация вокруг Вала Гамбурцева спорная. Начальный бонус (выплата) "Северной нефти" – самый маленький: всего 7 млн. долларов. Но зато ТЭО лучшее – начало добычи уже в 2002 году. За пять лет налоги – на 900 млн. долларов ("Севернефть" платит 52 доллара налогов с тонны добытой нефти, а "Лукойл", например, 16, а "Сибнефть" – 13). Как говорят сотрудники министерства, процедура конкурса была соблюдена в точности. Все было согласовано и с Минэкономразвития, и с руководством Ненецкого автономного округа, где находится месторождение. Но небольшая сумма первичных выплат сразу сделала позиции победителей уязвимыми. Еще в апреле, как говорят в министерстве, Вагит Алекперов якобы угрожал снять тогдашнего министра Яцкевича за результаты этого конкурса. Президент "Сургутнефтегаза" Богданов пишет письмо Путину с просьбой дать поручение изменить порядок проведения конкурса. То есть, по сути, единственный из всех нефтяных баронов идет законным путем. Письмо приходит в Белый дом с резолюцией: "М.М.Касьянову. Прошу рассмотреть и дать свои рекомендации". Совершенно обыкновенная резолюция без эмоций и предварительных решений. Тогда же резолюция спускается к Христенко, и в мае умный и осторожный вице-премьер отправляет ответ президенту о том, что следует доработать закон о недрах и улучшить процедуру конкурса. Но нигде не пишет, что конкурс по Валу был незаконным. Якобы тогда же Яцкевичу и его жене позвонил легендарный человек нашего бизнеса Роман Абрамович, который по-дружески сообщил, что он будет снят, если результаты конкурса по Валу Гамбурцева не будут аннулированы. Были или нет разговоры, знают только участники. Но факт остается фактом. После того как результаты аннулированы не были, Яцкевич был снят. Это только предварительный расклад, показывающий всю серьезность намерений главных королей нашей нефтянки отобрать Вал Гамбурцева. Тогда же в политтусовке распространилось "неофициальное" мнение, что Артюхов назначен именно пулом нефтяных королей для того, чтобы решить вопрос по Валу Гамбурцева. Никто не знал, насколько масштабнее планы у нового министра. Стратегия и тактика Как всякий опытный управленец, Виталий Григорьевич отлично понимает: для того чтобы рулить процессом самостоятельно, ему необходимо "зачистить" подведомственную территорию. Все ключевые позиции должны занять его люди. Но за что увольнять опытных и заслуженных людей? Тем более сама процедура увольнения госчиновников очень сложна. Вот тут-то и начинаются ежедневные истерики и ссылки на то, что он пришел выполнить "волю Путина" и разогнать "гнездо коррупционеров". Иногда речь заходила даже о – внимание! – "вредительстве". Просто не Москва-2001, а Москва-1937. Все это по всем законам разводки перемежалось с требованиями держать язык за зубами, утверждениями, что за всем пристально наблюдают "два старших брата" – Патрушев и Заостровцев (последние о своей роли главных держиморд в Министерстве природных ресурсов наверняка даже и не знают, особенно учитывая, что у Заостровцева, как говорят, довольно острые отношения, например, с холдингом "Сибнефть-Русал"). В течение кратчайшего времени были уволены замминистра Пак, Пинчук, Наталенко, Хвостов. Последние двое вообще не имели никакого отношения к лицензированию – они занимались геологией. Уволен начальник департамента финансов. Начальника департамента внешних связей Мамин был обвинен в сотрудничестве со спецслужбами Норвегии. Его коллега Галимзянов был увезен с сердечным приступом. Сняты начальники департаментов собственности, делопроизводства, лицензирования и т.д. и т.п. Начали уходить даже заместители начальников департаментов. Так, ушел замначальника департамента геологии Келлер, который считался крупнейшим специалистом в отрасли. Министерство оказалось разгромленным буквально в считанные месяцы. Больше всего жалко геологию. Потому что, как всякая реальная вещь, разрушена она может быть за несколько месяцев, а воссоздавать ее придется годами. И уже не Артюхову. На месте возрастных и опытных геологов появились юноши лет 30 из Дорожного фонда. Свято место пусто не бывает. В министерстве появились люди, которых напуганные сотрудники считают связанными с фирмами Руслана Орехова – человека тоже вполне определенной репутации. При Ельцине он возглавлял главное правовое управление администрации и имел славу одного из главных лоббистов в стране. Предполагаемые "ореховцы" тут же начали перебирать всю почту министерства, чтобы определить, где текут главные финансовые реки. Между тем из-за того, что пертурбации шли не переставая, деньги в геологические партии начали переводиться с огромным опозданием. Геологи, которые должны были уже возвращаться домой, буквально зависли между небом и землей. Но, впрочем, кого это волнует в тот момент, когда "выполняется воля президента"? Тогда же у здания министерства прошли пикеты фирм, которые завозят в Россию холодильное оборудование. На его ввоз лицензию тоже должно выдавать ведомство Артюхова. Если раньше это делалось оперативно, то при новых начальниках по каким-то непонятным причинам выдача разрешений стала затягиваться на недели. Фирмы несли фантастические убытки на таможенных складах. Казалось, ничто не может изменить ситуацию, но, как только появились камеры вокруг пикетчиков, необходимые бумаги были оформлены за несколько часов. Но главное внимание, конечно, было уделено все тому же месторождению на Вале Гамбурцева. Воспользовавшись одним из технических нарушений "Северной нефти", министерство тут же выпускает распоряжение об отзыве лицензии. Что интересно, подписывает это распоряжение новый замминистра Янков. Сам Артюхов эту "филькину грамоту" подписывать не стал, потому что распоряжение впрямую противоречит статье 21 Закона о недрах РФ. Там написано, что пользователю должны давать три месяца на исправление недостатков. Тут речь о трех месяцах не шла вообще. Более того, помощники министра звонили по всевозможным адресам, вплоть до аппарата Строева, утверждая, что нельзя ставить никаких судебных препон этому распоряжению, потому что за ним стоит не воля каких-нибудь там алекперовых и абрамовичей, а непосредственно Путина. Надо сказать, что в самом министерстве это распоряжение вызвало огромное напряжение. Когда министр Артюхов потребовал от своего зама Катаевой (кстати, действительно связанной с питерской командой) провести брифинг на тему законности этого распоряжения, Катаева не смогла этого сделать. Потому что законность распоряжения и у нее вызывала огромные вопросы. И, как оказалось, не зря. Нарушения закона были столь очевидны, что, несмотря на все "кидания пальцев", суд признал их незаконными, распорядился отменить и даже вынес специальное отдельное постановление в адрес министерства. Самое смешное – первое постановление об отмене лицензии было отменено добровольно до решения суда – как бы в знак раскаяния и выполнения закона. Еще одна любопытная деталь. Чтобы каким-то образом "пристегнуть" Путина к ситуации, министр идет на прямое нарушение чиновничьего этикета. В конце июля ему устраивают прием у главы государства. После этой встречи с президентом пресс-служба министерства выпускает пресс-релиз, где, даже не поставив в известность пресс-службу президента (!), сообщает о том, что президент, по сути, занял определенную позицию в хозяйственном споре и дал конкретные поручения (подразумевалось, не в пользу "Северной нефти"). Более нагло публично использовать имя Путина как прикрытие – очень трудно. Естественно, Кремль взбрыкнул и не только не подтвердил пресс-релиз Министерства природных ресурсов, но и дал понять журналистам, что все сообщенное не имеет к позиции президента никакого отношения. Хотя бы потому, что президент просто не имеет права занимать какие-либо позиции в юридических спорах разных компаний. Руководитель Ненецкого округа Бутов, несмотря на звонки от Артюхова, все-таки отзыв лицензии подписывать не стал, а напомнил, что уже истекло три месяца после предупреждения ОАО "Архангельскгеолдобыча", которое тоже не выполняло условия лицензии. Вся хитрость только в том, что "Архангельскгеолдобыча" – подразделение "Лукойла". И как раз у нее лицензию не только можно, но и нужно было отнимать по всем требованиям закона. Бутов предложил Артюхову отозвать лицензии разом и у "Северной нефти", и у подразделения "Лукойла". По каким-то причинам, нигде не разъясненным, министр не отреагировал на это предложение губернатора. Впрочем, Вагита Алекперова видели в приемной Артюхова буквально через несколько дней после его назначения... "Президентский ключ" Но даже ситуация вокруг Вала Гамбурцева – ерунда по сравнению с новым размахом руководства министерства. Публично озвучена идея так называемого президентского ключа. До сих пор, по российской Конституции, право на выдачу разрешений на недропользование совместно выдают органы федеральной и местной власти. Поэтому и была нужна подпись губернатора Бутова. Артюхов предложил в Конституцию внести поправки. Теперь такие разрешения должен выдавать только федеральный орган по прямому поручению президента – это и есть так называемый президентский ключ. Естественно, эту идею могут поддержать только те регионы, где ничего, кроме песка и щебенки, нет. Но это не главное. Главное – заразить своей бурной деятельностью все руководство страны. Вроде бы все, что делается, – на благо. Вроде бы все строго подходит к новой политической линии. Вроде бы президент получает какие-то новые дополнительные полномочия. На самом деле это полная разводка. Президент получает огромные проблемы с губернаторами богатейших регионов страны. Перед выборами. Президент не получает сам никаких дополнительных полномочий, потому что у него нет времени заниматься сотнями и тысячами лицензий на недропользование. Все эти права реально уходят министру Артюхову и тем людям, которые стоят за его назначением. То, что это разводка, поняли и в министерстве, где тут же начали перераспределение обязанностей между федеральными, окружными и региональными подразделениями. (Окружные подразделения, как наименее подчиняющиеся министру, было предложено просто ликвидировать за ненужностью.) И тогда в ход пошел главный козырь. В приватных беседах по министерству пронесся шепоток, что все это безумие творится ради того, чтобы собрать деньги на новую предвыборную кампанию Путина. Между тем даже в Администрации Президента поняли, что в Министерстве природных ресурсов происходит что-то неладное. Причем поняли сразу после встречи Артюхова с Путиным. Потому что именно после этой встречи президент дал указание "разобраться с лицензированием, а то меня тут постоянно в бок толкают". Это распоряжение вызвало шок. Все напоминало финальную сцену из "Ревизора". Ведь даже дуракам стало ясно, что если бы ВВП действительно имел твердые планы, которые министр лишь осуществлял бы, то сразу после встречи этого распоряжения просто не было бы. А раз оно было – как-то сразу стало ясно, что не было никакой воли президента. Не было и не будет никаких денег на его предвыборную кампанию. Не было никаких Патрушева и Заостровцева. А была и есть грандиозная разводка, целью которой должно стать монопольное владение недрами страны узкой группой лиц. Но новые песни придумала жизнь... Пожалуй, по масштабу блефа ничего подобного в России давно не было. Сделано все с размахом. В каком-то смысле вызывает восторг. Но также вызывает и ужасное опасение. Выходит, теперь, прикрываясь именем президента, можно творить бог знает что. В первой половине 90-х, под дымовой завесой так называемых интересов России, начинались войны в Абхазии и Карабахе, шло восстановление Чечни, военные торговали оружием... Тогда под разговоры о державности шло самое страшное разворовывание страны. С тех пор время изменилось. Интересы страны стали пониматься прагматично. В этом огромная заслуга Путина. Прикрываться высокими словами об интересах родины стало гораздо труднее. Но теперь аппаратные демагоги хотят сделать завесу для своих операций уже из самого ВВП. И попробуй против них выступи – "воля президента". Может, последний о ней ничего и не знает. Но кто же его может спросить? И самое страшное, если Виталий Григорьевич Артюхов – это лишь первая ласточка. Александр Будберг, [ENWL] Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |