Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

2001, №35


Группа депутатов хочет отменить... демократию.
Совет Думы не возражает

Уважаемые коллеги!

14 сентября т.г. Советом Государственной Думы были приняты к рассмотрению и теперь будут вынесены на первое чтение проекты законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”” (см. бюллетень “Право – Природе” N 33 от 8 октября 2001 г.). Напоминаем, что речь идет о законопроектах явно направленных на отмену референдумов, как реального механизма волеизъявления граждан, что фактически означает ограничение гражданских свобод населения России и является прямым нарушением демократических норм. Так, например, согласно предлагаемым изменениям, вопросы, выносимые гражданами на референдум, должны будут утверждаться обеими палатами парламента.

Ряд неправительственных экологических организаций в настоящий момент готовит обращение по этому поводу к президенту РФ, председателям Совета Федерации и Государственной Думы с просьбой дать взвешенную оценку предложенным законопроектам и не допустить принятия антидемократических законов, поскольку предлагаемые законопроекты находятся сейчас на стадии получения отзывов.

Мы просим Вас поддержать нашу инициативу и направить от своего имени в адрес президента РФ, председателей Совета Федерации и Государственной Думы подобные обращения. Пожалуйста, сообщите нам о направленных Вами обращениях, так как это важно для дальнейшего давления на органы власти.

Со своей стороны, мы готовы предоставить любую дополнительную информацию.

С уважением,
Морозов Алексей, Щербачева Мария
Гринпис России

 

Почтовые адреса для обращений:

Председатель Государственной Думы Селезнев Геннадий Николаевич
Государственная Дума Российской Федерации
103625, Москва, ул. Охотный ряд, д.1

Председатель Совета Федерации Строев Егор Семенович
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
103426, Москва, ул. Б. Дмитровка, 26

Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович
103132, Москва, Старая пл., 4 (или же Москва, Кремль)

* * * * * * *

Приложение

Предварительный анализ поправок к Конституционному закону
“О референдуме Российской Федерации”

1. Под № 108899-3 предложена поправка к абзацу 3 ст. 9

Старая редакция

Предложенная редакция

СТАТЬЯ 9. Порядок реализации инициативы граждан Российской Федерации о проведении референдума Российской Федерации

Абзац 3. Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы.

Абзац 7. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Федерального конституционного закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии тех субъектов Российской Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве, а в случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, также и Министерство иностранных дел Российской Федерации.

СТАТЬЯ 9. Порядок реализации инициативы граждан Российской Федерации о проведении референдума Российской Федерации

Абзац 3. Инициативная группа обращается в Центральную избирательную комиссию.

 


Абзац 7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Федерального конституционного закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства направляет его для утверждения в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которые в течение одного месяца принимают решение об утверждении либо отклонении вопроса (вопросов), предлагаемых на референдум Российской Федерации. В случае получения на него положительного решения, в срок до 15 дней с момента их поступления от палат Федерального Собрания Российской Федерации Центральная избирательная комиссия принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство либо в случае поступления отрицательного заключения от одной или обеих палат Федерального Собрания – об отказе в ее регистрации и извещает об этом избирательные комиссии тех субъектов Российской Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве, а в случае, предусмотренной частью второй настоящей статьи, также и Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Комментарий.

Совершенно очевидно намерение законодателя ограничить права граждан в инициировании референдума на территории Российской Федерации.

В соответствии с поправкой к абц. 3 ст. 9 инициативная группа должна обращаться не в избирательную комиссию того субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство ее членов, а в Центральную избирательную комиссию. Очевидно, что это создаст определенные трудности, связанные с необходимостью поездки членов инициативной группы в Москву, регистрации в городе, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Поправка к абз. 7 ст. 9 фактически исключает возможность проведения федерального референдума в отсутствие согласия государственной власти, поскольку для утверждения вопросов референдума требуется согласия двух палат Федерального собрания, причем, если, хотя бы одна из них такого согласия не даст, Центризбирком отклоняет ходатайство инициативной группы.

Предложенная поправка противоречит п.3 ст.3 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой “Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.

Предложенная поправка позволяет ограничивать “высшее и непосредственное выражение власти народа” органами государственной власти, подменяя его “волеизъявлением” палат Федерального собрания.

Таким образом, абсолютно утрачивается возможность “непосредственного” выражения народной власти, поскольку такое выражение должно быть опосредовано волей обеих палат Федерального собрания.

“Высшее” выражение народной власти также становится фикцией, т.к. даже сама возможность реализации этой “высшей” власти может быть ограничена властным решением хотя бы одной из палат Федерального собрания.

На наш взгляд, законодатели предполагают создать механизм пресечения даже самой попытки народа осуществить “высшее и непосредственное выражение власти”.

2. Под № 105728-3 преложена поправка к абзацу 10 ст.9

Ст. 9 дополняется абзацем 10 следующего содержания:

“Сбор подписей осуществляется в порядке и местах, которые определяются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Подписи могут собираться только среди граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания собранных подписей недействительными и (или) для отказа в проведении референдума Российской Федерации”.

Комментарий.

Внесение этой поправки означает беспрецедентную попытку государства пресечь инициативу в проведении референдума и саму возможность проведения федерального референдума.

Сборщики подписей, в соответствии с этой поправкой, должны стоять в местах, строго определенных избирательной комиссией субъекта Федерации. Количество этих мест не определено. Таким образом, их может быть, например два или три. Возможность сбора подписей в определенных местах также не определена. Следовательно, таким местом могут быть, в частности, “спальные” микрорайоны больших городов или окраины средних городов и поселков. Естественно, что в качестве мест сбора подписей не будут указаны высшие учебные заведения, вокзалы, парки и т.п. посещаемые места.

То есть законом становится абсолютное право избирательной комиссии субъекта Федерации указать количество и географическое месторасположение площадок для сбора подписей. Передвижение сборщиков подписей на другие места исключается.

Отрицательные последствия в виде невозможности сбора необходимого числа подписей очевидны.

Запрет на участие в сборе подписей администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций делает невозможным финансовое обеспечение инициативной группы по проведению референдума.


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями разрешается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


20.06.2024
Обращение по поводу планируемых опасных изменений в Правила охоты



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены