Eng |
| по номерам | подписка | ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы №51 (3), октябрь 2003. Пояснительная записка Проект Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" подготовлен с целью внесения изменений и дополнений в нормы, устанавливающие полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области создания и функционирования особо охраняемых природных территорий, а также в связи с необходимостью ликвидации пробелов и недостатков, выявленных в процессе реализации Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". Предлагаемые законопроектом изменения и дополнения являются результатом анализа правоприменительной практики, обобщения выявленных правовых коллизий, а также проведенного анализа норм указанного федерального закона. Принятие законопроекта обеспечит четкое разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основе положений, закрепленных статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации Законопроектом предлагается установить принципы разграничения полномочий в сфере создания и объявления особо охраняемых природных территорий между органами государственной власти Российской Федерацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Предложенная концепция исходит из того, что придание особо охраняемым природным территориям федерального, регионального или местного значения нецелесообразно. Вместе с тем в переходные положения законопроекта включена норма о необходимости приведения правового статуса ранее созданных природных парков в соответствие с видами особо охраняемых природных территорий, установленными в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" после внесения в него изменений и дополнений. В отношении памятников природы законопроектом предлагается ввести понятие "памятник природы национального значения". К памятниками природы национального значения предложено относить объекты и комплексы естественного происхождения с уникальным сочетанием природных особенностей и свойств, а также объекты природы, связанные с культурно- историческими событиями мирового или общенационального уровней либо с национальными символами. Законопроектом предлагается установить основания и порядок создания особо охраняемых природных территорий. Так, национальные парки и государственные природные заповедники предложено создавать путем принятия федерального закона, определяющего границы этих особо охраняемых природных территорий и границы их охранных зон. Объявление земель и находящихся на них объектов государственным природным заповедником или национальным парком должно осуществляться с учетом мнения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых предполагается создание особо охраняемой природной территории. Объявление территории государственным природным заказником и памятником природы национального значения предложено осуществлять нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. При этом Правительство Российской Федерации принимает решение о создании государственного природного заповедника и памятника природы национального значения при наличии мотивированных заключений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых предполагается создание особо охраняемых природных территорий. Территория объявляется памятником природы нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если она расположена в границах двух и более муниципальных образований, при наличии мнения органов местного самоуправления, в границах которых предполагается объявление такого памятника природы. В случае если в границы указанного памятника природы включаются земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, его границы должны быть согласованы с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или с органом местного самоуправления, соответственно. Согласно законопроекту органы местного самоуправления уполномочены принимать нормативные правовые акты об объявлении территории памятником природы в случае, если она расположена в границах соответствующего муниципального образования. При этом в случае если в границы памятника природы, объявленного таковым муниципальным правовым актом органа местного самоуправления, включаются земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации или собственности субъекта Российской Федерации, законопроектом предусматривается необходимость согласования границ указанного памятника природы с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно. Следует особо отметить изменения и дополнения, вносимые в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в связи с предложением о признании утратившим силу Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и .курортах". С учетом того, что правовой режим особо охраняемых природных территорий направлен на их особую охрану и защиту, законопроектом предложено к особо охраняемым природным территориям относить только территории с уникальными природными ресурсами. В этой связи особенности правового режима территорий с уникальными природными ресурсами, основания и порядок их создания должны быть установлены Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях". В качестве основания для отнесения соответствующих территорий к территориям с уникальными природными ресурсами определено наличие природных лечебных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, перечень которых утверждается федеральным законом. Объявление конкретной территории территорией с уникальными природными ресурсами предложено осуществлять путем ее включения в перечень территорий с уникальными природными ресурсами, утверждаемый федеральным законом с описанием границ территории с уникальными природными ресурсами. Указанный федеральный закон должен вноситься в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, в том числе по предложениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по месту расположения территории. Органы местного самоуправления вправе направлять в органы государственной власти субъектов Российской Федерации обращения об объявлении территорий (акваторий) территориями с уникальными природными ресурсами. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не обладающих уникальными природными ресурсами, представляется целесообразным относить к землям рекреационного назначения категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Особенности правового режима земель рекреационного назначения установлены Земельным кодексом Российской Федерации. В соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации государственные учреждения создаются для осуществления управленческих функций. В связи с этим полномочиями по охране особо охраняемых природных территорий законопроект наделяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Следует отметить, что некоторые нормы законопроекта направлены на приведение Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также на исключение норм, дублирующих правовые нормы иных специальных или отраслевых федеральных законов. Кроме того, изменения и дополнения, вносимые в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", соответствуют изменениям, вносимым в Земельный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы в части разграничения и определения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Законопроектом предусмотрен переходный период, в течение которого правовой статус и режим особой охраны государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иных особо охраняемых природных территорий, созданных в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" (в действующей редакции), подлежат приведению в соответствие с видами особо охраняемых природных территорий и их режимами особой охраны, установленными настоящим проектом федерального закона. Со дня истечения срока, установленного законопроектом, изменение правового статуса и режимов особой охраны особо охраняемых природных территорий, созданных до его вступления в силу, должно осуществляться в порядке их создания в соответствии с законопроектом. При этом утверждение правового статуса и режимов особой охраны государственных природных заповедников и национальных парков, созданных до введение ! Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета. Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента. © Центр охраны дикой природы. | |||
© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены |